Способ экстремального регулирования инерционных объектов с транспортным запаздыванием Советский патент 1984 года по МПК G05B13/00 

Описание патента на изобретение SU1125601A1

Изобретение относится к автоМати ческой оптимизации объектов, облада ющих инерционностью при наличии тран портнаго запаздывания. Известен способ поиска в объектах с помощью управляющего сигнала сформированного из старшей и промежуточных производных выхода объекта, при быстром релейном движении исполнительного органа Л . Недостатком этого способа являет ся значительное рыскание входного параметра и большие потери на Поиск причиной которых является то, что после реверса исполнительного органа (ИО) за нремя транспортного запаздывания происходит смещение ИО, не несущее полезной информации и вредно отражающееся на качестве регулирования. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ, основанный на формировании сигнала входного шагового воздействия на объект определении и запоминании сигнала производной выходного воздействия jzj . Недостатками известного способа являются низкие качество .регулирования и быстродействие. Цель изобретения - повышение качества регулирования и быстродейст вия поиска экстремума. Поставленная цель достигается тем, что сигнал производной выходного воздействия задерживают на вре мя транспортного запаздывания объекта, формируют сигнал управляющего воздействия, ограничивают его до ну ля и в момент поступления сигнала производной выходного воздействия фбрьшруют управляющий сигнал, поляр ность которого совпадает с полярностью сигнала производной, а в слу чае равенства нулю сигнала производной сохраняют полярность управля ющего сигнала. На фиг. 1 представлена блок-схем системы, реализукщей предлагаемый способ экстремального регулирования; на фиг. 2 - графики, иллюстрирующие предлагаемый способ. Система содержит инерционный объект 1, устройство 2 формирования сигнала управления, сигнум-реле 3, исполнительный механизм 4, регулиру кщий орган 5. 1 На фиг. 2 обсзн ёны: 6 и 7 экстремальные характеристики,X - регулирующее воздействие, у - регулируемая величина, у - скорость регулируемой величины,t - время, х значение регулирующего воздействия, соответствующее максимуму у, 6j транспортное запаздывание объекта регулирования. Способ осуществляетсяследующим образом. Пусть в объекте 1-го порядка в момент t О, при X произошло смещение входа на +&х, т.е. Предположим, что в X, х интервале не бьшо смещения и других возмущений системы (дрейфа) . Поскольку имеется транспортное запаздывание t , то переходной процесс у у(Ь)-Уо при ,происходит во времени по кривой , определяемой ступенькой . В момент З J переходной процесс начинается по кривой OjAj, определяемой ступенькой 02М. Скорость у переходного чпроцесса определяется кривой 7 на фиг. 2S. На участке. а aj при О скорость постепенно убывает, в момент С наблюдается положителы« 1й скачок и затем снова убывает по кривой . . Если величина и достаточно велики, то уменьшение скорости превосходит зону нечувствительности сигнум-реле, и происходит реверс исполнительного механизма. Этот реверс является ложным, так как смещение исполнительного механизма от х х кх Х;, приближает систему к максимуму, что отражается положительным импульсом а-а, на графике скорости. Для исключения ложных импульсов при правильных смещениях исполнительного механизма необходимо сделать участок нерабочим, что достигается путем отключения сигнум-реле на участке . Отключение на время выдержки сигнум-реле ср должно начинаться в момент очередного шага и заканчиваться несколько раньше точки Оп т.е. (/ср.S . При этих условиях сигнум-реле реагирует только на положительный сигнал производной, вызванный шаговым смещением входа, Аналогичнодля исключения ложных положительных импульсов при удалеНИИ пробного шага от экстремума также необходима блокировка сигнумреле.

Если величина импульса старшей производной окажет ся меньше зоны нечувствительности сигнум-реле, что может иметь место при работе в зоне экстремума, в окрестностях точек перегиба ветвей экстремальной характеристики при незначительных шагах входа. Для не прекращения поиска целесообразно, при несрабатывании сигнум-реле ввести смещение входа в том же направлении, как и в шаге, не вызвавшем срабатывания сигнум-реле. Это смещение должно последовать после протекания времени запаздьгоания t и заданного времени подключения сигнум-реле (р.

Значит для уменьшения помех целесообразно блокировку сигнум-реле ср делать возможно более близкой к времени чистого запаздывания t j . Однако в этом случае возникает опасность потери информации, связанная с неточной оценкой времени запаздывания или возможным его изменением в процессе работы, может также сыграть свою роль и вариация параметров устройства задержки сигнум-реле. Если из-за зтих причин окажется, что ср Э момент прохождения информационного импульса сигнум-реле окажется заблокированным, и система зкстремального регулирования не отработает рабочего шага входа. .

