Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к пневматическому тормозному приводу прицепных транспортных средств, и может быть использовано, например, в качестве части многоконтурного тормозного привода на длиннобазных автомобильных прицепах и полуприцепах большой грузоподъемности. Одним из требований к тормозному приводу прицепных колесных транспортных средств большой грузоподъемностью является быстродействие срабатывания в процессе затормаживания при сохранении следящего действия, другим - быстродействие аварийного затормажиания в случае повреждения ил; обрыва любого участка магистралей управления или питания. Известен тормозной привод прицепа, содержащий магистрали питания, управления, воздухораспределитель, ресивер, тормозные камеры и пневмоуправляемый клапан, установленный в магистрали, соединяющей ресивер и тормозные камеры, и связанный с магистралью управления 1. Известный привод обладает следующими недостатками: быстродействие привода обеспечивается только при экстренном торможении, причем при этом происходит нарущение следящего действия тормозного привода; при экстренных частичных торможениях возможно возникновение пульсации давления в тормозном приводе прицепа и нарушение синхронности срабатывания .тормозов прицепа с тормозами тягача. Кроме того, пульсация давления в тормозном приводе вызывает также пульсацию тормозной силы на колесах, что вызывает продольные колебания прицепа и существенно снижает комфортабельность движения. Известен также пневматический тормозной привод прицепных колесных транспортных средств, содержащий соединительные головки, магистрали питания и управления, воздухораспределитель тормозов, ускорительный клапан, ресиверы и трубопроводы, при этом магистраль управления подключена к ускорительному клапану, связанному с ресивером, подключенным через обратный клапан к магистрали питания. Указанный тормозной привод обеспечивает достаточное быстродействие в процессе рабочего торможения при сохранении следящего действия 2. Однако данный прийод не обеспечивает необходимого быстродействия аварийного затормаживания прицепного транспортного средства в случае повреждения (обрыва) магистрали питания, а также несрабатывания привода в случае повреждения (обрыва) трубопровода магистрали управления за ускорительным клапаном. Кроме того, аварийное затормаживание в случае повреждения магистрали питания сопровождается больщими потерями запаса сжатого воздуха. Цель изобретения - обеспечение быстродействия аварийного затормаживания и сохранения запаса сжатого воздуха при повреждении или обрыве магистрали управления за ускорительным клапаном. Указанная цель достигается тем, что пневматический тормозной привод прицепных колесных транспортных средств, содержащий соединительные головки, магистрали питания и управления, воздухораспределитель тормозов, ускорительный клапан, ресиверы и трубопроводы, при этом магистраль управления подключена к ускорительному клапану, связанному с ресивером, подключенным через обратный клапан к магистрали питания, снабжен клапанным узлом, установленным в магистрали питания перед воздухораспределителем тормозов, при этом клапанный узел выполнен в виде корпуса с перегородкой и крышкой, в котором размещены перепускной клапан магистрали питания, подпружиненный со стороны крыщки порщень со штоком, установленным с возможностью взаимодействия с перепускным клапаном, образующий в корпусе две полости, первая из которых расположена между поршнем и перегородкой, а вторая - между поршнем и крышкой, причем в клапанном узле выполнено отсечное устройство, образованное каналом, выполненным в крыщке, и имеющим уплотнение в центральном отверстии крышки концом штока, жестко связанного с поршнем со стороны пружины, первая из упомянутых двух полостей связана с магистралью управления перед ускорительным клапаном, а вторая - с управляющей полостью воздухораспределителя и через отсчетное устройство - с магистралью управления после ускорительного клапана. Кроме того, клапанный узел связан с магистралью управления перед ускорительным клапаном посредством контрольного клапана с ручным управлением, установленного с возможностью сообщения полости, расположенной между поршнем и перегородкой с ресивером, связанным с ускорительным клапаном. На чертеже показана схема пневматического тормозного привода. Пневматический тормозной привод содержит соединительные головки 1 и 2 магистрали питания и магистрали управления, трубопроводы 3, 4, 5 и 6 магистрали питания, ресиверы 7 и 8, трубопроводы 9, 10, 11 и 12 магистрали управления, воздухораспределитель 13 тормозов прицепа, сообщенный трубопроводом 14 с ресивером 8 и. трубопроводом 15 с тормозными камерами 16, ускорительный клапан 17, обратный клапан 18 и клапанный узел 19. В корпусе 20 клапанного узла с перегородкой 21 и крышкой
22размещены следящий механизм, состоящий из порщня 23, подпружиненного пружиной 24 и жестко связанного со щтоком 25, и перепускной клапан 26. Конец 27 щтока 25 уплотнен кольцом 28 в центральном отверстии 29 крыщки 22 и образует совместно с каналом 30 иотверстием 29 отсчетное устройство магистрали управления. В корпусе 20 клапанного узла 19 установлена направляющая 31 перепускного клапана 26, содержащая выпускной клапан 32, и запрессовано седло 33. Клапан 26 имеет уплотнитель 34, выпускной канал 35 и подпружинен пружиной 36.
