Стопор для якорной цепи Советский патент 1984 года по МПК B63B21/18 

Описание патента на изобретение SU1105376A1

Изобретение относится к судостроению, в частности к якорному устройству. Известен стопор для якорной цепи, включаюпдий корпус с желобом для этой цепи, двумя вертикальными степками и направляющими пазами, упор, стопорящий элемент, связанный с помощью шарнирного соединения с рычагом, установленным на корпусе с возможностью поворота, соединенным с приводом стопора и взаимодействующим с ползунами, размещенными в направляющих пазах корпуса I. Недостатком указанного стопора для якорной цепи является невозможность стопорения цепи при положении якоря «Попоходному и отдачи стопора под нагрузкой. Цель изобретения - обеспечение возможности стопорения цепи при положении якоря по-походному и отдачи стопора под нагрузкой. Цель достигается тем, что в стопоре для якорной цепи, включающем корпус с желобом для этой цепи, двумя вертикальными стенками и направляющими пазами, упор, стопорящий элемент, связанный с помощью шарнирного соединения с рычагом, установленным на корпусе с возможностью поворота, соединенным с приводом и взаимодействующим с ползунами, размещенными в направляющих пазах корпуса, в рычаге выполнен продольный паз, в котором размещена ось стопорящего элемента, направляющие пазы корпуса выполнены параллельными опорной поверхности упора, которая расположена под углом к вертикали, равным углу трения, упор смонтирован с возможностью перемещения вдоль якорной цепи, а стопорящий элемент выполнен с возможностью взаимодействия с упором своей нижней частью, имеющей цилиндрическую поверхность, образующая которой параллельна оси вращения стопорящего элемента и пересекается с линией, проходящей через середину опорной поверхности упора параллельно оси желоба. На фиг. 1 изображен стопор, продольный разрез; на фиг. 2 - узел 1 на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 3. Стопор для якорной цепи состоит из корпуса 1 с желобом для цепи и двумя вертикальными стенками, расположенными по обе стороны желоба, на которых на оси 2 шарнирно установлен рычаг 3, жестко связанный с приводом 4. Второй конец рычага 3 имеет паз С, в котором расположена ось 5. На оси 5 установлены два ползуна 6, которые размещены в пазах D стенок корпуса 1. Кроме того, на оси 5 шарнирно установлен стопорящий элемент 7, который имеет проем Е (фиг. 3) для прохода вертикальных звеньев цепи 8. Наружная поверхность F стопорящего элемента спрофилирована по форме огона буксирного или щвартовного каната 9 (фиг. 4). Противоположный оси 5 конец стопорящего элемента 7, примыкающий к упору 10 (фиг. 2), имеет цилиндрическую поверхность G с осью цилиндра, параллельной оси вращения стопорящего элемента и пересекающейся с линией, проходящей через середину опорной поверхности Н упора 10 параллельно оси желоба, и размещен в рабочем положении в проеме 5 корпуса 1. Упор 10 установлен в проеме с возможностью продольного перемещения посредством ручного привода (не показан). Плоская опорная поверхность Я упора 10 наклонена к вертикальной оси под углом у , примерно равным углу трения, а продольные пазы D в стенках корпуса выполнены параллельными опорной поверхности Н. В вертикальных стенках корпуса 1 выполнены проемы /С (фиг. 4), параллельные оси цепи для прохода огона, буксирного или щвартовного каната 9. Рукоятка 4 стопора имеет фиксатор 11. Стопор для якорной цепи работает следующим образом. Упор 10 устанавливается в крайнее носовое положение (кякорю), стопорящий элемент 7 опускается посредством рукоятки 4 и рычага 3 в крайнее нижнее положение таким образом, что вертикальное звено цепи 8 располагается в проеме Е, а стопорящий элемент располагается между двумя горизонтальными звеньями и в проеме 3 корпуса 1. Рукоятка 4 стопорится фиксатором 11. Для отдачи стопора рукоятка 4 переводится в кормовое положение поворотом против часовой стрелки, при этом ось 2 разворачивает рычаг 3, который перемещает ось 5 в пазах D корпуса 1 и поднимает стопорящий элемент 7 в крайнее верхнее положение. Расположение наклона пазов D и опорной поверхности Я под углом, близким к углу трения, позволяет стопорящему элементу 7 выходить из зацепления с упором 10 при действии незначительного по величине усилия на рукоятке 4 даже при значительных усилиях в цепи 8, действующих на стопорящий элемент 7. При отдаче стопора стопорящий элемент перемещается поступательно, так как пазы D и поверхность N имеют одинаковый наклон, что исключает «закусывание стопорящего элемента цепью и способствует уменьшению усилия отдачи стопора на рукоятке 4. При выходе стопорящего элемента из зацепления с упором он разворачивается вокруг оси 5 и освобождает цепь. Крепление цепи в положении якоря «Попоходному выполняется аналогично. Однако при втягивании якоря в клюз звенья цепи занимают различные положения относительно корпуса стопора, при этом может оказаться, что при контакте с упором 10 стопорящий элемент 7 не касается горизонтального звена цепи, т.е. цепь имеет возможность сместиться до контакта со стопорящим элементом, что приводит к недопустимому зазору между якорем и клюзом. Для исключения этого упор 10 перемещается в сторону кормы до тех пор, пока стопорящий элемент не прижимается плотно с одной стороны к горизонтальному звену цепи, а с другой стороны - к упору. Отдача стопора производится в указанном порядке.

