Автоматическое регулировочное приспособление тормоза (его варианты) Советский патент 1986 года по МПК F16D65/52 

Описание патента на изобретение SU1240369A3

стопорный элемент узла регулировки установлен на штыре и выполнен в виде двух фасонных рычагов и секторообраэ- ного зубчатого выступа, жестко связанного с одним из рычагов и смонтиро- ванного с возможностью угловых перемещений, с возможностью прямолинейных, перемещений вдоль пластины рас- порнбг о элемента и с возможностью взаимодействия своим зубчатым сектором с зубчатым венцом указанной пластины, а чувствительный элемент выполнен в виде пружины из материала с эфИзобретение относится к машиностроению, в частности к автоматическому приспособлению барабанных колодочных тормозов в основном механических средств передвижения, а именно к уст- ройствам автоматического изменения длины во время работы в зависимости от износа накладок тормозных колодок для того, чтобы обеспечить номинальный зазор барабаном и колодкой.

Цел% изобретения - повьш1ёние надежности при действии в тормозе высоких нагрузок.

На фиг.1 представлен тормозной барабан с колодками в нерабочем положе- НИИ с одним из видов регулировочного приспособления, продольный разрез на фиг.2 - храповой венец; на фиг.З - вариант исполнения автоматического регулировочного приспособления в ба- рабанном тормозе; на фиг.4 - то же, вид сбоку; на фиг.З - то же, поперечное сечение.

Внутри тормозного барабана разме- щена пара тормозных колодок 1 и 2, расположенных в тормозном барабане (не показан). Одна пара концов тор- мозных колодок соединена с опорой.3, а другая пара концов приспособления взаимодействует с гидравлическим при- водом 4, который дёйству:ет на колодки I И 2 в сторону соприкосновения с барабаном против действия возвратной пружины 5. С другой стороны работа колодок возможна посредством рычага

ручного тормоза 6, который имеет возфектом памяти формь, причем запорная пластина расположена между рычагами стопорного элемента, подпружинена пружиной растяжения и установлена с возможностью взаимодействия зубчатой стороной .прорези с зубчат.ой головкой штыря, а чувствительньй элемент установлен с упором в торец запорной пластины между последней и рычагом стопорного элемента.

Приоритетпо пунктам , 06.12.80 -по п. 1; ОА.ТЭб.З по п. 2.

Ложность поворачиваться на колодке 2 посредством штыря 7 и воздействует на тормоз по ча совой стрелке при угловом перемещении.

Автоматическое распорное приспособление 8 расположено между колодками 1 и 2 над приводом 4. В него входит узел регулировки, который состоит из распорного элемента, стопорного элемента и ругулировочной гайки. Распорный элемент состоит из охватываемой ч|1сти 9, имеющей снаружи конец с резьбой 10, свободно и концентрично входящий в охватывающую часть 11. Внешние концы распорных частей входят соответственно в колодки 1 и 2. Охватываемая часть 9 также входит в ручного тормоза 6. На охватываАюй части 9 расположёна регулировочная гайка 12, установлен1 ая на резьбе 10 и имеющая храповой зубчатый венец 13 на своей внешней цилиндрической поверхности, входящий в зацепление с собачкой 14, вращающийся на колодке 1 на штыре 15. Возвратная пружина 5 оказывает сжимающее во здействие на pad- порку, а пружина 16 действует на собачку 14 по часовой стрелке так, что зуб 17 собачки всегда Опирается на храповой зубчатый венец 13. Действие возвратной 5 сильнее, чем пружины 16 настолько, что колодка 1 удерживается в соприкосновении с ох- ватывающей распорной частью 11, когда тормоз находится в нерабочем положе20

. : }

НИИ, Собачка 14 выполнена с рыча-, гом 17.

Чувствительный элемент или устройство, реагирующее на тепло, вьтолнено из материала (SME) в виде спиральной 5 пружины 18, охватывает элемент распорки 11 и опирается одним концом о плечо 19, образованное на элементе f1, а другим концом - о гайку 12,

При срабатывании тормоза посредст- О вом работы привода-4 колодки 1 и 2 преодолевают действие возвратной пружины 5. Так как регулировочное приспособление 8 под действием пружины 16 через рычаг 17 перемещается впра- 5 во (по чертежу), распорка удерживается против тормозной колодки 2, а тормозная колодка 1 отделяется от при- способления в его нормальной точке контакта с охзаатывающим элементом 11 Перемещение собачки 14 по часовой стрелке вызьшает перемещение приспособления вправо, в результате проис- перемещение вниз конца К собачки. 14. Если это перемещение достаточ- но, чтобы переместить указанный конец от одного зуба регулировочной гайки 12 к следующему зубу. При чрезмерном перемещении колодок 1 и 2 регулировочная гайка 12 поворачивается в таком 30 направлении, чтобы удлинить распорное приспособление 8 и тем самым уменьшить зазор между барабаном и колод- кой. . ; , ; ; - . .: ..

