Изобретение OTHOCSITCH к техническим средствам обучения, в частности к обучайщим устройствам, и может быть использовано в лекционныхj практических и контрольных занятиях для обучения и контроля знаний о6учае1-агх
По основному авт. ев, № 9820625 известно устройство для обучения и контроля знаний обучаемых, содержащее последовательно включенные пульты обучаемых, коммутатор пультов и первый блок сравненияS а также блоки регистрации м индикации, последовате льно соединенные счетчик этапов обучния распределитель импульсов и блок памяти5 выход которого соединен с входом блока индикации,, и последовательно включенные элемент I-fflHs сче чик количества обучаемых и второй блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом блока регистрации а выход -- с вторьм входом распределителя импульсов и первым входом элемента ИЛИ второй вход которого подключен к второму выходу коммутатора пультов, соединенному с третьим входом распределителя импульсов и входо счетчика этапов обучения второй которого подключен к второму входу первого блока сравнения, вьгко,:, которого соединен с четвертьв входом распределителя импульсовэ первьй и второй выходы которого подключены, соответственно с входом блока р еги-страции и вторым входом счетчика коГ1 },
Это устройство позволяет аЕТОмг--тическк представлять оперативную информацию преподавателю об этапе программь э который изучает наибольше количество учащихся; однако для эффективного ведения учебного .процесса в учебной группе необходима информация об отстающих с целью оказания им своевременной помощи. Такой информации устройство не предостаЕ ляет преподавателю.
Целью изобретения является раскгирение дидактических возможностей уст ройства за счет автоматического выявления отстающих учащихся с указанием номера этапа, на котором он находится.
Поставленная цель достигается тем что в устройство введены последо.вательно включенные дополнительные элемент задержки, триггер и блок памяти выход которого соединен с вторььм входом блока индржадиИ; а второй вход с вторым выходом ос ювного блока памяти S и цепочки из последовательно включенных элемента И, э.пемента памяти и индикатора, причем первые входы элементов И цепочек соединены с третьим выводом коммутатора пультов, вторые входы - с выходом дополнительного тригт-ера. а третьи входы с од из выходов распределителя импульсов подк.люченным к входу дополнительного злемента задержки
На чертеже пре.дставлеиа схема предлагаемого устройства.
Схема включает пульт обучаемых и пульт 2 преподавателя,. Пу.пьт 2 состоит из коммутатора 3 пультов; соединенЕ-ioro с выходами пульта 1 и с входами блока 4 сравнения,, элемента ИПИ 5, триггера 6 счетчика 7 кол.и чества этапов (разделов). Выход блока 4 через элемент И 8 соединен с входом счетчика 9 количества обучавi-C:.Xs а через элемент И 10 - с входом счетчика )1 количества обучаемых Вы ходы счетчика 9 и 11 соединены с вхо.дами блока 12 сравнения выход которого соединен с входом элемента ИЛИ 5 и шиной установки в нулевое состояние триггера 6. Вых.од элемента ИЛИ 5 соединен с шиной устано.в.ки в нз,левое состояние счетчяка 1 1 , Нулевой выход триггера 6 соединен с элементом И 8, а единичной выход с элементом И -0. Счетчик 7 соединен с блоком : и через узел 3 элементов И с блоком ;4 памяти., соединенным с индикатором 1Ь (этапа). Выход элемента И 8 соедипе.н с б.гюком 4 и через элемент 16 задержки с узлом 13„ Выход , счетчика 9 соединен с индикатором 17. Устройство также содержит последовательно соединенные элемент 8 задержки,, триггер 19, блок 20 памяти и индикатор 21, Вход элемента 18 соединен с выходом элемента И 8. Выход элемента 18 соединен с единичным входом триггера 19 Кроме того, устройство содеряс :т цепочки регистрации отстающих уча цихся число которых равно числу пультов обучаег-ли;:. Каждая цепочка регистра.ции отстающего учащегося содержит п.оследовательно соединенцые элемент И 22, элемент 23 памяти и инд.