Изобретение относится к машиностроению, в частности к шестеренным насосам. Известен шестеренный насос, содержаШ.ИЙ корпус с торцовой крышкой, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни внешнего зацепления с цапфами, установленными в подшипниках скольжения, на торцовых сторонах которых выполнены симметричные, относительно оси шестерен незамкнутые разгрузочные полости, соединенные каналами с полостью всасывания и нагнетания 1. Недостатками такого насоса являются низкий объемный КПД и, повышенный износ подшипников скольжения. Наиболее близким по технической сушности к изобретению является шестеренный насос, содержаший корпус с торцовой крышкой, в цилиндрических расточках которого размешены шестерни внешнего зацепления с цапфами, установленными, в подшипниках скольжения, и систему для смазки и разгрузки, выполненную в виде разгрузочного канала и кольцевой проточки, размещенных на рабочем торце подшипника и смазочной канавки, -расположенной на его внутренней поверхности, и каналы подвода и отвода рабочей жидкости, причем кольцевая проточка с одной стороны соединена со смазочной канавкой, а с другой стороны - с разгрузочным каналом, выполненным с возможностью соединения с запертым межзубовым объемом 2. Недостатком шестеренного насоса является малая долговечность, обусловленная низкой эффективностью работы системы смазки и разгрузки. Цель изобретения - увеличение долговечности./ Указанная цель достигается тем, что в шестеренном насосе, содержащем корпус с торцовой крышкой, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни внешнего зацепления с цапфами, установленными в подшипниках скольжения, и систему для смазки и разгрузки, выполненную в виде разгрузочного канала и кольцевой проточки, размещенных на рабочем торце подшипника, и смазочной канавки, расположенной на его внутренней поверхности, и каналы подвода и отвода рабочей жидкости, причем кольцевая проточка с одной стороны соединена со смазочной канавкой, а с другой стороны - с разгрузочным каналом, выполненным с возможностью соединения с запертым межзубовым объемом, каждый подшипник снабжен калиброванным каналом и разгрузочной незамкнутой полостью, выполненной на его наружной поверхности, разгрузочный канал выполнен параллельно оси вращения Шестерен, а смазочные канавки выполнены винтовыми и размещены на внутренней поверхности подшипника со стороны канала подвода, причем калиброванные каналы с одной стороны соединены со смазочными канавками, а с другой стороны - с разгрузочной незамкнутой полостью. На фиг. 1 схематически представлен шестеренный насос, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1. Шестеренный насос содержит корпус 1 с торцовой крышкой 2, в цилиндрических расточках 3 которого размещены щестерни 4 внешнего зацепления с цапфами 5, установленными в подшипниках 6 скольжения, и систему для смазки и разгрузки, выполненную ъ виде разгрузочного канала 7 и кольцевой проточки 8, размещенных на рабочем торце 9 подшипника 6 и смазочной канавки 10, расположенной на его внутренней поверхности 11, причем кольцевая проточка 8 с одной стороны соединена со смазочной канавкой 10, а с другой стороны - с разгрузочным каналом 7, выполненным с возможностью соединения с запертым межзубовым объемом 12, при этом каждый подшипник 6 снабжен калиброванным каналом 13 и разгрузочной незамкнутой полостью 14, выполненной на его наружной поверхности 15, разгрузочный канал 7 выполнен параллельно оси 16 вращения шестерен 4, а смазочные канавки 10 выполнены винтовыми, причем калиброванные каналы 13 с одной стороны соединены со смазочными канавками 10, а с другой стороны - с разгрузочной незамкнутой полостью 14, рабочая жидкость поступает по каналу подвода 17, вытесняется в канал отвода 18, а смазочные канавки 10 выполнены на внутренней поверхности 11 подшипника 6 со стороны канала подвода 17. Шестеренный насос работает следующим образом. При вращении шестерен 4 рабочая жидкость захватывается зубьями шестерен 4 и в межзубовых впадинах переносится из полости всасывания в полость нагнетания. Одновременно в момент входа зубьев щестерен 4 в зацепление запертый межзубовый объем 12 через разгрузочный канал 7 соединяется с винтовой смазочной канавкой 10 и рабочая жидкость по разгрузочному каналу 7, винтовой смазочной канавке 10 и калиброванному каналу 13 поступает в разгрузочную незамкнутую полость 14. Часть рабочей жидкости при этом выдавливается в зазор между цапфами 5 шестерен 4 и подшипниками 6, осуществляя их смазку, а часть рабочей жидкости, поступая в разгрузочные незамкнутые полости 14 и винтовые смазочные канавки 10, создает усилия, противодействующие силам.
действующим со стороны полости высокого давления. Наличие калиброванных каналов 13 на входе в разгрузочную незамкнутую полость 14 обеспечивает строго нормированный расход рабочей жидкости через винтовую смазочную канавку 10. При этом разгрузочный канал 7 соединен с запертым
межзубовым объемом 12 до выхода зубьев шестерен 4 из зацепления.
Технико-экономический эффект заключается в существенном увеличении долговечности шестеренного насоса за счет улучшения условий смазки подшипников скольжения у цапф шестерен и их разгрузки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Шестеренный насос | 1983 |
|
SU1125407A1 |
ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА | 2005 |
|
RU2313005C2 |
Шестеренный насос | 1986 |
|
SU1343104A1 |
Шестеренная гидромашина | 1989 |
|
SU1671972A1 |
НАСОС ШЕСТЕРЕННЫЙ | 1997 |
|
RU2155881C2 |
ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА | 2007 |
|
RU2343315C1 |
ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС | 1989 |
|
RU2006679C1 |
Шестеренный насос | 1988 |
|
SU1539393A1 |
Шестеренная гидромашина | 1987 |
|
SU1477949A1 |
ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС | 1996 |
|
RU2154193C2 |
ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС, содержащий корпус с торцовой крышкой, в цилиндрических расточках которого разме: щены шестерни внешнего зацепления с цапфами, установленными в подшипниках сколь жения, и систему для смазки и разгрузки, выполненную в виде разгрузочного канала и кольцевой проточки, размешенных на рабочем торце подшипника, и смазочной канавки, расположенной на его внутренней поверхности, и каналы подвода и отвода рабочей жидкости, причем кольцевая проточка с одной стороны соединена со смазочной канавкой, а с другой стороны - с разгрузочным каналом, выполненным с возможностью соединения с запертым межзубовым объемом, отличающийся тем, что, с целью увеличения долговечности, каждый подшипник снабжен калиброванным каналом и разгрузочной незамкнутой полостью, выполненной на его наружной поверхности, разгрузочный канал выполнен параллельно оси врашения шестерен, а смазочные канавки выполнены винтовыми и размещены на внутренней поверхности подшип ника со стороны канала подвода, причем калиброванные каналы с одной стороны соединены со смазочными канавками, а с другой стороны - с разгрузочной незамкнутой полостью.
8
10
фиг.. 2
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
СПОСОБ ОЧИСТКИ СЫРОГО ФЕНАНТРЕНА | 1935 |
|
SU43418A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Патент США № 2885965, кл | |||
Способ пропитывания дерева | 1925 |
|
SU418A1 |
Авторы
Даты
1985-02-15—Публикация
1983-08-31—Подача