1
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электрических машинах переменного то-ка с внутренней циркуляцией хладагента.
Известна электрическая машина с внутренней циркуляцией воздуха-, содержащая вентиляторы, подшипниковые щиты, обмотку статора с лобовыми частя- ю ми и перегородки,.расположенные ; между лобовыми частями обмотки и подшипниковыми щитами l.
Недостаток такой конструкции заключается в том, что из-за. нали«- 15 чия больших воздушных промежутков между подшипниковыми щитами и перегородками и между лобовыми частями обмотки статора и указанными перегород кАми, общая длина которых достигает 20 220 - 290 мм, значительно увеличиваются габариты и масса электрической машины.
Наиболее близкой к предлагаемой является электрическая машина с внут- 25 ренней циркуляцией хладагента, содержащая подшипниковые щиты и обмотку статора с концевыми элементами, одним из которых являются головки лоОовой части, а другим концевым эле- 30
ментом является узел электрических соединений обмотки 2.
Недостаток такой конструкции машины заключается в том, что-из-за наличия на одной стороне лобовой части обмотки статора схемы соединений обмотки, дЛина которой достигает 50-г 60 мм и более, схема внутренней вентиляции машины получается неримметричной, в результате чего снижается расход внутреннего воздуха через машину и повышается нагрев обмотки и сердечника статора. Кроме того, несимметричность схемы вентиляции в машине приводит к неравномерному нагреванию обмотки статора, увеличивает вентиляционные потери, снижает интен .сивность работы теплообменника.
Цель изобретения - повышение интенсивности охлаждения электрической машины путем обеспечения равномерного охлаждения обмотки статора.
Поставленная цель достигается тем, что концевые элементы обмотки статоЬа установлены от подшипниковых щитов на расстояниях, определяемых из
соотношения -- 1,5 т 2,0, t-z
где L - расстояние от подшипникового щита до головок лобовой части обмотки статора; L - расстояние от противоположного подшипникового щита до схемы соединений обмотки статора.
На чертеже изображена электрическая машина, продольный разрез.
Электрическая машина имеет вентиляо-оры 1 внутренней циркуляции хладагента, подшипниковые щиты 2 и 3, обмотку 4 статора 5, одним из концевых элементов которой являются головки б лобовой части 7, а другим концевым элементом является узел электрических соединений 8, расположенный на противоположной стороне 9 обмотки. Концевые элементы б и 8 обмотки 4 статора 5 установлены от подшипниковых щитов 2 и 3 на расстояниях, определяемых из соотношения
..tt
«.1,5 т 2,0,
L2
где L - расстояние от подшипникового щита 2 до головок 6 лобовой части 7 обмотки 4 cTafopa 5;
Lj - расстояние от противоположного подшипникового щита 3 до узла 8 электрических соединений обмотки 4 статора Камеры 10 и 11 лобовых частей обмотки 4 статора 5 сообщаются с камерой 12, расположенной между спинкой статора 5 и цилиндрической гильзой 13 теплообменника 14, а межтрубное пространство 15 теплообменника 14 с промежуточными камерами 16 и 17, расположенными между подцшпниковыми щитами 2 и 3 и перегородками 18 и 19, установленными над лобовыми частями обмотки 4 статора 5. Аксиальные вентиляционные каналы 20 ролра 21 сообщаются с камерой 12.через радиальные вентиляционные каналы 22 ротора 21, воздушный за:зор 23 машины и радиальные вентиляционные каналы 24 статора 5. Камера 12 сообщается с межтрубным пространством 15 теплообменника 14 через щель 25 цилиндрической гильзы 13.
Вентиляторы 1 установлены на валу 26 ротора 21 под лобовыми частями 7 и 9 обмотки 4 статора 5. По трубкам теплообменника 14 прогоняется наружный воздух вентилятором 27.
Как видно, выходящий из вентиляторов 1 хладагент поступает в аксиальные вентиляционные каналы 20 ротора 21 и камеры 10 и 11 лобовых частей 7 и 9 обмотки 4 статора 5. Затем из камер 10 и 11 и аксиальных каналов 20 ротора 21 струи потока хладагента попадают в камеру 12. Из аксиальных каналов ротора в камеру 12 хладагент попадает через радиальные вентиляционные каналы 22 ротора 21, воздушный зазор 23 машины и радиальйые вентиляционные каналы 24 статора 5.
Из камеры 12 хладагент поступает в межтрубное пространство 15 теплообменника 14 через щель 25 цилиндрической гильзы 13, откуда через промежуточные камеры 16 и 17 поток хладагента поступает в вентиляторы 1.
Предложенная конструкция позволя-. ет также повысить КПД и эксплуатационную надежность электрической машины.
Формула изобретения
Электрическая машина с внутренней циркуляцией халадагента, содержащая подшипниковые щиты и обмотку статора, имеющая обращенные к одному из подшипниковых щитов головки лобовых частей и обращенный к другому подшипниковому щкту узел электрических соединений обмотки, отличающаяся тем, что, с целью повышения интенсивности охлаждения путем обеспечения равномерного охлаждения обмотки, упомянутые головки лобовых частей и узел электрических соединений обмотки установлены от подшипниковых щитов на расстояниях, определяемых из соотношения
tl 1,5 т 2,0,
k где L - расстояние от одного из
подшипниковых щитов до обращенных к нему головок лобовых частей}
Lj - расстояние от другого подшипникового щита до узла электрических соединений обмоток.
Источни ки и нформации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР 514392, кл. Н 02 К 9/04, 1976.
2.Авторское свидетельство СССР № 375735, кл. Н 02 К 9/04, 1973.
Ю « 15 rt Z524
V гв f w
fff 19
I
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электрическая машина | 1979 |
|
SU1138889A1 |
Электрическая машина | 1987 |
|
SU1504736A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА | 2004 |
|
RU2283525C2 |
Электрическая машина | 1979 |
|
SU838923A1 |
Электрическая машина | 1978 |
|
SU736273A1 |
Статор закрытой электрической машины | 1983 |
|
SU1185497A1 |
Электрическая машина | 1991 |
|
SU1820978A3 |
Закрытая электрическая машина | 1980 |
|
SU1056376A1 |
Электрическая машина | 1987 |
|
SU1510048A1 |
Электрическая машина | 1984 |
|
SU1171908A1 |
Авторы
Даты
1981-08-23—Публикация
1979-08-14—Подача