Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к спсобам восстановления поршней автотракторных двигателей.
Цель изобретения - повышение срока службы изделия за счет улучшения условий смазки.
На фиг. 1 показан поршень с рельефом; на фиг. 2 - единичная канав- .ка; на фиг, 3 - поэтапная схема формообразования единичной канавки,(а - выдавливание; б - сглаживание; в - механическая обработка), разрез А-А,
Способ осуществляется следуюпшм образом.
Деталь 1 устанавливается в цанговые держатели на токарно-винтОрезном станке. Роликовым высадочным инструментом производят высадку металла с юбки поршня и образуют ромбический микрорельеф 2.
Для определения максимального количества вытесняемого металла расчет ведется, исходя на фиг. 1,
Рассмотрим ромбы ABCD, A,B,C,D, и AFA,F,. Обозначим стороны AF,Ъ и А,. Тогда площади ромбов и ABCD определяются выражениями
S а -sin2Di, (1)
S,(a+2b) sin2o;.
(2)
Площадь поверхности, с которой вытесняется металл для формирования поверхности ромба , С,Б, с обеспе- чением приращения ромбической площадки на величину Н„ (фиг, 2), устраняющей износ поршня ( с/ и.п 0,3 мм) и
дающей припуски на последующую механическую обработку Н. с/изо о
(a+2b)-a Jsin2cy, ,„, (аЪ+Ъ)51п2о/,
где oi - угол наклона канавок по отношению к образующей поршня при посто- янных а и Ъ для получения приращенной поверхности единичной ромбической площадки с максимальным использованием объема перемещаемого металла,
Из условия равенства вытесняемого и формирующего объемов металла имеем
V,V.,(М
где V - вытесняемый объем металла, потребный для формирования прираще- НИЛ единичной поверхности ромба с условием перемещения половины объема металла на формирование соседних площадок.
V - формирующий поверхность ромбической площадки объем металла.
лг .- 3 Н, ,. „ „
V,5 2 5
2 где Н - глубина канавки,
Hj .п (,-. сумма величин износа и припуска на последующую механическую обработку,
Тогда, равенство (4) выражается
Бз Н о .н --- 2
ИЛИ, принимая во внимание выражение
(3),
H(ab+b)Hi
, ,
откуда
1 2( -н ) Н, полученной функциональной зависимости (А) можно определить глубину канавки Н, при постоянных величинах Н2, а и Ъ,
Н,
Hj
2(ГЛБ а а7
Пример 1. Восстанавливаемый поршень посредством цанговой оснастки устанавливают в патрон и в заднюю бабку токарно-винторезного станка,
В соответствии с расчетами на оптимальный угол внедрения деформирующего элемента с целью полного оформления приращиваемой площадки, уменьшения усилия деформации за счет благоприятной направленности перемещаемого металла и с условием улучшения условий смазки сопрягаемых деталей и выноса абразивных частиц смазывающей жидкостью используют режимы представленные в таблице.
Выдавливание металла производится специальным высадочным инструментом с насечками, выполненными под разными углами к основанию.
Установлено, что на формирование единичной площадки большую роль оказывает угол, под которым воздействуют насечки инструмента на восстанавливаемую поверхность. Оптимальньш угол составляет АЗ-47°,
П р и м е р 2, Износ юбки поршня двигателя СМД-15 составляет в среднем и5п 0 мм. Для последующей механической обработки поршня потреб ° г , .-0, 3 мм, поэтому величина { 1и)инимается постоянной и рас- счит1.1вается из выражения
Нг с ,зп+ м ,3 + (0,2-0,3) 0,5-0,6 мм
Ширину канавки устанавливают экспериментально с условием обеспечени качественной смазки сопряжения гильза - поршень и повьшшнной транспортирующей способности смазывающей жидкости, ,5 мм.
Сторона ромба а принимается величиной постоянной и зависит от гарантированного обеспечения заполнения единичной ромбической площадки перемещаемым металлом, мм.
Тогда, глубина канавки, потребная для формирования единичной площадки, равна
JJ
(- . . .т
Ъ, VaV
2F2:2j 5T; 1(6-8) Тб-8) J
0,5-0,7 мм.
Таким образом, с целью полного и качественного формирования приращенной поверхности при постоянных Hj, а и Ъ необходимо вытеснить металл с глубины 0,5-0,7 мм по телу порщня.
