Изобретение относится к судостроению, в частности к узлам сцепления толкаемой приставки с судном.
Цель изобретения - повышение надежности узла сцепления толкаемой ледокольной приставки с судном и расширение эксплуатационных возможностей.
На фиг. 1 изображен узел сцепления толкаемой ледокольной приставки с толкаюшим судном в рабочем положении, вид сверху; на фиг. 2 - то же, вид сбоку; на фиг. 3 - бортовой упор, продольный вертикальный разрез; на фиг. 4 - центрирующее устройство с форштевнем толкающего судна, вид сверху; на фиг. 5 - то же, с совокупностью сил, поясняющих его работу.
На юте корпуса 1 ледокольной приставки по ее диаметральной плоскости (ДП) установлена натяжная станция 2, обеспечивающая натяг соединительного- троса 3, закрепленного одним концом на гаке 4 натяжной станции 2, а другим концом пропущенного через носовой клюз 5 толкающего судна 6 и закрепленного на его носовом биттенге 7.
В носовой части выреза приставки на цепной подвеске 8 смонтировано центрующее устройство 9, обеспечивающее фиксацию форщтевня 10 толкающего судна 6 и состоящее из свободно подвешенного фигурного металлического листа 11 с закрылками 12, имеющего облегаюшую форщтевень 10 толкающего судна 6 форму, расположенных между металлическим листом 11 и корпусом 1 приставки цилиндрических резиновых амортизаторов 13, установленных с зазором между ними, регулируемым гибкой связью 14, например, цепью с талрепом.
В кормовой части выреза корпуса 1 приставки установлены бортовые упоры 15, состоящие из фундамента 16, выдвижного элемента 17 с шаровой опорой 18, на которой со стороны выреза смонтирован опорный щит 19, снабженный деревянными брусьями с насалкой привода выдвижения, например, из тросов 20 и 21 и блоков 22 и 23, установленных на фундаменте 16, а также винта 24 с хвостовиком 25 и закладного пальца 26 для стопорения выдвижного элемента 17 и точной регулировки вылета опорного щита 19.
Устройство работает следующим образом.
Перед началом работы состава приставка-толкающее судно нос судна вводится в вырез приставки. Нри этом форштевень 10 толкающего судна 6 упирается в металлический лист 11 центрирующего устройства 9. Соединительный трос 3 закрепляют одним концом на гаке 4 натяжной станции 2, а другой его конец проводят через центральный носовой клюз 5 толкающего судна 6 и закрепляют на его носовом биттенге 7. С помощью талрепа натяжной станции 2 обтягивают соединительный трос 3. При этом форщтевень 10 подтягивается к корпусу 1 приставки и плотно облегается металлическим листом 11, входящим своей вогнутой частью в заранее отрегулированЖш зазор между цилиндрическими резиновыми амортизаторами 13. Величина зазора меньше вогнутой части .металлического листа II.
При неточной заводке судна форштевень 10, скользнув по привальным брусьям выреза и пройдя по закрылкам, касающимся внутренних поверхностей выреза под тупым углом, неизбежно попадает в выемку лис5 а 11.
Затем ДП толкающего судна совмещают с ДП приставки работой винтов судна, ориентируясь по носовой мачте судна и мачтам приставки (не показано).
Опорные щиты 19 с помощью выдвижных
0 элементов 17, судового шпиля, канатов 20 и блоков 22 подводят к бортам толкающего судна 6, при этом щаровые опоры 18 обеспечивают прилегание щитов 19 по форме обводов толкающего судна 6, винтом 24
5 совмещают ближайщее отверстие в фундаменте 16 с отверстием хвостовика 25 и закладывают палец 26, тем самым обеспечив стопорение выдвижного элемента 17. При движении состава форштевень 10 толкающего судна 6 упирается в вогнутую
0 часть металлического листа II, который, благодаря заранее отрегулированному зазору между цилиндрическими резиновыми амортизаторами 13, прогибается и плотно облегает форштевень 10. Если носовая оконечность 10 уже, чем выемка в листе
(фиг. 5), то форштевень касается листа 11 в ДП и воздействует на него с силой F, при этом со стороны амортизаторов 12 действуют силы F и РЭ. Разойтись амортизаторам не дает гибкая связь 14 (не показана). Силы Fg и Fj можно разложить на составляющие Fi, FS, Fg и F,- Силы F и Fj плавно компенсируют силу F, Fj и F и создают изгибающий момент, под действием которого лист 11 плотно облегает форщтевень 10 толкающего судна 6. Если форштевень 10 шире, чем выемка в листе 11, то он давит на лист 11 с силой Fj/2 в двух точках (FI - усилие толкания). Со стороны амортизаторов 13 на лист 11 действуют силы Fj и Fj. От этих пар Fi/2, Fg и Fj/2,
0 Fj возникают изгибающие моменты, заставляющие лист разогнуться и плотно обхватить форщтевень. Аналогичные схемы можно привести для любого горизонтального сечения центрирующего устройства.