лкатор« 24 (пульта OTCTamaieго учащегося), Входы элемента И 22 соединены с выходом коммутатора 3 ггультов. с выходом элемента К 8 и с нупевьпм выходом тригтера 19. Шины установки в нулевое положение счетчи ка 9, счетчика 7 и триггера 19, а также элемента 23 соединены с выходом элемента И 25, один вход которого соединен с выходом генератора 26s а другой через элемент 27 задержки с выходом коммутатора 3 пультов. Комму татор 3 пультов состоит из входных элементов И 28, распределителя 29 им пульсов и элемента ИЛИ 30. Распределитель 29 может состоять из генератора импульсов, счетчика импульсов и дешифратора (не показаны). В связи с тем, из пульта 1 поступает многоразрядный код, элементы 28 и 30 состоят из нескольких идентичных схем. Блоки 4 и 12 сравнивают два поступающих кода на равенство. Триггер 6, элементы И 8 и 10, б и узел 14 представляют собой распределитель 3 импульсов, счетчик 9 и индикатор 17 - блок 32 регистрации, а индикаторы 15 и 21 - блок 33 индикации. Предлагаемое устройство работает следующим образом. Информация о номере этапа (количе стве изученных разделов) из пульта 1 поступает на входы элементов.28. На второй вход элемента 28 первого опра шиваемого пульта 1 с распределителя 29 приходит разрешающий сигнал, по которому код этапа через элементы 28 и 30 поступает в блок 4 сравнения. С выхода счетчика 7 код этапа (в исходное состояние в счетчика 7 з писан код первого этапа) подается в двоичной форме в блок 4. Таким образом, в блок 4 поступает два кода код интересуюшегО этапа и код этапа опрашиваемого в данный момент пульта 1. Эти коды сравниваются и, в случае совпадения, блок 4 вырабатывает сигнал сравнения, который через элемент И 8 (в исходном состоянии триггер & находится в нулевом состоянии) посту пает в счетчик 9 и прибавляет единицу к его предыдущему состоянию. Распределитель 29 через период опроса подает разрешающими сигнал на следующий элемент И 28 и блок 4 в этот момент сравнивает код этапа следующего пульта 1 и т.д- Таким образом, за цикл опроса на счетчике 9 накапливается число обучаемых, изучающих в да ный момент времени установленньй на счетчике 7 этап (раздел) обучающей программы. Код количества обучаемых поступает из счетчика 9 в блок 17 и высвечивает преподавателю число обучаемых, изучающих в данйый момент установленньй на счетчике 7 этап (раздел) обучающей програьмы. С выхода элемента И 8 подается нал на блок 14 и обнуляет его, одновременно этот сигнал через элемент 16 подается на узел 13, и код этапа обучающей программы,, записанньй в счетчик 7, записывается в блок 14. Коя этапа поступает из блока 14 в блок 33 н Еь свбчивает преподавателю номер эгзпа (раздела). После завершения цикла опроса распределитель 29 вьщает сигнал на элемент 1ШИ 5, триггер 6, счетчик 7 При этом триггер 6 устанавливается в единичное состояние, В счетчик 7 прибавляется единица. Счетчик 11 устанавливается в нулевое состояние. После этого цикл опроса автоматически повторяется. Но в этом случае сигнал сравнения, вырабаты15аемый блоком 4, поступает через элемент И 10 на счетчик 11 (так как триггер 6 установлен в единичное состояние) и прибавляет единицу к его предьщ т:цему состоянию. Если в процессе опроса на данном цикле число записанных единиц в счетчике 1 не станет равнъп числу записанных единиц в счетчике 9, по окончании цикла опроса р;.спределител. 29 выдает сигна,п на ЭЛСМЕ НТ 5, триггер б, счетчик 7, При этом триг-гер 6 остается в единичном состоянии. В счетчик 7 прибавляется еще одна единица. Счетчик 11 обнуляется. При этом блок 17 показыкает количс ство обучаемых при первом опросе, а блок 15 - номер первого этапа. Цикл опроса коммутаторол повторяется на новом номере этапа. Если в процессе опроса на данном цикле число записанных единиц в счетчике 11 станет равным числу записанных единиц в счетчике 9, с блока . подается сигнал на элемент ИЛИ 5 и на триггер 6. При этом счетчик 11 обнуляется, а триггер 6 уЬтанавливается в единичное состоянр5е и при даль нейшем опросе пульта 1 сигнал