Бесконтактная замкнутая система регулирования скорости двигателя постоянного тока Советский патент 1959 года по МПК H02P5/06 

Описание патента на изобретение SU121166A1

Известны бесконтактные замкнутые системы регулирования скорости двигателя постоянного тока путем воздействия на напряжение и поток возбуждения двигателя, которые содержат преобразователь, возбудитель двигателя, управляющие ими усилители и сельсинн) командоаппарат. Бесконтактное управление построено на основе электрического сравнения эталона с контролируемым параметром, что позволяет осуществлять осповное управление воздействия на одну обмотку уси.пнтеля. Для ограничения форсировок и регламентации режимов управления управляющие обмотки усилителей включаются последовательно с нелинейными элементами типа бареттера или шунтируются нелинейными сопротивлениями (нелинейными схемами). С помопдью этих нелинейных элементов устанавливается предельное напряжение, которое может быть приложено к обмотке усилителя.

Предлагаемая систем аотличается от известных тем, что выход сельсинного командоаппарата подключен как к цепи управления напряжением преобразователя, так и к цепи управления потоком возбуждения двигателя по схеме с ограничением напряжения преобразователя, обеспечивающей управление скоростью двигателя по напряжению при номинальнол потоке и потоком двигателя при номинальном напряжении.

Указанные выше особенгюсти позволяют повысить качество регулирования, упростить систему и сделать ее более надежной.

На чертеже изоб1)ажена принципиальная схема предлагаемой системы.

Система состоит из двух частей; системы управления напряжением преобразователя и системы управле1гия возбужде1П)ем двигателя.

В качестве преобразователя, питающего двигатель Д, может быть использован вентильный преобразователь В или электромашинный преобразователь с электромашинным или ионным возбудителем. В системе управления вд(3 бужденнем двигателя также могут быть использованы ионный или электромашииный возбудитель.

В устройстве применен сельсинный командоаннарат СКА с фазочувствительной выпрямительной схемой на выходе. Зависимость напряжения на выходе СКА от угла поворота сс.чьсина носит нелинейный характер. Фазочувствительная выпрямительная схема, примененная в СКА, обладает тем свойством, что до тех пор, пока напряжение на вторичной обмотке трансформатора Т сельсина ниже напряжения на вторичной обмотке трансформатора 7о онорного напряжения, выходное напряжение будет пропорционально синусу угла поворота в сельсипа, отсчитываемого от его нулевого положения. Когда напряжения на вторичных обмотках трансформаторов Т,, и Го сравняются и при дальнейшем увеличении угла поворота В, приводян1,ем к иревьпиению напряжения трансформатора Т над напряжением трансформатора Гц, напряжепио на выходе будет оста1ипъся неизменным. Напряжение f/,; на выходе командоанпарата СКА иснользуется и качестве эта.чонного в системе управления напряжением преобразователя.

Нелииейность характеристики СКА позволяет нростыми средствами нри сохранении бесконтактного нринципа управ.лепия добиться селективности в управлении напряжением нреобразователя и возбуждением двигате.тя. Д-чя управления возбуждением двигателя иснользуется поворот сельсина командоаннарата СКА за нределами угла в, , иосле которого выходное напряжение U.,g остается неизменным, а напряжение самого сельсина нродолжает расти. Выпрямленное наиряжение сельсина и„, сравнивается с эталонным 6 „„ , и на разность этих ианряжени через нормально открытый контакт реле РЭ и диод Д включена обмотка W у задаюн1его уси;1ителя ЗУ. Выходное напряжение -лш задаюн1ег) усилителя ЗУ служит эталоном н системе унравления возбуждением двигателя.

В схе.ме токоограничения (токового регу;шрования) в качестве источника эталонного напряжения использован также однотактный ма:нитный усилитель УР. Во всех случаях, когда источниками эталонных напряжепий служат выпрямлеппые напряжения, в схеме устанавливаются сглаживаюише фильтры.

В предлагаемой системе унравление нанряжением преобразователя Я производится воздействием на суммирующий усилитель СУ: (двухтактный магнитны, электроман1ин Ь Й и др.), который подает соответствуюп..ий а сетки вентилей преобразователя через блоки y iравления ФС) и СС/У,.

В усилите.пе СУ1 используются три обмотки: управляющая Wу , обмотка . гибкой обратной связи и обмотка W,,, обратной связи но току. Осиов ой является обмот а Wy, воздействием на которую нроизводится управление основными режимами. При этом постоянство во.змущения достигается включением нелиней ых элементов, например, шунтированием узла управляюнхей обмотки сопротивлением (в даттном случае в виде схемы с низкоом 5Ь м этало ным потенциометром RU,} . Пока падение напрян ения в узле обмотки ttj, меньще эталонного нанряжения, по шунтирующей обмотке ток не пойдет. После того как надение напряже ия иа контролируемом участке узла обмотки Wу превысит напряжение эталона, по щунтиру 0 ей цепи пойдет ток, создающий,дополнительное падение напряжения в сопротивлении Ri и на других участках , что вызывает ограничение напряжения, подводимого к узлу обмотки Wy. Интенсивность протекания переходных процессов регламентируется действием намагничивающей силы обмотки гибкой обратной связи W, , а в ионных приводах также действием дросселя Др, включенного последовательно с обмоткой Wy (может быть также использован контур RC). При управлении электромашинными преобразователями дроссель из цепи обмотки Wy может быть исключе;. В некоторых приводах интенсивность протекания режимов управлении может регламентироваться только действием обратных связей по току. Кроме указанных трех обмоток усилителя, в ряде случаев целесообразно включение четвертой обмотки положительной связи по напряжоиию W .