Во время работы тормоза при нор- 35 мальной температуре .части 9 и 11 распорного элемента опираются друг на друга, а пружина 18 не оказывает влияние на действие тормоза. Если тормоз подвергается действию высокой темпе- 40 ратуры, как, например, часто бывает при длительных спусках, барабан расширяется и без теплового компенофу- ющего тела, т. е, спиральной прузкины 18, возможно чрезмерное перемещение 45 колодки, что вызывает работу данного приспособления,

В результате появляется возможность защелкнуть тормоз до его охлаждения. При увеличении температуры 50 спиральная пружина 18 быстро удлиняется, охватывающая и охватываемая части распорного элемента расходятся и тем самым длина распорки увеличивается. Сила пружины 16 выбрана такой, 55 чтобы она преодолевала расширение спиральной пружины 18, а последняя сделана так, чтобы.компенсирующее рас124

20

5 ,

О 530.

35 40 5

0 5 240369.4

ширение колодок приблизительно было равно расширению, имеющемуся в -барабане, это означает, что зазор между колодкой и барабаном поддердявается примерно таким же,как и при нормальных температурных условиях. Работа тормозов при высоких температурах будет примерно такой же, что и при низ- . ких температурах без настройки колодок, исключая компенсацию при значительном износе. Когда барабан охладится, спираль и распорньй элемент возвратятся до своей первоначальной длиньг; . ,

Кроме того, части 9 и 11 распорного элемента находятся в непосредственном соприкосновении все время при торможении. Очень высокие; нагрузки, которые возникают, например, при ручном торможении, могут быть приложены через приспособление, а не через спиральную пружину 18, Если ручной тормоз работает, когда барабан горячий, т. е. когда спиральная пружина 18 расширена, и концентричные части распорного элемента перемещаются в противоположные стороны, приложение чрезмерной нагрузки заставляет сжаться спиральную пружину 18 и указанные . части снова входят в соприкосновение так, tiTd такая нагрузка снова передается через них, а не через спиральную прузкину 8. Таким образом, поломка спирали исключается.

Барабанный тормоз (фиг,3-5) представляет в основном такую же конструкцию. Однако поставленная цель в нем может быть достигнута при помощи дру- ткх. средств. Тормозные колодки 1 и 2 соединены в опоре 3, а привод 4 действует указанным образом, ДРУГОЙ привод колодок может быть осуществлен посредством ручного тормозного рыча- га (не показан), который нормально по- ворачиваётся на одной из колодок и механически воздействует при угловом перемещении на торможение обычным образом. Автоматическое распорное приспособление 7 расположено между Колодками 1 ц 2 вблизи привода 4,

Как видно из фиг.5, распорный элемент выполнен в виде пластины 20, которая проходит поперек тормоза, а ее конец взаимодействует с шейкой колодки 2 или с рычагом ручного тормоза. Стопорный элемент представляет рычаг 21 фасонной формы, выполненный в виде пары рычагов 22 и 23. Штырь

24 жестко прикреплен к рычагу 21 по- .средством его цилиндрической части 25, проходящей через отверстие в рычаге , и выходит через прорезь 26, имекяцуюся в пластине 20. Зубчатая или накатанная головка 27 штыря находится против верхней поверхности рыча- - га 21. Посредством этого рычаг 21 укреплен с возможностью вращения на пластине 20, при этом имеется возможкость перемещаться вдоль пластины 20 благодаря прорези 26.

