Способ восстановления изношенных деталей типа тонкостенных тел вращения из пластичных металлов Советский патент 1984 года по МПК B23P6/02 B23P15/10 B21F3/04 

Описание патента на изобретение SU1121117A1

Jwa пластически-дед)орнироВанного материала Изобретение относится к механосварочному производству, в частности к ремонтно-восстановительным работам Известен способ восстановления и ношенных деталей типа тонкостенных тел вращения из пластичных металлов заключающийся в том, что на изношенной поверхности детали образуют путе пластичной деформации рельеф в виде черегующихся гребешков и впадин, после чего его сглаживают, а затем про изводят финишную обработку Г 1 О. Однако указанный способ трудоемок предполагает дополнительный расход металла, поэтому его целесообразно применять лишь при необходимости восстановления ответственных детале при значительных взносах. Кроме того, и самой проволоке в условиях плотного ее залегания наводятся остаточные напряжения сжатия, при релаксации которых происходит разбухание проволоки, что вызывает появление осевых напряжений в поверх ностном слое и способствует снижению усталостной прочности восстановленных деталей. Целью изобретения является повышение износостойкости поверхности детали и производительности. Поставленная цель достигается тем что согласно способу восстановления изношенных деталей типа тонкостенных тел вращения из пластичных металлов преимущественно юбки поршня из алюми ниевых сплавов, заключающем ся в том что на изношенной поверхности детали образуют путем пластическойдеформации релъе в виде чередующихся гре-бешков и впадин, после чего его сгла живают, а затем производят финишную обработку, гребешки выполняют высото в 3-6 раз превышающей диаметральный износ, а впадины выполняют по радиусу, в 2-4 раза превышающему высоту гребешков. На фиг.. 1 показан рельеф в виде чередующихся гребешков и впадин на изношенной поверхности; на фиг,2 изношенная поверхность детали после сглаживания гребешков; на фиг.З изношенная поверхность после финишно обработки. Способ восстановления изношенных деталей типа тонкостенных тел вращения осуществляется следующим образом Механическим воздействием, например обкаткой роликом 1, на изношен ной поверхности детали 2 образуют рельеф, состоящих из гребешков и впа дин определенной конфигурации, а затем другим давящим инструментом 3 сглаживают поверхность. Причем спрсоб вести можно как с предварительным подогревом, так и «5ез него. Увеличение диаметра происходит по -следующему механизму. При обра.зовании гребешков путем пластической деформации поверхностного слоя создается упрочненный слой, .конфигурация которого подобна полученному рельефу. При сглаживании упрочненный слой выравнивается, причем слой, находящийся во впадинах, выпучивается и увлекает за собой лежащие ниже неупрочненные слои, что и приводит к увеличению диаметра. Выпучиванию способствует также утапливание материала гребешков, который при этом подпирает упрочненный слой. Возможность и величина выпучивания впадин при сглаживании зависит от толщины стенок деталей и конФигурации полученного рельефа, которая определяет глубину, кривизну и прогиб упрочненного слоя. Высоту гребешков необходимо образовывать в 3-6 раз большей диаметрального износа. При меньшей высоте не обеспечивается необходимое увеличиение диаметра при выглаживании, а при большей - полное сглаживание гребешков затруднительно из-за возможного перенаклепа поверхностного слоя детали. Впадины между гребешками выполняют по радиусу, превышающему высоту гребешков в 2-4 раза. При меньшем значении радиуса или вообще не скругленной, например, треугольной впадине выравнивание упрочненного слоя затруднительно .