сравнения, вьфабатываемьш блоком 4, через элемент 8 подается на счетчик 9. Благодаря сигналу, поступающему с вькода элемента 8 на блок 14, через узел 13 записывается номер данного этапа. После завериения цикла опроса рас пределиТель 29 вновь выдает сигнал на элемент 5, триггер 6 и счетчик 7 В дальнейшем работа устройства происходит аналогично описанной. При этом счетчик 7 обеспечивает непрерывный последовательный перебор кодов всех этапов. При первом же совпадении кода интересующего этапа и кода этапа, опрашиваемого в данный момент пульта, по сигналу с блока 4 через элементы 8 и 18 триггер 19 у.танавливается в единичное состояние. При этом благодаря тому, что время задержки элемента 18 выбрано не меньше времени опроса коммутатором 3 всех пультов 1, по сигналу с нулевого выхода триггера 19 содержимое блока 14 записьгоается в блок 20, содержимое которого отображено блоком 33 индикации (преподавателю представлена информация о самом низшем этапе, на котором находятся отстающие учащиеся). Кроме этого благодаря наличию сигнала с нулевого выхода триггера 19 при каждом появлении сигнала на выходе элемента 8 открьгоается элемент 22, соединенный через соответствующий элемент 28 с опрашиваемым пультом 1. Сигналом с элемента 22 включается соответствующий элемент 23 памяти, и индикатором 0 3 24 высвечивается номер пульта отстающего учащегося (преподавателю автоматически предоставляется информация о конкретно отстающем учащемся). При этом благодаря том/, что новый цикл опроса может начаться через время, не меньшее времени задержки элемента 19, при выдаче сигнала с элемента 8 при последующих циклах опроса изменения состояния элементов 23 произойти не может, так как на входах элементов 22, соединенных с нулевым выходом триггера 19, сигнала нет (триггер 19 сигналом с элемента 18 устанавливается в единичное состояние j , Дпя обеспечения правильной работы устройства ( для обеспечения своевременности представления информации ) счетчики и элементы памяти периодически обнуляются сигналами с генератора 26 (например, с периодом 30 с) через элемент И 25. пользование предлагаемого устройства позволяет автоматически представлять информацию преподавателю об отстающих учащихся с указанием номера этапа, на котором они находятся, что дает возможность своевременно-оказать помощью отстающим учащимся и в конечном итоге повысить эффективность процесса обучения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых | 1981 |
|
SU982062A1 |
Автоматизированный класс для обучения и контроля знаний обучаемых | 1982 |
|
SU1059601A1 |
Автоматизированный класс для обучения и контроля знаний учащихся | 1978 |
|
SU881814A2 |
Автоматизированный класс для обучения и контроля знаний учащихся | 1981 |
|
SU1010640A1 |
Автоматизированный класс для обучения и контроля знаний обучаемых | 1988 |
|
SU1624497A1 |
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся | 1978 |
|
SU769600A1 |
Пульт преподавателя для обучающих устройств | 1984 |
|
SU1166163A1 |
Устройство для обучения и контролязНАНий учАщиХСя | 1977 |
|
SU802986A1 |
Автоматизированный класс для обученияи КОНТРОля зНАНий ОбучАЕМыХ | 1979 |
|
SU836650A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1979 |
|
SU851450A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ.по авт.св. № 982062, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены последовательно ..включенные дополнительные элемент задержки триггер и блок- памяти, выход которого соединен с вторым входом блока индикации, а второй вход - с вторым выходом основного блока памяти, и цепочки из последовательно включенных элемента И, элемента памяти и ин дикатора, причем первые входы элементов И цепочек соединены с третьим зыходом коммутатора пультов, вторые входы - с выходом распределителя импульсов, подключенным к входу дополнительного элемента задержки.
I | |||
0 |
|
SU82062A1 | |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1984-05-15—Публикация
1982-11-16—Подача