Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым опорам гребных валов.
Целью изобретения является увеличение срока службы судовой опоры.
На фиг. 1 изображена судовая опора, продольный разрез; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид Б на фиг. 1; на фиг. 4 - сечение В-В на фиг. 1; на фиг. 5 - опора, продольный разрез, вариант.
Судовая опора содержит (фиг. 1-4) гребной вал 1 с винтом 2 и корпус 3 с составным вкладышем, выполненным из секций 4 и 5 и имеющим открытые в сторону гребного вала 1 сквозные в осевом направлении канавки 6, а секция 5, расположенная в нагруженной зоне опоры (зона контакта гребного вала 1 с секцией 5) выполнена выступающей над смежными секциями 4.
Направляющая 7, выполненная, например, из бронзы, установлена между секцией 5 и корпусом 3 и и.меет возможность перемещения вдоль оси вкладыша. При этом ширина секции 5 выбрана из условия Ь J: Ь ... In, где Ь, li, Ln - ширина секции 5 соответственно у носового 8, между носовым 8 и кормовым 9, и кормового 9 торцов секции 5.
Секция 5 может быть изготовлена, например, из капролона, а значение /« / (фиг. 2), где R - радиус вала 1; ,2 (фиг. 3), а-/| 1,/ (фиг. 4).
При этом ширина направляющей 7 в равная, например, 1,4/, может быть для облегчения демонтажа одинакова по длине. Направляющая 7 снабжена силовым механизмом 10, например отжимными болтами, которые ввинчены во фланец 11 и упираются в торец корпуса 3 со стороны винта 2. направляющая 7 имеет буртик 12, который упирается в носовой торец 8 секции 5. При этом разность между толщиной секции 5 /ii и высотой буртика 12 Й2 больще величины предельно допустимого износа вкладыша, который определен нормативной документацией.
Поверхности контакта 13 направляющей 7 и секции 5 могут быть выполнены отличными от цилиндрической, например тороидальной.
Судовая опора работает следующим образом.
При износе секции 5 в ее кормовой части со стороны винта 2 с помощью отжимных болтов 10, установленных на фланце 11, передвигают направляющую 7 в сторону вин- та 2, а так как буртик 12 упирается в торец 8 секции 5, то вместе с направляющей 7 перемещают и секцию 5 в сторону винта 2, при этом уменьшают зазор в кормовой части вкладыща, и секция 5 будет продолжать выполнять свои функции, что
увеличивает срок службы опоры. При достижении предельно допустимой величины износа вкладыша поверхность вала 1 не будет контактировать с буртиком 12, и секцию 5 с помощью болтов 10 и направляющей 7 демонтируют, не выпрессовывая секцию 4 вкладыша опоры. Для облегчения демонтажа секции 5 вал 1 с винтом 2 приподнимают до соприкосновения с верхней частью секции 4. Для судов с выносными кронштейнами секцию 5 демонтируют в противоположную от винта 2 сторону, при этом фланец 11 располагают у носового 8, а буртик 12 - у кормового 9 торцов секции 5. При вращении вала 1 относительно секций 4 и 5 вместе с охлаждающей водой во врацлательное движение вовлекаются и абразивные частицы, которые частично удерживаются в канавках 6 за счет разной толщины секций 4 и 5. Так как результирующая реакции боковых стенок секции 5 от усилий со стороны абразивных частиц направлена в сторону винта 2, то образивные частицы отбрасываются в сторону винта 2, не забивая канавки 6 и не попадая в зону трения между валом 1 и секциями 4 и 5, что приводит к увеличению срока службы опоры. При этом абразивные частицы отбрасываются в сторону винта 2 как
при переднем, так и при заднем ходе судна, что повышает эффективность работы опоры. При изгибе вала 1 (фиг. 5) секция 5 будет поворачиваться под действием статических и динамических нагрузок со стороны
вала 1, при этом секция 5 прижмется к поверхности вала 1 как в районе торца 8, так и торца 9, тем самым равномерно распределяя нагрузку от вала 2 по длине секции 5, уменьшая величину максимальных контактных давлений на поверхности трения
вала 1 и секции 5, снижая их износ и увеличивая срок службы опоры.
Вид ft
11
Фиг.2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подшипниковый узел гребного вала | 1983 |
|
SU1115966A1 |
Дейдвудное устройство | 1983 |
|
SU1090615A1 |
Подшипниковый узел гребного вала | 1983 |
|
SU1111942A1 |
Судовой подшипниковый узел | 1982 |
|
SU1071531A1 |
Судовой подшипниковый узел | 1983 |
|
SU1126496A1 |
Судовой подшипниковый узел | 1984 |
|
SU1202966A1 |
Дейдвудное устройство судна | 1983 |
|
SU1111941A2 |
Дейдвудное устройство | 1983 |
|
SU1154145A1 |
ВИНТОДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО | 1982 |
|
SU1840297A1 |
Дейдвудное устройство | 1986 |
|
SU1428851A1 |
Вид Б
В- В
Фиг.З
Фиг.Ч
,
uo lo
to
CM
Дейдвудная опора скольжения | 1979 |
|
SU888637A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1986-07-23—Публикация
1985-02-14—Подача