Для уменьшения зтого неудобства оказывается полезным подача не одного смещения входа, а нескольких смещений: эти смещения будут меньшими по величине и должны укладыватся в заданное время подключения сигнум-реле. При этом первьй шаг

входа должен сопровождаться взводом сигнум-реле.

В присутствии случайных помех полезный сигнал может искажаться, что приводит к ложным смещениям входа. Влияние помех усиливается при повьш1ении порядка используемой производной, поскольку при этом дифференцировании усиливается влияние высокочастотных шумов. Для уменьшения влияния случайных помех может .быть использован принцип накопления полезного сигнала. В данном случае этот принцип может быть реализован в следующем виде: входная координата смещается на + АХ, затем после прохождения времени запаздывания и времени включения сигнум-реле ср т.е. по истечении промежутка времени 5 « производится смещение 4х; по истечении времени р производится смещение + fix и т.д. Количество смещений тем больше, чем больше уровень помех.

При смещениях + и х и - д k в течении времени tjp производится интегрирование сформированного сигнала выхода: все интегралы сформированного сигнала выхода при + д х суммируются с одним знаком, а все интегралы при - дх - противоположHbttij эти обе от поисковых шагов складываются, и по ним определяется смещение очередного рабочего шага. Поскольку помеха случайна, а сигнал регулярный, с увеличением числа смещений вероятность правильного рабочего шага возрастает.

Применение предлагаемого способа позволяет повысить быстродействие отыскания:-экстремума и уменьшить потери на рыскание.

Похожие патенты SU1125601A1

название год авторы номер документа
Способ экстремального регулирования инерционных объектов 1972
  • Кушнир Юрий Маркович
  • Шкатов Евгений Филиппович
  • Хляпов Анатолий Константинович
  • Иванюков Демид Васильевич
  • Каминский Эдуард Феликсович
SU627443A1
Система экстремального регулирования 1981
  • Бобышев Арнольд Григорьевич
  • Кайтуков Валерий Михайлович
  • Архипов Сергей Васильевич
  • Сорокин Владимир Николаевич
SU1056132A1
ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ РЕГУЛЯТОР 1965
SU174249A1
КОМАНДНЫЙ БЛОК ДЛЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО РЕГУЛЯТОРА 2011
  • Сабанин Владимир Романович
  • Коптев Валерий Сергеевич
  • Кормилицын Владимир Ильич
RU2475797C1
МНОГОКАНАЛЬНЫЙ НЕПРЕРЫВНОШАГОВЫЙ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ РЕГУЛЯТОР 1973
  • Авторы Изобретени
SU374578A1
Экстремальный регулятор 1979
  • Гурович Роман Яковлевич
  • Красюк Виктор Сергеевич
  • Сытник Сергей Иванович
SU798706A1
Устройство для управления амплитудой виброперемещений 1980
  • Гольденберг Лейбиш Герцевич
  • Шурупов Анатолий Александрович
SU922677A1
СПОСОБ ПОИСКА ЭКСТРЕМУМА СТАТИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНЕРЦИОННОГО ОБЪЕКТА 2011
  • Семенов Анатолий Дмитриевич
  • Авдеева Ольга Викторовна
  • Никитин Александр Сергеевич
RU2471220C1
Многоканальный автоматический оптимизатор 1978
  • Дроздов Александр Иванович
SU746417A1
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ РЕГУЛЯТОР 1969
  • Ю. Н. Ястремский
SU243011A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 125 601 A1

Реферат патента 1984 года Способ экстремального регулирования инерционных объектов с транспортным запаздыванием

СПОСОБ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАШЯ ИНЕРЦИОННЫХ ОБЬЕКТОВ С ТРАНСПОРТНЫМ ЗАПАЗдаВАЩгеМ, основанный на формировании сигнала входного шагового воздействия на объект,; определении и запоминании сигнала производной выходного воздействия, отличающийся тем, что, с целью улучшения качества регулирования и повьвоения быстродействия, сигнал производной выходного воздействия задерживают на время транспортного запаздывания объекта, формируют сигнал управляющего воздействия, ограничившот его до нуля и я момент поступления сигнала производной вы- , ходного воздействия формируют управляюв9 й сигнал, полярность которого совпадает с.полярностью сигнала производной, а в случае равенства нуJHO сигнала производной сохраняют полярность управляющего сигнала. иг. 1

Формула изобретения SU 1 125 601 A1

Oi Itfty

8

e« t

Фиг. г

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1125601A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Растригин Л.А
Cиcтe eJ экстt ремального управления
М., Наука,, 1974, с
ПЕРЕНОСНОЙ КУХОННЫЙ ОЧАГ С КИПЯТИЛЬНИКОМ 1920
  • Чечуев М.И.
SU587A1

SU 1 125 601 A1

Авторы

Казакевич Вильям Викторович

Даты

1984-11-23Публикация

1975-10-13Подача