5 Таким образом, центрирующее устройство 9 обеспечивает четкую фиксацию форштевня 10 и, в то же время, не препятствует его вертикальным перемещениям относительно корпуса 1 ледокольной приставки. Кроме того, нагрузки от приставки на носовую оконечность толкающего судна передаются по всей площади листа 11 и, следовательно, напряжения, возникающие в общивке толкающего судна, ниже допустимых тем самым повышается безопасность работы сцепки толкающее судно-приставка. Бортовые упоры 15 при этом предотвращают излом оси состава, а деревянная подушка с насалкой щитов 19 предохраняет борт толкающего судна 6 от повреждений и также не препятствует относительному вертикальному смещению борта судна 6. Резиновые амортизаторы 13 демпфируют ударные нагрузки и вибрацию при работе состава во льду, а также предотвращают деформацию носовой общивки толкаюшего судна 6. Расстыковка состава производится следующим образом. С бака толкающего судна 6, с помощью
Фиг.2 специального каната (не показан) вручную отдается гак 4 натяжной станции 2, выбирается соединительный канат 3 и нос толкающего судна 6 выводится из выреза приставки. Отвода щитов 19 бортовых упоров 15 не требуется. В том случае, когда необходимо отвести щиты 19 за габариты корпуса 1 приставки освобождают закладной палец 26, выдвижной элемент 17 с помощью судового шпиля, канатов 21 и блоков 23 отводят в сторону борта приставки. Винтом 24 совмещают отверстие в фундаменте 16 с отверстием хвостовика 25 и закладывают палец 26. Узел сцепления толкаемой ледокольной приставки позволяет использовать для ее толкания любые судна с щириной корпуса, не превыщающей щирину приставки, устранить необходимость дооборудования толкаюп1их судов, обеспечить надежность соединения приставки с судном, не препятствуя в то же время их относительному вертикальному перемещению.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ледокольно-ледоочистительная приставка судна | 1980 |
|
SU969585A1 |
Вспомогательное тяговое устройство для перемещения корпуса ледокольного судна через ледяной покров | 1981 |
|
SU1065289A1 |
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ТОЛКАЧА С НЕСАМОХОДНЫМ СУДНОМ | 1997 |
|
RU2117601C1 |
Судовая ледокольная приставка | 1983 |
|
SU1131757A1 |
Устройство для швартовки лихтеров к кормовой оконечности лихтеровоза | 1980 |
|
SU943088A1 |
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО С ДВИЖИТЕЛЕМ ХОДА НАЗАД ПРИ РАБОТЕ НАЕЗДАМИ В ТЯЖЕЛЫХ ЛЬДАХ | 2000 |
|
RU2171202C1 |
УСТРОЙСТВО ЛЕДОКОЛА ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 1998 |
|
RU2152330C1 |
Ледокольная приставка судна | 1980 |
|
SU943087A1 |
Устройство для застропки малого судна | 1984 |
|
SU1206170A1 |
Составное транспортное судно | 1980 |
|
SU874461A1 |
УЗЕЛ СЦЕПЛЕНИЯ ТОЛКАЕМОЙ ЛЕДОКОЛЬНОЙ ПРИСТАВКИ С СУДНОМ, содержащий центрирующее устройство, установленное в кормовом вырезе корпуса ледокольной приставки, и установленные на корпусе ледокольной приставки бортовые упоры с выдвижными элементами, имеющими возможность взаимодействия с толкающим судном; отличающийся тем, что, с целью повыщения его надежности и расширения эксплуатационных возможностей, он снабжен цилиндрическими резиновыми амортизаторами, выполненными с возможностью регулирования зазора между ними и установленными в кормовом вырезе корпуса ледокольной приставки между ее корпусом и центрирующим устройством, которое выполнено в виде свободно подвещенного фигурнога металлического листа, имеющего возможность обхвата носовой оконечносги толкающего судна, а выдвижной элемент каждого из бортовых упоров снабжен шаровым шарниром со смонтированным на нем опорным щитом, имеющим на поверхности, обращенной к борту толкающего судна, обшивку с антифрикционным покрытием. (Л to о го
Jia LumuAb -20 На
.
Фиг,. 5
/z
ФигЛ
/5
/7
/
Устройство для сцепки морскогобуКСиРА-ТОлКАчА C бАРжОй | 1978 |
|
SU850499A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1985-09-07—Публикация
1984-01-09—Подача