Накатанный или зубчатый штифт 28

Прикреплен к пластине 20 и расположен вблизи от края рычага 22, которьй соответственно имеет накатку или зубчатую поверхность 29 для зацепления с зубчатой или накатанной поверхность штифта 28, выполненную на секторооб- разном выступе рычага 22. Зубчатый или накатанный край рычага 22 лежит в окружности с центром в штьфё 27. Другой рычаг 23 выступает сквозь отверстие 30 в ребре колодки 1 и сопрягается с ним посредством своей радиальной поверхности 31. В нерабочем состоянии тормоза имеется зазор Е Между противоположной поверхностью 32 рычага 23 и поверхностью 33 прорези 30, этот зазор соответствует номинальному зазору колодка - барабан в тормозе. Между рычагами 22 к 23 расположена запорная пластина 34, имеющая прямоугольную прорезь 35 таких размеров, чтобы дать возможность пластине проходить над головкой 27 штыря 24. Прорезь удлинена в продольном направлении, чтобы обеспечить зазор. Радиальный край 36 прорези накатан или имеет з убцы, чтобы соответствовать накатке или зубьям на головке 27, а противоположный край 37 прорези имеет гладкую поверхность. Радиальная удаленная часть запорной пластины 34 наклонена вниз, чтобы образовать част 38, а часть 39 наклонена внутрь так, чтобы пройти вблизи под пластиной 20 для удержания запорной пластины в определенном положении. Чувствительный элемент, вьтолнен в виде спирали 40, расположенной так, что один конец опирается о часть 38 пластины 34, а другой конец - о рычаг приспособления. Пружина 41 растяжения зацепляется одним концом 6 пластиной 20, а другим концом - вертикальным выступом 42 запорной пластины 34. Пружина 41

j i 10

15

25

30

5

растяжения действует так, что застав- ляет запорную пластину 34 перемещаться по радиусу вниз, чтобы край прорези 35 зацепился с головкой 27 штыря 24. При этом она оказывает также воздействие на фасонный рычаг 21 через штырь 24 в том же направлении так, что зубчатая поверхность 29 рычага 22 удерживается прочно в зацеплении.со штифтом 28.

Тормозные колодки 1 и 2 прижимаются к барабану под действием привода 4 и при неиз ношенных накладках это перемещение близко к зазору Е и приспособление не будет задействовано. При нормальной, температуре и когда имеет место износ накладок перемещение колодок при торможении превысит зазор Ей поверхность 33 прорези 30 будет заставлять фасонный рычаг 21 перемещаться по радиусу вверх и отсоединит его от штифта 28. Как только произойдет отсоединение от штыря, фасонный рычаг совершит угловое перемещение из-за нажатия колодки на головку 27 штыря 24 на угол, соответствующий превьш1ению перемещения колодки так, что, когда торможение закончится, рычаг 22 фасонного рычага станет отсоединяться от штифта 28 в новом положении и удерживаться в этом положении при повторном зацеплении зубчатой или накатанной поверхности на рычаге и штыре. Поверхность 31 рычага 23 смещается ло радиусу наруяСу .от своего первоначального положения посредством радиального перемещения фасонного рычага и рабочая длина распорки тем самым увеличивается, чтобы удерживать колодки в новом настроенном положении вблизи от поверхности барабана.

В случае, когда тормоз нагревается до высокой температуры, например, при пользовании тормозами при Длительном спуске, барабан расширяется. Однако высокая температура вызывает быстрое увеличение длины тепловой компенсирующей спирали 40 и тем самым запорная пластина 34 перемещается влево (фиг.5) против действия пружины 41 растяжения, пока зубчатый край 36 прорези 35 не зацепится с головкой 27 штыря 24. Если торможение наступает, то сила спи- . рали значительна, чтобы нажать на фа- сонный рычаг 21 влево против действия пружины 41 растяжения и удержать по10

ерхность 31 рычага 23 против радиалього удаленного края Тверстия 30 ем самым сохраняется зазор Ей устра „яется необходимость в настройке тор моза. Ёсди перемещение колодки.доста точно велико, чтобы заставить рычаг 21 вьшти из зацепления со ш-гиФтом 28 указанное зацепление запорной пласти да 34 с головкой 27 штыря 24 предотвратит вращение фасонного рычага так, чтобы рычаг 22 вновь зацепился со штифтом 28. Когда барабан охладится, спираль 40 укоротится и запорная пластина 34 освободится от штыря 24. V5

Спиральные ПРУЖИНЫ из материала с эффектом памяти формы могут принимать поугие формы, такие, например, как тру бк. однако при исполнении она дол-

л V

///g

жна быть достаточна, чтобы выдердавать нагрузки сжатия без изгиба.

0

5

Спиральная пружина или какой-либо другой элемент из указанного матери- алГможет быть укреплена между двумя отдельньши частями собачки или распо- ZLa между парой телескопически соединенных частей собачки, в обоих Дчаях происходит удлинение собачки п высокой температуре с тем, чтобы

отсоединить собачку леса ИЛИ другого устройства, обычно приводимого в действие собачкой для огоДтобы вызвать эффект настройки тормоза и тем самь.м предотвратить пе ренастройку при длительном действии высокой температуры.

