Изобретение относится к судостроению, в частности к якорному устройству. Известен стопор для якорной цепи, включаюпдий корпус с желобом для этой цепи, двумя вертикальными степками и направляющими пазами, упор, стопорящий элемент, связанный с помощью шарнирного соединения с рычагом, установленным на корпусе с возможностью поворота, соединенным с приводом стопора и взаимодействующим с ползунами, размещенными в направляющих пазах корпуса I. Недостатком указанного стопора для якорной цепи является невозможность стопорения цепи при положении якоря «Попоходному и отдачи стопора под нагрузкой. Цель изобретения - обеспечение возможности стопорения цепи при положении якоря по-походному и отдачи стопора под нагрузкой. Цель достигается тем, что в стопоре для якорной цепи, включающем корпус с желобом для этой цепи, двумя вертикальными стенками и направляющими пазами, упор, стопорящий элемент, связанный с помощью шарнирного соединения с рычагом, установленным на корпусе с возможностью поворота, соединенным с приводом и взаимодействующим с ползунами, размещенными в направляющих пазах корпуса, в рычаге выполнен продольный паз, в котором размещена ось стопорящего элемента, направляющие пазы корпуса выполнены параллельными опорной поверхности упора, которая расположена под углом к вертикали, равным углу трения, упор смонтирован с возможностью перемещения вдоль якорной цепи, а стопорящий элемент выполнен с возможностью взаимодействия с упором своей нижней частью, имеющей цилиндрическую поверхность, образующая которой параллельна оси вращения стопорящего элемента и пересекается с линией, проходящей через середину опорной поверхности упора параллельно оси желоба. На фиг. 1 изображен стопор, продольный разрез; на фиг. 2 - узел 1 на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 3. Стопор для якорной цепи состоит из корпуса 1 с желобом для цепи и двумя вертикальными стенками, расположенными по обе стороны желоба, на которых на оси 2 шарнирно установлен рычаг 3, жестко связанный с приводом 4. Второй конец рычага 3 имеет паз С, в котором расположена ось 5. На оси 5 установлены два ползуна 6, которые размещены в пазах D стенок корпуса 1. Кроме того, на оси 5 шарнирно установлен стопорящий элемент 7, который имеет проем Е (фиг. 3) для прохода вертикальных звеньев цепи 8. Наружная поверхность F стопорящего элемента спрофилирована по форме огона буксирного или щвартовного каната 9 (фиг. 4). Противоположный оси 5 конец стопорящего элемента 7, примыкающий к упору 10 (фиг. 2), имеет цилиндрическую поверхность G с осью цилиндра, параллельной оси вращения стопорящего элемента и пересекающейся с линией, проходящей через середину опорной поверхности Н упора 10 параллельно оси желоба, и размещен в рабочем положении в проеме 5 корпуса 1. Упор 10 установлен в проеме с возможностью продольного перемещения посредством ручного привода (не показан). Плоская опорная поверхность Я упора 10 наклонена к вертикальной оси под углом у , примерно равным углу трения, а продольные пазы D в стенках корпуса выполнены параллельными опорной поверхности Н. В вертикальных стенках корпуса 1 выполнены проемы /С (фиг. 4), параллельные оси цепи для прохода огона, буксирного или щвартовного каната 9. Рукоятка 4 стопора имеет фиксатор 11. Стопор для якорной цепи работает следующим образом. Упор 10 устанавливается в крайнее носовое положение (кякорю), стопорящий элемент 7 опускается посредством рукоятки 4 и рычага 3 в крайнее нижнее положение таким образом, что вертикальное звено цепи 8 располагается в проеме Е, а стопорящий элемент располагается между двумя горизонтальными звеньями и в проеме 3 корпуса 1. Рукоятка 4 стопорится фиксатором 11. Для отдачи стопора рукоятка 4 переводится в кормовое положение поворотом против часовой стрелки, при этом ось 2 разворачивает рычаг 3, который перемещает ось 5 в пазах D корпуса 1 и поднимает стопорящий элемент 7 в крайнее верхнее положение. Расположение наклона