Электрическая машина Советский патент 1981 года по МПК H02K9/08 

Описание патента на изобретение SU858182A1

1

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электрических машинах переменного то-ка с внутренней циркуляцией хладагента.

Известна электрическая машина с внутренней циркуляцией воздуха-, содержащая вентиляторы, подшипниковые щиты, обмотку статора с лобовыми частя- ю ми и перегородки,.расположенные ; между лобовыми частями обмотки и подшипниковыми щитами l.

Недостаток такой конструкции заключается в том, что из-за. нали«- 15 чия больших воздушных промежутков между подшипниковыми щитами и перегородками и между лобовыми частями обмотки статора и указанными перегород кАми, общая длина которых достигает 20 220 - 290 мм, значительно увеличиваются габариты и масса электрической машины.

Наиболее близкой к предлагаемой является электрическая машина с внут- 25 ренней циркуляцией хладагента, содержащая подшипниковые щиты и обмотку статора с концевыми элементами, одним из которых являются головки лоОовой части, а другим концевым эле- 30

ментом является узел электрических соединений обмотки 2.

Недостаток такой конструкции машины заключается в том, что-из-за наличия на одной стороне лобовой части обмотки статора схемы соединений обмотки, дЛина которой достигает 50-г 60 мм и более, схема внутренней вентиляции машины получается неримметричной, в результате чего снижается расход внутреннего воздуха через машину и повышается нагрев обмотки и сердечника статора. Кроме того, несимметричность схемы вентиляции в машине приводит к неравномерному нагреванию обмотки статора, увеличивает вентиляционные потери, снижает интен .сивность работы теплообменника.

Цель изобретения - повышение интенсивности охлаждения электрической машины путем обеспечения равномерного охлаждения обмотки статора.

Поставленная цель достигается тем, что концевые элементы обмотки статоЬа установлены от подшипниковых щитов на расстояниях, определяемых из

соотношения -- 1,5 т 2,0, t-z

где L - расстояние от подшипникового щита до головок лобовой части обмотки статора; L - расстояние от противоположного подшипникового щита до схемы соединений обмотки статора.

На чертеже изображена электрическая машина, продольный разрез.

Электрическая машина имеет вентиляо-оры 1 внутренней циркуляции хладагента, подшипниковые щиты 2 и 3, обмотку 4 статора 5, одним из концевых элементов которой являются головки б лобовой части 7, а другим концевым элементом является узел электрических соединений 8, расположенный на противоположной стороне 9 обмотки. Концевые элементы б и 8 обмотки 4 статора 5 установлены от подшипниковых щитов 2 и 3 на расстояниях, определяемых из соотношения

..tt

«.1,5 т 2,0,

L2

где L - расстояние от подшипникового щита 2 до головок 6 лобовой части 7 обмотки 4 cTafopa 5;

Lj - расстояние от противоположного подшипникового щита 3 до узла 8 электрических соединений обмотки 4 статора Камеры 10 и 11 лобовых частей обмотки 4 статора 5 сообщаются с камерой 12, расположенной между спинкой статора 5 и цилиндрической гильзой 13 теплообменника 14, а межтрубное пространство 15 теплообменника 14 с промежуточными камерами 16 и 17, расположенными между подцшпниковыми щитами 2 и 3 и перегородками 18 и 19, установленными над лобовыми частями обмотки 4 статора 5. Аксиальные вентиляционные каналы 20 ролра 21 сообщаются с камерой 12.через радиальные вентиляционные каналы 22 ротора 21, воздушный за:зор 23 машины и радиальные вентиляционные каналы 24 статора 5. Камера 12 сообщается с межтрубным пространством 15 теплообменника 14 через щель 25 цилиндрической гильзы 13.

Вентиляторы 1 установлены на валу 26 ротора 21 под лобовыми частями 7 и 9 обмотки 4 статора 5. По трубкам теплообменника 14 прогоняется наружный воздух вентилятором 27.