Фи21

Фиг 2

Фие.д

23

h

72

21

29

Похожие патенты SU1240369A3

название год авторы номер документа
Дисковый тормоз корректирующегося типа с плавающей скобой 1987
  • Хельмут Хейбель
SU1831609A3
ПРИВОД С АВТОМАТИЧЕСКИМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ДЛЯ ТОРМОЗА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, В ЧАСТНОСТИ ДЛЯ ДИСКОВОГО ТОРМОЗА 1990
  • Манфред Мейер[De]
RU2079018C1
Дисково-колодочный тормоз 1979
  • Джордж Виндзор Смит
SU931118A3
Фрикционная колодка дискового тормоза 1982
  • Карл Мейер
  • Ганс Георг Мадзгалла
SU1351519A3
Блок главных цилиндров гидравлической тормозной системы транспортного средства 1981
  • Энтони Джордж Прайс
  • Рой Кэмпбелл
SU1178319A3
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРА БАРАБАННОГО ТОРМОЗА И ПРИВОДА СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА 1997
  • Цырлин В.М.
  • Яржемский Д.М.
  • Летавин А.А.
RU2118725C1
Барабанно-колодочный тормоз 1979
  • Жан-Клод Клавери
SU862842A3
Пневматический усилитель 1986
  • Хельмут Гегальски
SU1436865A3
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ТОРМОЗА ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЗОРА МЕЖДУ ТОРМОЗНОЙ КОЛОДКОЙ И ТОРМОЗНЫМ БАРАБАНОМ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2010
  • Синиаппан Манипандиан
RU2495292C1
Вакуумный усилитель 1987
  • Филип Огастас Тафт
SU1501916A3

Иллюстрации к изобретению SU 1 240 369 A3

Реферат патента 1986 года Автоматическое регулировочное приспособление тормоза (его варианты)

. 1. Автоматическое регулировочное, приспособление тормоза, содержащее размещенный под приводом тормоза между двумя подпружиненными и расположенными с зазором относительно барабана колодками с упором в них узел регулировки в виде подпруясиненного относи-, тельно ближней колодки и шарнирно установленного на ней стопорного элемента и распорного элемента, связан- ного со стопорньм,элементом, регули-. ровочную гайку и чувствительный эле- менту причем последний установлен с возможностью воздействия на длину распорного элемента, а стопорный элемент установлен с возможностью угловых перемещений о т л и ч а ю Щ е ее я . тем, что, с целью повышения надежности при действии в тормозе высоких нагрузок, чувствительный элемент выполнен в виде Спиральной пружины из материала с эффектом памяти формы, стопорный элемент выполнен в виде собачки, распорный элемент выполнен в виде двух концёнтрично установленных стержневых частей, а на внешней поверхности регулировочной гайки выполнен храповой зубчатый венец, причем конец охватываемой концентричной части распорного элемента выполнен резьбовым и на нем размещена регулировочная гайка с возможностью взаимодействия со стопорной собачкой, а чувствительный элемент размещен на охватывающей концентричной части распорного элемента с упором в регулировочную гайку.. 2. Автоматическое регулировочное .приспособление тормоза, содержащее размещенный под приводом тормоза между двумя подпружиненными и расположенными с. зазором относительно барабана колодками с упором в них узел регулировки в виде подпружиненного относительно ближней колодки и шарнирно установленного на ней стопорного элемента и распорного элемента, связанного со стопорным элементом, регули- . ровочную гайку и чувствительный элемент , причем последний установлен с возможностью воздействия на длину распорного элемента, а стопррньй элемент установлен с возможностью угловых перемещений, отличающееся тем, что, с целью повьшения надежности при действии в тормозе высоких нагрузок, оно снабжено связанной с распорным элементом пружиной растяжения, штырем с зубчатой нарезкой на его головке и запорной пластиной с прямоугольной прорезью и зубчатой нарезкой на одной из сторон прорези, распорный элемент узла регулировки выполнен в виде пластины с жестко закрепленным на ней зубчатым венцом. СО tN9 4: О 00 Од СО СП

Формула изобретения SU 1 240 369 A3

Фи8.5

Редактор А Козориз

Составитель В.Розанов

Техред В.Кадар Корректор М.Шароши

Заказ 3417/60Тираж 880 . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета. СССР

по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1986 года SU1240369A3

Барабанно-колодочный тормоз 1979
  • Жан-Клод Клавери
SU862842A3
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Видоизменение прибора для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба 1919
  • Кауфман А.К.
SU54A1

SU 1 240 369 A3

Авторы

Кристофер Уилльям Палмер

Рональд Майкл Хьюз

Даты

1986-06-23Публикация

1981-12-05Подача