Выводы I и II клапанного узла 19 связаны с трубопроводами 3 и 6 магистрали питания, выводы III, 1У и У - с трубопроводами 12, 10 и 11 магистрали управления. Полость А сообщена с выводом III через отверстие 37, а полость Б - с выводом У через отверстие 38.
Пневматический тормозной привод работает следующим образом.
При расторможенном прицепном транспортном средстве (автопоезде) порщень
23вместе со щтоком 25 под действием силы пружины 24 находится в крайнем нижнем положении. При этом клапан 26 торцом щтока 25 отжат от 33, щток торцом прижат к уплотнителю 34. Выводы I и II сообщены между собой и разобщены с атмосферой. Сжатый воздух из магистрали питания тягача через соединительную головку
1 подается к выводу 1 клапанного узла 19 и через кольцевой зазор между седлом 33 и клапаном 26 проходит к выводу II и, далее, через воздухораспределитель 13 поступает в ресивер 8. Происходит наполнение ресивера сжатым воздухом. Одновременно через разветвление перед выводом I клапанного узла 19 и обратный клапан 18 воздух наполняет ресивер 7 системы управления тормозами прицепа.
При торможении автопоезда, когда магистраль управления прицепа исправлена, сжатый воздух от магистрали управления тягача через контрольный клапан 39 подается к выводу III и (параллельно) в управляющую полость ускорительного клапана 17. Из вывода III через отверстие 37 сжатый воздух поступает в полость А и Действует на порщень 23 снизу (в направлении, противоположном действию силы пружины 24). В это время срабатывает ускорительный клапан 17 и подает сжатый воздух из ресивера 7 к выводу 1У клапанного узла 19 и далее через отсчетное устройство, образованное отверстием 29, каналом 30 и концом 27 штока 25 к выводу У. От вывода У по трубопроводу 11 сжатый воздух поступает в управляющую полость воздухораспределителя 13 тормозов прицепа,
прицеп затормаживается. Эффективность торможения регулируется тормозным краном тягача. Одновременно из вывода У через отверстие 38 сжатый воздух поступает в полость Б и действует на поршень 23 сверху (в направлении действия силы пружины 24). Так как суммарная сила, действующая на поршень 23 сверху, больще силы, действующей на порщень снизу, порщень 23 находится в исходном положении и питание пневмосистемы прицепа сжатым воздухом не прерывается. При торможении автопоезда, когда магистраль управления прицепа после ускорительного клапана повреждена (например, обрыв трубопровода 11), сжатый воздух от магистрали управления тягача через контрольный клапан 39 и трубопровод 12 подается к выводу III и (параллетьно) в управляющую полость ускорительног.о клапана 17. Из вывода III через отверстие 37 сжатый воздух поступает в полость А и действует на порщень 23 снизу (в направлении, противоположном действию силы пружины 24). В это время срабатывает ускорительный клапан 17 и подает сжатый воздух из ресивера 7 к выводу 1У клапанного узла 19, и далее через отсчетное устройство, вывод У и поврежденный трубопровод 11 сжатый воздух уходит в атмосферу, в результате чего давление в полости будет возрастать незначительно. Когда разность давлений в полостях Л и Б достигнет величины 1, 2 кгс/см , поршень 23 под действием этой разности давлений переместится вверх, сжимая при этом пружину 24. Клапан 26 под действием силы пружины 36 переместится вверх и прижимается уплотнителем 34 к седлу 33 и разобщит выводы I и И. Торец штока 25 оторвется от уплотнителя 34 и сжатый воздух из магистрали питания прицепа через вывод И, кольцевой зазор между торцом штока 25 и уплотнителем 34, канал 35 и выпускной клапан 32 выходит в атмосферу, в результате чего воздухораспределитель 13 срабатывает и прицеп затормаживается Эффективность торможения прицепа в этом случае не регулируется. Одновременно, когда порщень 23 переместится вверх, конец 27 щтока 25 перекроет канал 30 и отсечет вывод У от вывода 1У, в результате чего расход сжатого воздуха из ресивера системы управления прицепа прекратится.