Система управления возбуждением двигателя включает суммирующий усилитель СУ и блоки управления ФС2 и ССП-2.

Суммирующий уси.титель СУо имеет следуюш,ие обмотки: задающую It,., обмотку положительной обратной связи по току возбуждения (эталон в цепи этой обмотки исключает ее действие при малых токах возбуждения двигателя) и дифференциальную обмотку W . Дифференциальная обмотка включена на разность двух напряжений: U„ пропорционального току возбуждения, и напряжения U„„ на выходе задающего усилителя ЗУ. Для ограничения намагничивающей силы обмотки Wу в режимах ослабления потока возбуждения она защунтирована нелинейным сопротивлением ВС (селеновый выпрямитель).

Кроме перечисленных трех основных обмоток, усилитель СУ2 имеет обмотки IF, гибкой обратной связи и токовую обмотку W . Токовая обмотка включается в работу только при перегрузке; при этом намагничивающая снла направлена всегда в сторону усиления потока возбуждения двигателя, что способствует уменьшению тока перегрузки. При изменении скорости в результате управления потоком возбзждения двигателя напряжение эталонного усилителя УР узла токового регулирования изменяется, что приводит к корректировке уставки токового регулирования.

Управление возбуждением двигателя производится изменением тока в обмотке ) задающего усилителя ЗУ, которая, как было указано выше, включена на разность двух напряжений - напряжения, снимаемого с сельсина СК,А, и напряжения эталонг1ого потенциометра.

С помощью дополнительной обмотки смещений с может быть получена необходимая для управления возбуждением двигателя зависимость напряжения на выходе „„, задающего усилителя ЗУ оуутла 0 поворота сельсина СКА.

Предмет изобретения

1. Бесконтактная замкнутая система регулирования скорости двигателя постоянного тока путем воздействия на напряжение и поток возбуждения двигателя, содержащая преобразователь, возбудитель двигателя, управляющие ими усилители и сельсинный командоаппарат, отличающаяся тем, что, с целью ул щения качества регулирования, уирощеиия системы и повыщения ее надежности, выход указанного сельсинного командоаппарата подклЕочен как к цепи управления напряжением преобразователя, так и к цепи управления потоком возбуждения двигателя по схеме с ограничением напряжения преобразователя для обеспечения управления скоростью двигателя по напряжению при номинальном потоке и потоком двигателя при номинальном напряжении.

- 3 -№ 121161)

Похожие патенты SU121166A1

название год авторы номер документа
Устройство для управления возбуждением генераторов главного привода реверсивного прокатного стана типа блуминг и т.п. 1956
  • Слежановский О.В.
SU107206A1
Устройство для управления возбуждением электродвигателя главного привода реверсивного прокатного стана типа блуминг и т.п. 1956
  • Слежановский О.В.
SU107207A1
Способ управления потоком возбуждения электрических машин 1961
  • Слежановский О.В.
SU150908A1
Следящее устройство к электроприводу по системе "генератор-двигатель" 1953
  • Слежановский О.В.
SU103515A1
Бесконтактное устройство для автоматического управления электроприводом постоянного тока 1960
  • Архангельский В.И.
SU134755A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2005
  • Шлыченко Павел Николаевич
  • Черноглазкин Константин Александрович
  • Коваленко Михаил Александрович
  • Сидельников Иван Васильевич
  • Крепкогорский Александр Леонидович
  • Баранов Борис Михайлович
RU2281525C1
Устройство для автоматического управления электроприводами 1959
  • Сегаль М.Н.
  • Слежановский О.В.
SU123222A1
Устройство для дистанционного регулирования скорости прессования 1958
  • Баранов Л.В.
SU117775A1
"Устройство для моделирования системы "двигатель-насос" 1991
  • Камалов Толяган Сиражиддинович
  • Садыков Камалитдин Абдуллаевич
SU1833837A1
Электропривод гребной установки 1979
  • Вихров Владислав Александрович
  • Малишевский Владимир Евгеньевич
  • Савицкий Николай Николаевич
  • Руденко Валерий Александрович
  • Фонарев Анатолий Павлович
SU855913A2

Иллюстрации к изобретению SU 121 166 A1

Реферат патента 1959 года Бесконтактная замкнутая система регулирования скорости двигателя постоянного тока

Формула изобретения SU 121 166 A1

SU 121 166 A1

Авторы

Слежановский О.В.

Даты

1959-01-01Публикация

1958-05-24Подача