изза большой его кривизны, а при большем значении увеличивается усилие обработки и не обеспечивается необходимая глубина и жесткость упрочненного слоя, что при сглаживании уменьшает выпучивание впадин. Восстановление тонкостенных цилиндрических деталей осуществляется, когда толщина стенки в 5-15 раз больше высоты гребешков. При меньшей толщине стенки после нанесения рельефа и сглаживания гребешков материал на поверхности детали расслаивается вследствие перенаклепа, а при большей или когда деталь сплошная, преобладает процесс смятия (утапливания) гребешков, а выпучивание упрочненного слоя будет незначительным. Полученная после восстановления поверхность детали существенно упрочнена и обладает повышенной износо стойкостью. Вследствие частичного смятия гребешков при их сглаживании в теле юбки поршня на достаточном расстоянии от поверхности образуется зона материала с разрыхленной структурой, что также приводит к некоторому увеличению наружного диаметра юбки за счет перераспределения материала. Пустоты в теле юбки поршня не снижают его качества, которое определяется точностью и износостойкостью наружной цилиндрической поверхности юбки. Таким образом, предлагаемый способ существенно упрощает процесс во становления тонкостенных деталей из пластичных материалов, например юбки поршня из алюминиевых сплавов, и одновременно обеспечивает повышенную износостойкость обрабатываемой поверхности. П- р. и м е р. С целью проверки предлагаемого способа проводилось восстановление изношенной юбки поршн двигателя СМД-14. Материал поршня алюминий АЛ 25. Наружный диаметр юбк В„о,р. l20: мм, внутренний Вдц 106 мм. Отношение диаметров , вн/ -нар 0,88, т.е. деталь тонкостенная.. Действительный размер изношенной, юбки D, составлял 119,7 мм, т.е.диаметральный износ , 82-119, О,12 мм. При восстановлении поршень фиксировался со стороны головки в специальном цанговом приспособлении 4 со стороны юбки, где базой служила внутренняя ее поверхность, предварительно обработанная. Образование рельефа (высадку) про изводилось на станке 1А62 с применением роликового инструмента диамет ромD50 мм с углом профиля оС 60° и радиусом привершине R 1,5 мм. Усили нажима ролика обеспечивалось в пределах 55-60 кг. Высадка производилась с подачей S 1,5 мм/об и скоростью вращения h 350 об/мин за 2 про хода до диаметра ,5 мм, измер емого по вершинам гребешков. При это ,высота гребешков составила Ь 0,6.мм то есть выполнялось условие . Сглаживание греоешков на восстанавливаемой поверхности осуществлялось за 3 прохода роликовым инструме том 3 диаметром D 50 мм с радиусом скругления контрактирующей с деталью поверхности R 30 мм.Усилие нажима ролика обеспечивалось в пределах 65 - 70 кг, подача S 2 мм/об, скорость вращения h 350 об/мин. Полученный после сглаживания размер составлял D 119,9 мм. Затем шлифовалась юбка поршня до размера 1, При высадке с высотой гребелков h 0,9 мм (T.e..i) поверхностный слой во время сглаживания перенаклепывался с появлением отслаиваюадихс частичек металла. В то же время при высадке с высотой гребешков h 0,3 мм (т.е. ) диаметр восстанавливался после сглаживания лишь до 119,83 и не обеспечивался припуск на финишную обработку. При образовании гребешков соотношение их высоты и радиуса при вершине ролика обеспечивалось равным ,5, т.е. выполнялось услои, b вие (2iR /h 4). При обработке поверхности роликом с радиусом R 3 мм (т.е. R/h 4) для получения гребешков высотой h 0,6 мм требовалось усилие .нажима на роликболее 200 кг и не достигалось необходимое увеличение диаметра юбки после сглаживания . Если же высадку производили роликом с радиусом R 0,8 NW (т.е. R/h 2), то при сглаживании преобладал процесс смятия вершин гребешков, что затрудняло сглаживание поверхности, а также не позволяло достичь необходимого увеличения наружного диаметра юбки поршня. Толщина стенок юбки поршня обеспечивалась в 5-16 раз большей высоты гребешков. При меньшей толщине стенок после нанесения рельефа и сглаживания гребешков наблюдалось расслаивание материала на поверхности детали вследствие перенаклепа, а при большей толщине стенок после сглаживания гребешков выпучивание упрочненного слоя было незначительным, так как преобладал процесс смятия (утапливания) гребешков. Предложенный способ, по сравнению с базовым, принятым за прототип, позволяет осуществлять восстановление изношенной поверхности детали, например наружного диаметра юбки поршня двигателя СМД-14, до первоначальных размеров с увеличением ее износостойкости.

