Изобретение относится к электромашиностроению и касается усовершенствования охлаждения электрических машин.
Целью изобретения является повышение эффективности охлаждения путем выравнивания температуры по длине электрической машины.
На фиг. 1 показана электрическая машина, продольный разрез; на фиг. 2-4 - варианты выполнения электрической машины.
Электрическая машина состоит из корпуса , подшипниковых ШИТОВ 2, теплообменника 3, вентиляторов 4, центрального радиального канала 5, сердечников статоров б, разделенных радиальными каналами 7 на отдельные пакеты 8, обмотки статора 9, сердечников ротора 10, разделенных каналами 11 на отдельные пакеты 12. Аксиальные каналы ротора 13 закрыты со стороны вентиляторов 4 дополнительными радиальными перегородками 14. Цилиндрические перегородки 15 установлены над сердечниками статоров 6 с образованием аксиальных каналов 16, закрытых со стороны центрального радиального канала 5 дополнительными радиальными перегородками 17. В зоне лобовых частей обмотки статора 9 установлены радиальные перегородки 18. На фиг. 2 показан вариант установки дополнительных цилиндрических перегородок 19 в аксиальных каналах 16 над сердечниками статоров 6 между поверхностью сердечника и цилиндрической перегородкой 15, примыкающих к радиальным перегородкам 17 и разделяюших аксиальные каналы 16 вдоль электрической машины на две части. При этом образованные между двумя цилиндрическими перегородками 15 и 19 аксиальные каналы 20 выполнены со стороны центрального радиального канала 5 открытыми, а аксиальные каналы 21 между дополнительной цилиндрической перегородкой 19 и сердечником - закрытыми.
На фиг. 3 показан вариант установки труб 22 в аксиальных каналах между сердечниками статоров 6 и цилиндрической перегородкой 15, примыкающих к радиальным перегородкам 17 с образованием открытых каналов 23 через указанные трубы со стороны центрального радиального канала 5.
На фиг. 4 показан вариант установки карманов 24, примыкаюших к цилиндрическим перегородкам 15 и радиальным перегородкам 17, образующих открытые каналы 25 со стороны центрального радиального канала 5.
При движении хладагента (показано на фиг. 1 стрелками) хладагент выходит из теплообменника 3, проходит через центральный радиальный канал 5, поступает в ак скальные каналы ротора 13, в которых разделяется на ряд потоков и проходит по радиальным каналам 11 и 7, попадает в аксиальные каналы 16, а затем, соединяясь в общий поток, проходит через решетку ло бовых частей обмотки статора 9 и поступает на вход вентиляторов 4. Из вентиляторов хладагент поступает по каналам между подшипниковым щитом 2 и радиальной перегородкой 18 в теплообменник 3, далее цикл повторяется.
0 Таким образом, разделение сердечников статора 6 и ротора 10 радиальными каналами 7 и 11 на отдельные пакеты 8 и 12, выполнение аксиальных каналов ротора 13 со стороны вентиляторов 4 и аксиальных каналов 16 со стороны центрального ра диального канала 5 закрытыми позволяет снизить максимальный нагрев обмотки статора с помощью подачи значительной части охлажденного воздуха в центральный радиальный канал, обеспечить выравнивание температурного поля по длине электрической машины и повысить эффективность охлаждения активных частей статора и ротора. На фиг- 2-4 показаны варианты конструкции, в которых хладагент, выходя из теплообменника 3, разделяется на несколько потоков: одна часть хладагента поступает в центральный радиальный канал 5 и далее по описанной схеме, а вторая часть хладагента поступает соответственно в аксиальные каналы 20, 23 и 25, открытые со стороны центрального радиального канала 5, выходит из этих аксиальных каналов, поступает на решетку лобовых частей обмотки статора 9 и, охлаждая ее, поступает общим потоком на вентиляторы 4.
Изобретение позволяет снизить максимальный нагрев обмотки статора и выравнять температурное поле вдоль длины электрической машины.
i6 3 15 19 20 6 2i i7 5
V A III//
IB 15 6 22 23 f7 3
Фиг.З
W 15 25 6 « /7 J
Фиг.ч
I / I/
5
L
/ /
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электрическая машина | 1987 |
|
SU1504736A1 |
Электрическая машина | 1978 |
|
SU736273A1 |
Электрическая машина | 1979 |
|
SU1138889A1 |
Электрическая машина | 1979 |
|
SU858182A1 |
Статор закрытой электрической машины | 1983 |
|
SU1185497A1 |
Электрическая машина | 1986 |
|
SU1725322A1 |
Электрическая машина | 1987 |
|
SU1510048A1 |
Электрическая машина | 1983 |
|
SU1159113A1 |
Электрическая машина | 1977 |
|
SU767901A1 |
Явнополюсная электрическая машина | 1983 |
|
SU1144168A1 |
1. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА, содержащая корпус, сердечники статора и ротора, каждый из которых разделен в средней части радиальным каналом, обмотку статора с лобовыми частями и примыкающими к ним с внещней стороны радиальными перегородками, цилиндрические перегородки, размещенные над сердечником статора с образованием аксиальных каналов между пере6 17 5 15 8 7 /J городками и сердечником статора, вентиляторы, установленные под лобовыми частями обмотки статора и закрепленные на роторе, сердечник которого имеет аксиальные вентиляционные каналы, отличающаяся тем, что, с целью повыщения эффективности охлаждения путем выравнивания температуры по длине электрической мащины, в сердечниках статора и ротора выполнены дополнительные радиальные каналы, а на аксиальных каналах сердечника статора со стороны среднего радиального канала и на аксиальных каналах сердечника ротора со стороны вентиляторов установлены закрывающие их дополнительные радиальные перегородки. 2. Мащина по п. 1, отличающаяся тем, что в пространстве между сердечниками статора и цилиндрическими перегородками размещены воздуховоды, соединенные со средним радиальным каналом. //1Л I , 12 13 10 i Фы-г./
Алексеев А | |||
Е | |||
Конструкция электрических машин | |||
ГЭИ, 1958, рис | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Борисенко А | |||
И | |||
и др | |||
Аэродинамика и теплопередача в электрических машинах М.: Энергия, 197,4, рис | |||
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Авторы
Даты
1985-08-07—Публикация
1984-03-28—Подача