В отличие от известных способов ремонта поршней, предусматривающих нанесение на изношенную поверхность компенсирующего металла аргонно-ду- говой или плазменной наплавкой и последующую механическую обработку по заводской технологии, предлагаемый способ не предусматривает нанесение компенсирующего металла, восстановление ведется за счет использования
Глубина внедре- ния деформирующего инструмен- та, мм
Ширина канавки,
мм2-2,5
запаса металла по телу поршня. Восстановление поршня по предлагаемому способу повьппает технологичность процесса восстановления, упрочняет поверхность поршня и при этом восстанавливаются все изношенные параметры (порщневые канавки и юбка поршня). Нанесение на поверхность поршня строго ориентированных канавок улучшает смазку сопряжения гильза - поршень и вынос абразивных частиц.
Формула изобретения
Способ восстановления цилиндрических деталей, преиьгущественно поршней автотракторных двигателей, при ко- котором осуществляют пластическую деформацию детали, формируют на ней канавки в виде ромба с последующей механической обработкой, отличающийся тем, что, с целью повышения срока службы изделия за счет улучшения условий смазки, острые углы ромба направлены вдоль образующей поршня, при этом наклон канавок к образующей выбирают в пределах от 43 до 47°, а глубину Н определяют из соотношения
тт
HI
где Н ,jp+ ° /ц о сумма износа поршня и припуска на последующую механическую обработку;
Ъ - ширина канавки;
а - сторона ромбической поверхности.
15 17
28 25
30 поршней выбраковано после дефектации по причине сколов, трещин и глубоких рисок.
Разброс в соотношении восстановленных поршней наблюдается по причине различных величин изноУгол наклона де формирующего инструмента, град
.i(:--u
40-50
1рс1лол:+-ение таблицы
iiiJ iinpmiieH, гюступннших I. качес:тИ1 nt MOHTHOi o i i ii;i.4 .
)мируемая площачка .-i jOpr-uiHeTCH с наплывами, iipH этом наблюдаетг.я ела- &i)ii распределение металла R центру площадки.
Площадка формируется более равномерно.
i 1С11реде.пение металла по (чошадке равномерно.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ восстановления цилиндрических деталей | 1990 |
|
SU1754397A1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ НОВЫХ ИЛИ ВОССТАНАВЛИВАЕМЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ ТИПА ПОРШНЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2147272C1 |
СПОСОБ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ПРЕЦИЗИОННЫХ ДЕТАЛЕЙ | 2014 |
|
RU2574158C1 |
Устройство для накатки профиля на поверхности деталей | 1990 |
|
SU1734979A1 |
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2121591C1 |
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1999 |
|
RU2167326C2 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НА ПОВЕРХНОСТИ ЗАГОТОВОК РЕГУЛЯРНОГО МИКРОРЕЛЬЕФА ПОВЕРХНОСТНЫМ ПЛАСТИЧЕСКИМ ДЕФОРМИРОВАНИЕМ | 2007 |
|
RU2339499C2 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛОСКОВЕРШИННОГО РЕГУЛЯРНОГО МИКРОРЕЛЬЕФА ВЫГЛАЖИВАНИЕМ | 2008 |
|
RU2401731C2 |
Способ восстановления изношенных деталей типа тонкостенных тел вращения из пластичных металлов | 1983 |
|
SU1121117A1 |
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ ДЕТАЛИ | 1992 |
|
RU2015202C1 |
Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к восстановлению поверхности изношенных цилиндрических деталей, и позволяет повысить срок службы изделия. Для этого на поверхность поршня наносится микрорельеф ромбического профиля с наклоном канавок к образующей под углом 43-47°, причем острые углы ромба направлены вдоль образующей поршня, а глубина канавок находится из определенной зависимости. Деталь устанавливают в цанговые держатели на токарно-винторезном станке, роликовым высадочным инструментом производят высадку металла с юбки поршня и образуют ромбический микрорельеф. 3 ил,,1 табл. (Л сл
XV
l- По8ерхность поршня до восстанов/ге
Н,
,5
1
Ширина Гл(/6ина 1 онавки канабки
Подерхность поршн/f I после операции У ce omudaffuir
i I IZZ3
D С
Прирощенмая
поверхностб f поршни
ШЗ
Редактор П.Гереши
Составитель С.Чукаева Техред В.Кадар
4172/1 1
Тираж 974, Подписное.
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная, А
фиг.З
Корректор В.Бутяга
Шнейдер Ю.Г | |||
Эксплуатационные свойства деталей с регулярным микрорельефом | |||
Л.: Машиностроение, 1982, с | |||
Печь для сжигания твердых и жидких нечистот | 1920 |
|
SU17A1 |
Авторы
Даты
1987-09-23—Публикация
1984-09-24—Подача