Изобретение относится к cpeACTsa f обучения, а именно к у ебным приборам по математике
Цель изобретения - обеспечение наглядности процесса перемножения матриц.
На чертеже изображен предлагаемый учебный прибор.
Прибор состоит из линейки 1 с пазом и расположенного в пазу линей- ю ки движка 2. Движок выполнен в виде диска с визирной линией 3, проходя - щей по диаметру. На поверхности линейки нанесены две взаимно перпендикулярные линии 4 и 5 для визирования is столбцов и рядов матрицы. Ьшия 4 расположена параллельно кромкам па- за на равном расстоянии от них,линия 5 расположена на одном из концов линейки. -Диск и линейка выполнены из 20 прозрачного материала. Матрихщ обозначены символами А и В .
Прибором пользуются следукщим образом.25
Перемножаемые матрицы А. (я- ) .и Б ( Ь,(р )п, записывают последо- вательно одну за другой. С помощыо устройства Находят матрицу С
Комбинаций строк матрицы А и столб цов матршол и , Что в результате .дает произведение матрицы А на матрицу В как АВ С .
Пример. Пусть даны две матрицы Л и Б
4 7
1 -1
3
3
-1
1
О 1
Тогда произведение А& - это матрица С, которая равна
2 5
С 9 10
35 23
где
Для нахождения, например, элемента С,2 матрицы С располагают прибор на матрицах А и 6 так, чтобы линия 4
( ) как ( а; ).. ( } )j , его линейки 1 совместилась с третьей строкой матрицы А , а линия 5 с вторым столбцом матрицы 0 . Перемещают движок 2 прибора вдоль линейки 1 так, чтобы пересечение лииий 4
Za
-,р---, Ь.р.
Так как все С. элементы матрицы С находятся одинаковые способом, рассмотрим процедуру вычисления с помощью устройства одного из С; эле- ,- и 5 совместилось с первьм элементов ментов матрицы С .(о и 7)
Располагают линейку прибора на матрицах А и В так, чтобы линия 5 совместилась с Р -столбцом матрицы и линия 4 совместилась с i -строкой матрицы А . Перемещают движок 2 при- а,,
бора так, чтобы точка пересечения его линии 3 с линией 7 совместилась с первьм элементом -строки матрицы А. Затем вращают движок 2 устройства так, чтобы его линия 3 пересек- ла первый элемент Р.-столбца матрицы В , после чего находят произведение ,р . Далее перемещают дви- жо к до совмещения центра пересечения линии 4 и 3 элементом о- матрицы А 50 С и проворачивают его так, чтобы его линия 3 пересекла элемент bjp, после чего находят произведение ( Процедуру повторяют для всех пар эле- мептов-строки и Р -столбца матриц А 55 и В и результаты вычислений а Ъкр суммируют. Сумма и дает значение С;. Процедура повторяется для каждой из
строки 3 матрицы А . -Затем вращают движок 2 таким образом, что- Гбы его линия 3 совместилась с первым элементом второго столбца матрицы В ( B,j S 2). Находят произведение
14. Далее перемещают движок до совмещения точки пересечения
линий 4 и 5 .с элементом d ,j -:1 и проворачивают его так, чтобы его (пиния 3 пересекла элемент Ъ «О и находят произведение Таким же образом находят Q))V), 9.1 9. Результаты вычислений суммируют, т.е. q,, l,j+а„Ь„+а J, |),j- Cj2 t4 -f О + 9 - 23, что дает 92 элемент матрицы С . Повторяя
процедуру для кажД пар строк матрицы А и столбцов матрицы В получают исксжую матрицу С .
Формула изобретения
Учебный прибор по математике, содержащий линейку с продольным пазом
Комбинаций строк матрицы А и столб цов матршол и , Что в результате .дает произведение матрицы А на матрицу В как АВ С .
Пример. Пусть даны две матрицы Л и Б
3
-1
О 1
произведение А& - это маткоторая равна
2 5
9 10
35 23
и 5 совместилось с первьм элементов (о и 7)
а,,
С
строки 3 матрицы А . -Затем вращают движок 2 таким образом, что- Гбы его линия 3 совместилась с первым элементом второго столбца матрицы В ( B,j S 2). Находят произведение
14. Далее перемещают двиС
жок до совмещения точки пересечения
линий 4 и 5 .с элементом d ,j -:1 и проворачивают его так, чтобы его (пиния 3 пересекла элемент Ъ «О и находят произведение Таким же образом находят Q))V), 9.1 9. Результаты вычислений суммируют, т.е. q,, l,j+а„Ь„+а J, |),j- Cj2 t4 -f О + 9 - 23, что дает 92 элемент матрицы С . Повторяя
процедуру для кажД пар строк матрицы А и столбцов матрицы В получают исксжую матрицу С .
Формула изобретения
Учебный прибор по математике, содержащий линейку с продольным пазом
J1221677
и расположенный в пазу движок, о т-вые линии для визирования столбцов личающий ся тем, что, си рядов матрицы, одна из которых целью обеспечения наглядности про-расположена параллельно кромкам па- цесса перемножения матриц, движокза на равном расстоянии от них, а выполнен в виде поворотного диска сj другая расположена на одном из кон- визирной линией, проходящей по егоцов линейки, при зтом диск и линей- диаметру, на поверхности линейкика выполнены из прозрачного ма- нанесены две взаимно перпендикуляр-териала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИБОР ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛИТЕЛЯ МАТРИЦЫ | 1992 |
|
RU2010342C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕШЕНИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ЗАДАЧ | 1990 |
|
RU2028667C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КИНЕМАТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КЕПЛЕРОВСКИХ ТОЧЕК И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В ПРОЕКЦИЯХ СФЕРЫ | 1990 |
|
RU2022357C1 |
Логарифмическая счетная линейка | 1934 |
|
SU42733A1 |
Счетный логарифмический прибор | 1935 |
|
SU45757A1 |
Матричное устройство для умножения двоичных и десятичных чисел | 1983 |
|
SU1200282A1 |
Счетная линейка | 1984 |
|
SU1231516A1 |
ОПТИЧЕСКОЕ ЦИФРОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕМНОЖЕНИЯ МАТРИЦ | 1994 |
|
RU2079873C1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПОДВИЖНЫМ ОБЪЕКТОМ | 2013 |
|
RU2531864C1 |
Чертежный прибор | 1979 |
|
SU859220A1 |
Изобретение позволяет обеспечить наглядность процесса перемножения матриц в учебном приборе по математике. Движок 2 расположен в пазу линейки 1 и выполнен в виде диска с визирной линией 3, проходящей по диаметру. На поверхности линейки 1 нанесены две взаимно перпендикулярные линии 4 и 5 для визирования столбцов и рядов матрицы. Линия 4 расположена параллельно кромкам паза на равном . расстоянии от них. Линия 5 расположена на одном из концов линейки 1. Движок 2 и линейка 1 выполнены из прозрачного, материала. Матрицы обозначены символами А и В. 1 ил. (П с
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПОДШИПНИКОВ | 0 |
|
SU313076A1 |
Скоропечатный станок для печатания со стеклянных пластинок | 1922 |
|
SU35A1 |
Авторы
Даты
1986-03-30—Публикация
1984-04-29—Подача