Зона, с разрыхленной

фиг. 2

е

Похожие патенты SU1121117A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЮБОК ПОРШНЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Титов Н.В.
  • Коломейченко А.В.
RU2227088C1
Способ восстановления поршней 1989
  • Перминов Николай Алексеевич
SU1780975A1
СПОСОБ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛИ 2012
  • Жиганов Виктор Иванович
  • Халимов Рустам Шамильевич
RU2514238C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЛОКАЛЬНО ИЗНОШЕННОЙ ПОВЕРХНОСТИ ДЕТАЛИ 2002
  • Болотов А.Н.
  • Горлов И.В.
RU2228247C1
СПОСОБ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ПРЕЦИЗИОННЫХ СОПРЯЖЕНИЙ 2010
  • Надольский Вячеслав Олегович
  • Яковлев Сергей Александрович
  • Шамуков Нязиф Иксанович
RU2459694C2
Способ восстановления цилиндрических деталей 1984
  • Рудик Феликс Яковлевич
  • Сухоруков Василий Иванович
  • Хохлов Борис Сергеевич
  • Шашкин Анатолий Леонидович
  • Есин Александр Иванович
SU1339002A1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ НОВЫХ ИЛИ ВОССТАНАВЛИВАЕМЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ ТИПА ПОРШНЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Казаков В.М.
RU2147272C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЛОКАЛЬНО ИЗНОШЕННОЙ ПОВЕРХНОСТИ КОРПУСНЫХ ДЕТАЛЕЙ, ИЗГОТОВЛЕННЫХ ИЗ ПЛАСТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ И МАТЕРИАЛОВ С ОГРАНИЧЕННОЙ ПЛАСТИЧНОСТЬЮ, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Болотов Александр Николаевич
  • Горлов Игорь Васильевич
  • Горлов Артём Игоревич
RU2447981C2
СПОСОБ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ИЗДЕЛИЙ ПОД НАНЕСЕНИЕ ПОКРЫТИЙ 2011
  • Яковлев Сергей Александрович
RU2489247C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ШПОНОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ 2022
  • Яковлев Сергей Александрович
  • Карпенко Михаил Александрович
  • Яковлева Людмила Сергеевна
  • Турков Михаил Александрович
RU2793665C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 121 117 A1

Реферат патента 1984 года Способ восстановления изношенных деталей типа тонкостенных тел вращения из пластичных металлов

СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ ТИПА ТОНКОСТЕННЫХ ТЕЛ ВРАЩЕНИЯ ИЗ ПЛАСТИЧНЫХ МЕТАЛЛОВ, преимущественно юбки поршня из алюминиевых сплавов, заключающийся в том, что на изношенной поверхности детали образуют путем пластической деформации рельеф в виде чередующихся гребешков и впадин, после чего его сглаживают, а затем производят финишную обработку, отличающийся тем, что, с целью повышения износостойкости поверхности детали и производительности, гребешки выполняют высотой, в 3-6 раз превышающей диаметральный .износ, а впадины выполняют по радиусу, в 2-4 раза превышающему высоту гребешков.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1121117A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
0
SU184599A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

SU 1 121 117 A1

Авторы

Сухоруков Василий Иванович

Курносов Николай Ефимович

Воячек Игорь Иванович

Москвитин Николай Михайлович

Сухорукова Ирина Васильевна

Голубятников Михаил Иванович

Даты

1984-10-30Публикация

1983-04-25Подача