Как видно, выходящий из вентиляторов 1 хладагент поступает в аксиальные вентиляционные каналы 20 ротора 21 и камеры 10 и 11 лобовых частей 7 и 9 обмотки 4 статора 5. Затем из камер 10 и 11 и аксиальных каналов 20 ротора 21 струи потока хладагента попадают в камеру 12. Из аксиальных каналов ротора в камеру 12 хладагент попадает через радиальные вентиляционные каналы 22 ротора 21, воздушный зазор 23 машины и радиальйые вентиляционные каналы 24 статора 5.

Из камеры 12 хладагент поступает в межтрубное пространство 15 теплообменника 14 через щель 25 цилиндрической гильзы 13, откуда через промежуточные камеры 16 и 17 поток хладагента поступает в вентиляторы 1.

Предложенная конструкция позволя-. ет также повысить КПД и эксплуатационную надежность электрической машины.

Формула изобретения

Электрическая машина с внутренней циркуляцией халадагента, содержащая подшипниковые щиты и обмотку статора, имеющая обращенные к одному из подшипниковых щитов головки лобовых частей и обращенный к другому подшипниковому щкту узел электрических соединений обмотки, отличающаяся тем, что, с целью повышения интенсивности охлаждения путем обеспечения равномерного охлаждения обмотки, упомянутые головки лобовых частей и узел электрических соединений обмотки установлены от подшипниковых щитов на расстояниях, определяемых из соотношения

tl 1,5 т 2,0,

k где L - расстояние от одного из

подшипниковых щитов до обращенных к нему головок лобовых частей}

Lj - расстояние от другого подшипникового щита до узла электрических соединений обмоток.

Источни ки и нформации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР 514392, кл. Н 02 К 9/04, 1976.

2.Авторское свидетельство СССР № 375735, кл. Н 02 К 9/04, 1973.

Ю « 15 rt Z524

V гв f w

fff 19

I

Похожие патенты SU858182A1

название год авторы номер документа
Электрическая машина 1979
  • Куцын Николай Андреевич
  • Поршнев Юрий Васильевич
  • Збарский Леонид Александрович
SU1138889A1
Электрическая машина 1987
  • Збарский Леонид Александрович
  • Поршнев Юрий Васильевич
  • Волох Валентин Яковлевич
  • Куцын Николай Андреевич
SU1504736A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА 2004
  • Кравченко Александр Игнатьевич
  • Матвеев Лев Иванович
  • Федоренко Римма Ивановна
RU2283525C2
Электрическая машина 1979
  • Поршнев Юрий Васильевич
  • Збарский Леонид Александрович
  • Останькович Евгений Владимирович
  • Куцын Николай Андреевич
  • Волох Валентин Яковлевич
SU838923A1
Электрическая машина 1978
  • Куцын Николай Андреевич
SU736273A1
Статор закрытой электрической машины 1983
  • Куцын Николай Андреевич
SU1185497A1
Электрическая машина 1991
  • Бурковский Анатолий Николаевич
  • Дмитренко Юрий Иванович
  • Збарский Леонид Александрович
  • Ширнин Иван Григорьевич
  • Захарченко Петр Иванович
  • Красников Геннадий Васильевич
  • Поршнев Юрий Васильевич
SU1820978A3
Закрытая электрическая машина 1980
  • Чумак Игорь Григорьевич
  • Радионов Владимир Александрович
  • Савченков Геннадий Алексеевич
  • Тубис Яков Борисович
  • Головко Юрий Иванович
  • Крикун Владимир Алексеевич
  • Борозенец Владимир Григорьевич
  • Фанарь Михаил Самуилович
SU1056376A1
Электрическая машина 1987
  • Куцын Николай Андреевич
  • Поршнев Юрий Васильевич
SU1510048A1
Электрическая машина 1984
  • Збарский Леонид Александрович
  • Поршнев Юрий Васильевич
  • Бурковский Анатолий Николаевич
  • Сороко Павел Антонович
  • Ширнин Иван Григорьевич
  • Матушевский Вацлав Цазаревич
SU1171908A1

Иллюстрации к изобретению SU 858 182 A1

Реферат патента 1981 года Электрическая машина

Формула изобретения SU 858 182 A1

SU 858 182 A1

Авторы

Куцын Николай Андреевич

Даты

1981-08-23Публикация

1979-08-14Подача