1
Изобретение относится к судостроению.
Известен стопор якорных устройств, содержащий корпус, имеющий направляющую для цепи, упоры, и проем, в котором шарнирно установлен палс противовесом и фиксатор пала ij.
Известный стопор не может быть отдан под нагрузкой, т.е. когда на |Q цепь действует нагрузка от веса якоря (при якоре, втянутом в клюз) и от веса вытравленной цепи (при стоянке судна на якоре), а также не обеспечивает удобства и надежности при работе.
Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик стопора якорных устройств.
Поставленная цель достигается тем,20 что предлагаемый стопор якорных устройств снабжен шарнирно закрепленным на корпусе двуплечим рычагом, одно плечо которого имеет возможность взаимодействия с палом, а другое кинема-25 тически связано с фиксатором, причем сопрягаемые поверхности пгша и упоров выполнены наклонными, а углы, образованные этими поверхностями с плоскостью, перпендикулярной к направле ЗО
нию движения цепи, выбраны в пределах 1
Пал выполнен из двух частей, шарнирно соединенных осью, расположенной перпендикулярно к оси поворота пала.
Части пала в месте шарнирного соединения выполнены со скосами, образующими между собой угол в пределах 45°- 90 .
На фиг.1 показан предлагаелвлй стопор, вид сверху; на фиг. 2 - то же, вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг.Зто же, продольный разрез.
Стопор якорных устройств с ручным управлением, содержащий корпус 1, имеющий направляющую 2 для цепи, упоры 3 и проем 4, в котором и/Ьрнирно установлен пал 5 с противовесом и фиксатор 6 пала. Пал выполнен из двух частей и шарнирно установлен на корпусе при пОмснди оси 7. Части пала шарнирно соединены между собой при помощи оси 8, расположенной перпендикулярно, к оси 7 поворота пала.
Части пала в месте шарнирного соединения выполнены со скосами В и Г, которяле образуют между собой угол в пределах 45- 90° и выполняют роль
ограничителей поворота частей пала один относительно другого в пределах заданного угла. Одна часть пала 5 выполнена более массивной.и выполняет роль противовеса для облегчения работы с палом вручную. Другая часть пала 5 в проемах корпуса 1 сопрягается с, его упорами 3. Сопрягаемые юверхности пала и упоров выполнены наклонными, а углы образованные этими поверхностями с плоскостью,перпендикулярной к направлению движения цепи, выбраны в пределах что необходимо для создания выталкивающей силы, действующей на пал, находящийся под нагрузкой.
При креплении цепи пал 5 упирается в горизонтальное звено ее, а для вертикального,звена в пале имеется вырез Д. Стопор якорных устройств снабжен двуплечим рычагом 9, шарнирно закрепленным на корпусе 1 осью 10; одно плечо рычага 9 имеет возможность взаимодействия с палом 5 а другое кинематически через ось 11 и рукоятку 12 связано с фиксатором б
При действии на пал усилия от цепи он стремится подняться и выйти из зацепления с цепью, что приводит к самопроизвольной отдаче стопора. Для предотвращения самопроизвольной отдачи стопора пал зафиксирован двуплечим рычагом 9, одно плечо которого опирается на пал 5, а вторым - на ось 11, На оси 11 в средней части имеется вырез, по ширине несколько большей ширины рычага. Вырез выполнен таким образом, что при повороте оси 11 вырезом к рычагу 9, последний свободно проходит через вырез оси. На оси 11 установлена рукоятка 12 с фиксатором 6.
Для крепления цепи необходимо развернуть пал 5 до соприкосновения с горизонтальным звеном цепи и зафиксировать рычагом 9. Поворотом рукоятки 12 ось 11 устанавливается в положение, при котором рычаг 9 опирается на нее. Положение рукоятки фиксируется фиксатором б.
Для отдачи стопора поворотом рукоятки 12 ось 11 устанавливается вырезом к рычагу 9 до его попадания в вырез. Рычаг под действием собственног веса и выталкивающего усилия от пала 5 на противоположное плечо поворачивается вокруг оси 10 и освобождает пал, который под действием выталкивающего усилия отбрасывается, освобождая цепь.
При этом часть пала 5, сопрягающаяся с упорами корпуса, разворачивается вокруг оси 7 до соприкосновения скосов В и Г и размещается на корпусе 1, что уменьшает габариты стопора в открытом положении.
Предлагаемая конструкция стопора, позволяет отдать стопор под нагрузкой, что важно в аварийных условиях. Это повышает надежность стопо-. ра и безопасность его обслуживания. Кроме того, конструкция пала, состоящего из двух частей, уменьшает габариты стопора в открытом положении.
Формула изобретения
1.Стопор якорных устройств с ручным управлением, содержащий корпус, имеющий направляющую для цепи, упоры и проем, в котором шарнирно установлен пал с противовесом и фиксатор пала, о т л ич а ющ ийс я тем, чт с целью улучшения эксплуатационных характеристик стопора якорных устройств, он снабжен шарнирно закрепленным на корпусе двуплечим рычагом, одно плечо которого имеет возможност взаимодействия с палом, а другое кинематически связано с фиксатором, прчем сопрягаемые поверхности пала и упоров выполнены наклонными, а углы образованные этими поверхностями с плоскостью перпендикулярной к направлению движения цепи, выбраны в пределах 7°- 11° .
2.Стопор по П.1, отличающийся тем, что пал выполнен из. двух частей, шарнирно соединенных осью, расположенной перпендикулярно к оси поворота пала.
3.Стопор по п.2, отличающийся тем, что части пала в месте их шарнирного соединения выполнены со скосами, образующими между собой угол в пределах 45°- 90°.
Источники информации, принятые во. внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 404695, кл, В 63 В 21/18, 1971.
Фиг.1Bttb-A
Риг.2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Стопор якорной цепи | 1979 |
|
SU816864A1 |
Стопор для якорной цепи "прогресс | 1986 |
|
SU1463621A1 |
Стопор для якорной цепи | 1985 |
|
SU1293069A1 |
Стопор для якорной цепи | 1983 |
|
SU1105376A1 |
Стопор для якорной цепи | 1981 |
|
SU998222A2 |
Разобщающее устройство для подвешенных спасательных средств | 1985 |
|
SU1355543A1 |
Устройство для крепления и отдачи коренного конца якорной цепи | 1982 |
|
SU1118579A1 |
Устройство для крепления и отдачи коренного конца якорной цепи | 1980 |
|
SU956343A1 |
Стопор якорной цепи | 1988 |
|
SU1539127A1 |
Стопор для якорной цепи | 1982 |
|
SU1068330A1 |
Авторы
Даты
1980-10-15—Публикация
1979-01-15—Подача