Стопор для якорной цепи может быть использован также для крепления огона буксирного или щвартовного каната. Для этого в вертикальных стенках корпуса стопора выполнены проемы, параллельные оси цепи, а поверхность стопорящего элемента, не

соприкасающаяся с упором, спрофилирована по форме огона буксирного или швартовного каната. Огон каната располагается на поверхности F стопорящего элемента и проемах К корпуса. Стопор закрывается и надежно удерживает канат с усилие.м, близким к разрывному усилию каната. Отдача каната производится указанным способом. Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает возможность стопорения цепи при положении якоря «По-походному и отдачи стопора под нагрузкой. Его можно использовать для стопорения буксирного или щвартовного каната.

Похожие патенты SU1105376A1

название год авторы номер документа
Стопор для якорной цепи "прогресс 1986
  • Владинец Георгий Иванович
  • Немеровский Семен Яковлевич
  • Простякова Раиса Владимировна
SU1463621A1
Стопор для якорной цепи 1985
  • Владинец Георгий Иванович
  • Немеровский Семен Яковлевич
  • Гришин Евгений Михайлович
SU1293069A1
Стопор якорных устройств 1979
  • Владинец Георгий Иванович
  • Пищиц Гарри Семенович
SU770918A1
Стопор для якорной цепи 1982
  • Гришин Евгений Михайлович
  • Владинец Георгий Иванович
SU1068330A1
Стопор для якорной цепи 1976
  • Колтыго Василий Дмитриевич
  • Владинец Георгий Иванович
SU567631A2
Стопор якорной цепи 1979
  • Орлов Александр Иванович
  • Сергеев Александр Сергеевич
SU816864A1
Устройство для фиксации и отдачи буксирного троса 1981
  • Сапунов Александр Петрович
  • Захаров Василий Васильевич
  • Авдюков Владимир Николаевич
  • Тарасов Евгений Васильевич
SU958213A1
Стопор для якорной цепи 1977
  • Колтыго Василий Дмитриевич
  • Владинец Георгий Иванович
SU662414A1
Буксирный гак 1974
  • Каримов Анатолий Мавлюдович
  • Бугринов Анатолий Николаевич
SU513900A2
Держатель буксирного троса 1979
  • Лопатин Иван Павлович
  • Сапунов Александр Петрович
  • Шемарин Геннадий Евгеньевич
SU867773A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 105 376 A1

Реферат патента 1984 года Стопор для якорной цепи

СТОПОР ДЛЯ ЯКОРНОЙ ЦЕПИ, включающий корпус с желобом для этой цепи, двумя вертикальными стенками и направляющими пазами, упор, стопорящий элемент, связанный с помощью шарнирного соединения с рычагом, установленным на корпусе с возможностью поворота, соединенным с приводом стопора и взаимодействующим с ползунами, размещенными в направляющих пазах корпуса, отличающийся тем, что, с целью обеспечения возможности стопорения цепи при положении якоря «По-походном у и отдачи стопора под нагрузкой, в. рычаге выполнен продольный паз, в котором размещена ось стопорящего элемента, направляющие пазы корпуса выполнены параллельными опорной поверхности упора, которая расположена под углом к вертикали, равным углу трения, упор смонтирован с возможностью перемещения вдоль якорной цепи, а стопорящий элемент выполнен с возможностью взаимодействия с упором своей нижней частью, имеющей цилиндрическую поверхность, образующая которой параллельна оси вращения стопорящего элемента и пересекается с линией, проходящей через середину опорной поверхности упора параллельно оси желоба.

Формула изобретения SU 1 105 376 A1

фиг. 2

иг.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1105376A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Горелка ванной стекловаренной печи 1960
  • Торлин Ф.И.
SU139775A1
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1

SU 1 105 376 A1

Авторы

Владинец Георгий Иванович

Немеровский Семен Яковлевич

Надточий Георгий Павлович

Даты

1984-07-30Публикация

1983-04-08Подача