пазов D и опорной поверхности Я под углом, близким к углу трения, позволяет стопорящему элементу 7 выходить из зацепления с упором 10 при действии незначительного по величине усилия на рукоятке 4 даже при значительных усилиях в цепи 8, действующих на стопорящий элемент 7. При отдаче стопора стопорящий элемент перемещается поступательно, так как пазы D и поверхность N имеют одинаковый наклон, что исключает «закусывание стопорящего элемента цепью и способствует уменьшению усилия отдачи стопора на рукоятке 4. При выходе стопорящего элемента из зацепления с упором он разворачивается вокруг оси 5 и освобождает цепь. Крепление цепи в положении якоря «Попоходному выполняется аналогично. Однако при втягивании якоря в клюз звенья цепи занимают различные положения относительно корпуса стопора, при этом может оказаться, что при контакте с упором 10 стопорящий элемент 7 не касается горизонтального звена цепи, т.е. цепь имеет возможность сместиться до контакта со стопорящим элементом, что приводит к недопустимому зазору между якорем и клюзом. Для исключения этого упор 10 перемещается в сторону кормы до тех пор, пока стопорящий элемент не прижимается плотно с одной стороны к горизонтальному звену цепи, а с другой стороны - к упору. Отдача стопора производится в указанном порядке.
Стопор для якорной цепи может быть использован также для крепления огона буксирного или щвартовного каната. Для этого в вертикальных стенках корпуса стопора выполнены проемы, параллельные оси цепи, а поверхность стопорящего элемента, не
соприкасающаяся с упором, спрофилирована по форме огона буксирного или швартовного каната. Огон каната располагается на поверхности F стопорящего элемента и проемах К корпуса. Стопор закрывается и надежно удерживает канат с усилие.м, близким к разрывному усилию каната. Отдача каната производится указанным способом. Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает возможность стопорения цепи при положении якоря «По-походному и отдачи стопора под нагрузкой. Его можно использовать для стопорения буксирного или щвартовного каната.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Стопор для якорной цепи "прогресс | 1986 |
|
SU1463621A1 |
Стопор для якорной цепи | 1985 |
|
SU1293069A1 |
Стопор якорных устройств | 1979 |
|
SU770918A1 |
Стопор для якорной цепи | 1982 |
|
SU1068330A1 |
Стопор для якорной цепи | 1976 |
|
SU567631A2 |
Стопор якорной цепи | 1979 |
|
SU816864A1 |
Устройство для фиксации и отдачи буксирного троса | 1981 |
|
SU958213A1 |
Стопор для якорной цепи | 1977 |
|
SU662414A1 |
Буксирный гак | 1974 |
|
SU513900A2 |
Держатель буксирного троса | 1979 |
|
SU867773A1 |
СТОПОР ДЛЯ ЯКОРНОЙ ЦЕПИ, включающий корпус с желобом для этой цепи, двумя вертикальными стенками и направляющими пазами, упор, стопорящий элемент, связанный с помощью шарнирного соединения с рычагом, установленным на корпусе с возможностью поворота, соединенным с приводом стопора и взаимодействующим с ползунами, размещенными в направляющих пазах корпуса, отличающийся тем, что, с целью обеспечения возможности стопорения цепи при положении якоря «По-походном у и отдачи стопора под нагрузкой, в. рычаге выполнен продольный паз, в котором размещена ось стопорящего элемента, направляющие пазы корпуса выполнены параллельными опорной поверхности упора, которая расположена под углом к вертикали, равным углу трения, упор смонтирован с возможностью перемещения вдоль якорной цепи, а стопорящий элемент выполнен с возможностью взаимодействия с упором своей нижней частью, имеющей цилиндрическую поверхность, образующая которой параллельна оси вращения стопорящего элемента и пересекается с линией, проходящей через середину опорной поверхности упора параллельно оси желоба.
фиг. 2
иг.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Горелка ванной стекловаренной печи | 1960 |
|
SU139775A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
Авторы
Даты
1984-07-30—Публикация
1983-04-08—Подача