Изобретение относится к машиностроению, в частности к шестеренным насосам. Известен шестеренный насос, содержаШ.ИЙ корпус с торцовой крышкой, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни внешнего зацепления с цапфами, установленными в подшипниках скольжения, на торцовых сторонах которых выполнены симметричные, относительно оси шестерен незамкнутые разгрузочные полости, соединенные каналами с полостью всасывания и нагнетания 1. Недостатками такого насоса являются низкий объемный КПД и, повышенный износ подшипников скольжения. Наиболее близким по технической сушности к изобретению является шестеренный насос, содержаший корпус с торцовой крышкой, в цилиндрических расточках которого размешены шестерни внешнего зацепления с цапфами, установленными, в подшипниках скольжения, и систему для смазки и разгрузки, выполненную в виде разгрузочного канала и кольцевой проточки, размещенных на рабочем торце подшипника и смазочной канавки, -расположенной на его внутренней поверхности, и каналы подвода и отвода рабочей жидкости, причем кольцевая проточка с одной стороны соединена со смазочной канавкой, а с другой стороны - с разгрузочным каналом, выполненным с возможностью соединения с запертым межзубовым объемом 2. Недостатком шестеренного насоса является малая долговечность, обусловленная низкой эффективностью работы системы смазки и разгрузки. Цель изобретения - увеличение долговечности./ Указанная цель достигается тем, что в шестеренном насосе, содержащем корпус с торцовой крышкой, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни внешнего зацепления с цапфами, установленными в подшипниках скольжения, и систему для смазки и разгрузки, выполненную в виде разгрузочного канала и кольцевой проточки, размещенных на рабочем торце подшипника, и смазочной канавки, расположенной на его внутренней поверхности, и каналы подвода и отвода рабочей жидкости, причем кольцевая проточка с одной стороны соединена со смазочной канавкой, а с другой стороны - с разгрузочным каналом, выполненным с возможностью соединения с запертым межзубовым объемом, каждый подшипник снабжен калиброванным каналом и разгрузочной незамкнутой полостью, выполненной на его наружной поверхности, разгрузочный канал выполнен параллельно оси вращения Шестерен, а смазочные канавки выполнены винтовыми и размещены на внутренней поверхности подшипника со стороны канала подвода, причем калиброванные каналы с одной стороны соединены со смазочными канавками, а с другой стороны - с разгрузочной незамкнутой полостью. На фиг. 1 схематически представлен шестеренный насос, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1. Шестеренный насос содержит корпус 1 с торцовой крышкой 2, в цилиндрических расточках 3 которого размещены щестерни 4 внешнего зацепления с цапфами 5, установленными в подшипниках 6 скольжения, и систему для смазки и разгрузки, выполненную ъ виде разгрузочного канала 7 и кольцевой проточки 8, размещенных на рабочем торце 9 подшипника 6 и смазочной канавки 10, расположенной на его внутренней поверхности 11, причем кольцевая проточка 8 с одной стороны соединена со смазочной канавкой 10, а с другой стороны - с разгрузочным каналом 7, выполненным с возможностью соединения с запертым межзубовым объемом 12, при этом каждый подшипник 6 снабжен калиброванным каналом 13 и разгрузочной незамкнутой полостью 14, выполненной на его наружной поверхности 15, разгрузочный канал 7 выполнен параллельно оси 16 вращения шестерен 4, а смазочные канавки 10 выполнены винтовыми, причем калиброванные каналы 13 с одной стороны соединены со смазочными канавками 10, а с другой стороны - с разгрузочной незамкнутой полостью 14, рабочая жидкость поступает по каналу подвода 17, вытесняется в канал отвода 18, а смазочные канавки 10 выполнены на внутренней поверхности 11 подшипника 6 со стороны канала подвода 17. Шестеренный насос работает следующим образом. При вращении шестерен 4 рабочая жидкость захватывается зубьями шестерен 4 и в межзубовых впадинах переносится из полости всасывания в полость нагнетания. Одновременно в момент входа зубьев щестерен 4 в зацепление запертый межзубовый объем 12 через разгрузочный канал 7 соединяется с винтовой смазочной канавкой 10 и рабочая жидкость по разгрузочному каналу 7, винтовой смазочной канавке 10 и калиброванному каналу 13 поступает в разгрузочную незамкнутую полость 14. Часть рабочей жидкости при этом выдавливается в зазор между цапфами 5 шестерен 4 и подшипниками 6, осуществляя их смазку, а часть рабочей жидкости, поступая в разгрузочные незамкнутые полости 14 и винтовые смазочные канавки 10, создает усилия, противодействующие силам.
действующим со стороны полости высокого давления. Наличие калиброванных каналов 13 на входе в разгрузочную незамкнутую полость 14 обеспечивает строго нормированный расход рабочей жидкости через винтовую смазочную канавку 10. При этом разгрузочный канал 7 соединен с запертым
межзубовым объемом 12 до выхода зубьев шестерен 4 из зацепления.
Технико-экономический эффект заключается в существенном увеличении долговечности шестеренного насоса за счет улучшения условий смазки подшипников скольжения у цапф шестерен и их разгрузки.

| название | год | авторы | номер документа | 
|---|---|---|---|
| Шестеренный насос | 1983 | 
 | SU1125407A1 | 
| ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА | 2005 | 
 | RU2313005C2 | 
| Шестеренный насос | 1986 | 
 | SU1343104A1 | 
| Шестеренная гидромашина | 1989 | 
 | SU1671972A1 | 
| НАСОС ШЕСТЕРЕННЫЙ | 1997 |  | RU2155881C2 | 
| ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА | 2007 | 
 | RU2343315C1 | 
| ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС | 1989 | 
 | RU2006679C1 | 
| Шестеренный насос | 1988 | 
 | SU1539393A1 | 
| Шестеренная гидромашина | 1987 | 
 | SU1477949A1 | 
| ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС | 1996 | 
 | RU2154193C2 | 
 
		
         
         
            ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС, содержащий корпус с торцовой крышкой, в  цилиндрических расточках которого разме:  щены шестерни внешнего зацепления с цапфами, установленными в подшипниках сколь жения, и систему для смазки и разгрузки,  выполненную в виде разгрузочного канала  и кольцевой проточки, размешенных на рабочем торце подшипника, и смазочной канавки, расположенной на его внутренней  поверхности, и каналы подвода и отвода  рабочей жидкости, причем кольцевая проточка с одной стороны соединена со смазочной канавкой, а с другой стороны - с разгрузочным каналом, выполненным с возможностью соединения с запертым межзубовым объемом, отличающийся тем, что,  с целью увеличения долговечности, каждый  подшипник снабжен калиброванным каналом и разгрузочной незамкнутой полостью,  выполненной на его наружной поверхности, разгрузочный канал выполнен параллельно оси врашения шестерен, а смазочные канавки выполнены винтовыми и размещены на внутренней поверхности подшип  ника со стороны канала подвода, причем  калиброванные каналы с одной стороны соединены со смазочными канавками, а с  другой стороны - с разгрузочной незамкнутой полостью.
8
10
фиг.. 2
| Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 | 
 | SU1A1 | 
| СПОСОБ ОЧИСТКИ СЫРОГО ФЕНАНТРЕНА | 1935 | 
 | SU43418A1 | 
| Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 | 
 | SU4A1 | 
| Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 | 
 | SU2A1 | 
| Патент США № 2885965, кл | |||
| Способ пропитывания дерева | 1925 | 
 | SU418A1 | 
Авторы
Даты
1985-02-15—Публикация
1983-08-31—Подача