При обрыве трубопровода 3 магистрали питания обратный клапан 18 предотвращает утечку сжатого воздуха из ресивера 7, тем самым повышая быстродействие срабатывания воздухораспределителя 13 (аварийного затормаживания).
При растормаживании автопоезда (прицепа) сжатый воздух от выводов III и 1У через дренажные отверстия аппаратов системы управления тягача и прицепа уходит в атмосферу, поршень 23 под действием
силы пружины 24 переместится в крайнее нижнее положение, шток 25 своим торцом прижмется к уплотнителю 34 и отожмет от седла 23 клапан 26. Сжатый воздух от вывода 1 через открытый клапан 26 поступает к выводу II и далее к воздухораспределителю 13. Прицеп растормаживается.
Проверка функционирования клапанного узла 19 осуществляется приведением в действие контрольного клапана 39. При
этом полость А клапана 19 через трубопроводы 5 и 12, вывод III и отверстие 37 сообщается с ресивером 7, и тормозной привод срабатывает аналогично описанному в случае обрыва трубопровода 11.
Технико-экономическая эффективность тормозного привода заключается в повышении активной безопасности прицепов и полуприцепов больщой грузоподъемности.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Управляющий клапан для пневматической тормозной системы прицепного транспортного средства | 1977 |
|
SU943048A1 |
Комбинированный тормозной кран | 1981 |
|
SU998180A1 |
Тормозная система прицепа | 1977 |
|
SU937250A1 |
Тормозная система прицепа | 1987 |
|
SU1473998A1 |
Тормозной привод прицепного транспортного средства | 1986 |
|
SU1344652A1 |
Пневматический привод тормозов прицепа | 1985 |
|
SU1255486A1 |
Двухпроводный пневматический привод тормозов автопоезда | 1980 |
|
SU903236A1 |
Тормозная система транспортного средства | 1982 |
|
SU1063669A1 |
Тормозная система автопоезда | 1987 |
|
SU1497084A1 |
Воздухораспределитель для тормозного привода прицепа | 1980 |
|
SU962061A1 |
1. ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ТОРМОЗНОЙ ПРИВОД ПРИЦЕПНЫХ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, содержащий соединительные головки, магистраль и питания и управления, воздухораспределитель тормозов, ускорительный клапан, ресиверы и трубопроводы, при этом магистраль управления подключена к ускорительному клапану, связанному с ресивером, подключенным через обратный клапан к магистрали питания, отличающийся тем, что, с целью обеспечения быстродействия аварийного затормаживания и сохранения запаса сжатого воздуха при повреждении или обрыве магистрали управления за ускорительным клапаном, привод снабжен клапанным узлом, установленным в магистрали питания перед воздухораспределителем тормозов, при этом клапанный узел выполнен в виде корпуса с перегородкой и крышкой, в котором размещены перепускной клапан магистрали питания, подпружиненный со стороны крышки поршень со штоком, установленным с возможностью взаимодействия с перепускным клапаном, образующий в корпусе две полости, первая из которых расположена между поршнем и перегородкой, а вторая - между поршнем и крышкой, причем в клапанном узле выполнено отсечное устройство, образованное каналом, выполненным в крышке, и имеющим уплотнение в центральном отверстии крышки концом штока, жестко связанного с поршнем со стороны пружины, первая из упомянутых двух по лостей связана с магистралью управления перед ускорительным клапаном, а вторая с управляющей полостью воздухораспределителя и через отсчетное устройство - с магистралью управления после ускорительного клапана. 2. Привод по п. 1, отличающийся тем, что клапанный узел связан с магистралью ь. управления перед ускорительным клапаном посредством контрольного клапана с руч1С ным управлением, установленного с возможностью сообщения полости, расположенной (jO между порщнем и перегородкой, с ресивесо ром, связанным с ускорительным клапаном.
35 32
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
1970 |
|
SU412046A1 | |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1985-02-28—Публикация
1982-11-12—Подача