Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к автомобильным цистернам, оснащенным устройствами, ограничивающими перемещение жидкости, заполняющей цистерну, в том числе к пожарным автоцистернам, топливозаправщикам., автоцистернам, перевозящим пищевые жидкости (соки, вода, спирт, пиво, молоко).
Цель изобретения - повышение надежности путем уменьшения нагрузок на корпус цистерны возникающих в результате воздействия колеблющейся жидкости.
На фиг. 1 изображена цистерна с прямоугольным поперечным сечением, общий вид; на фиг. 2 - то же, с круглым поперечным сечением; на фиг. 3 - то же, с эллиптическим поперечным сечением; на фиг. 4 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 5 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 6 - разрез В-В на фиг. 1; на фиг. 7 - разрез Г-Г на фиг. 2; на фиг. 8 - разрез Д-Д на фиг. 3.
Автомобильная цистерна состоит из автощасси, на раме 1 которого установлена емкость 2 прямоугольного (фиг. 1), круглого (фиг. 2) или эллиптического (фиг. 3) поперечного сечения с перегородками (на фиг. 1-3 изображена одна перегородка), в верхней части цистерны расположен люк-лаз 3.
Перегородки представляют собой две симметрично расположенные пластины 4 и 5, прикрепленные к боковым стенкам корпуса цистерны щарнирами 6 и соединенные между собой пружинно-натяжными приспособлениями 7.
Пластины 4 и 5 установлены параллельно образующим цилиндрических поверхностей прямоугольной (фиг. 1), круглой (фиг. 2) и эллиптической (фиг. 3) цистерн и образуют плоскость за счет пружинно-натяжного приспособления 7. Площадь каждой пластины 4 или 5 составляет не менее одной трети площади продольного сечения цистерны, проведенного через плоскость пластин. Пластины 4 и 5 могут иметь отверстия 8, равномерно распределенные по всей площади пластины. Общая площадь отверстий 8 должна быть не меньще, чем площадь поперечного сечения трубы, через которую происходит слив или забор жидкости из цистерны независимо от места установки трубы (не показано). Пластина 4 или 5 прикреплена к боковой стенке цистерны 2 по крайней мере одним шарниром 6. Шарнир 6 состоит из втулки 9, оси 10 и проушины 11. Втулки 9 приварены либо прикреплены болтами к пластинам 4 и 5. Ось 10, вставленная во втулку 9 через проущину 11, застопорена от осевого смещения шпилькой 12. Пластины 4 и 5 соединены между собой по крайней мере одним пружинно-натяжным приспособлением 7.
Пружинно-натяжное приспособление 7 состоит из натяжного устройства, которое
включает два крюка 12 и 13, стяжку 14 и пружины 15. На прямых участках крюков 12 и 13 нарезана резьба с разным направлением. Стяжка 14 имеет внутреннюю резьбу
двух направлений, соответствующую направлению резьбы крюков 12 и 13, а также внешнюю огранку под гаечный ключ или внешнюю форму, удобную для ее вращения руками.
Внутри цистерны 2 может быть установлена одна (фиг. 1-3) или несколько перегородок (на фиг. 6-8) перегородки, установленные внутри цистерны 2, работают следующим образом.
При транспортировке жидкости автоцисг терна часто меняет скорость (разгон, торможение) и направление (поворот, обгон и т.д.) своего движения, что приводит к перемещению жидкости относительно стенок цистерны 2, даже в случае полного ее заполнения. При движении жидкости относительно
0 цистерны 2 возникают гидродинамические силы, которые воспринимаются стенками цистерны 2. Эти силы больше, чем силы, возникающие при транспортировке такого же по массе груза, но лишенного свободы перемещения относительно стенок цистерны 2. Увеличение сил, действующих на стенки цистерны 2 со стороны жидкости, приводит к ухудшению устойчивости и управляемости автоцистерны, уменьшает долговечность цистерны.
Для того, чтобы повысить надежность автоцистерны, необходимо уменьшить нагрузки на стенки цистерны от гидродинамических сил жидкости. В данном устройстве это достигается двумя путями:ограничением перемещения жидкости относительно стенок цистерны 2 перегородками 4 и 5 и уменьшением нагрузок, которые передаются на стенки цистерны 2, за счет шарнирного крепления б перегородок 4 и 5 к стенкам цистерны 2 и поглощения части энер0 гии колеблющейся жидкости пружинами - упругими элементами 15 пружинно-натяжного приспособления 7. Наиболее эффективно это проявляется при движении авоцистерны с частично заполненной емкостью.
При торможении или разгоне автоцис5 терны жидкость ввиду своей инерционности смещается соответственно к передней или задней части цистерны. Однако перемещение жидкости ограничивают пластины 4 и 5 перегородки, и жидкость начинает перетекать через отверстия 8, через пространство между пластинами 4 и 5 и через зазоры между пласинами 4 и 5 и стенками цистерны 2. Перетекая, жидкость расходует энергию на преодоление гидравлических сопротивлений и на деформацию упругих
5 элементов 15 пружинно-натяжного приспособления 7. Силы гидродинамического взаимодействия жидкости с пластинами 4 и 5 передаются к стенкам цистерны 2 через шарниры 6. Шарнирное крепление пластин 4 и 5 позволяет исключить передачу на стенку цистерны крутящих моментов и, тем самым, уменьшив число поломок стенок цистерны, возникаюилих в местах крепления перегородок.
При изменении автоцистерной направления движения жидкость смещается к боковой стенке цистерны 2. Работа перегородки в этом случае аналогична. Отличие заключено лишь в том, что сила гидравлического удара воспринимается в основном той перегородкой, в сторону которой смещается жидкость.
При увеличении количества перегородок уменьшается масса жидкости, взаимодействующей с каждой перегородкой, что уменьшает нагрузки, действующие на пластины 4 и 5, и, следовательно, нагрузки, которые передаются стенкам цистерны 2.
Использование изобретения позволяет существенно повысить надежность автоцистерн в результате уменьшения нагрузок, действующих на стенки цистерны со стороны жидкости и передающихся на них от
перегородок при гидроударах перевозимой жидкости, что, в свою очередь, позволяет уменьшиь число разрушений стенок цистерны в местах креплений перегородок, а также использовать эффект гашения эпергии движения жидкости относительно стенок цистерны путем перетекания жидкости через отверстия в перегородках и деформации упругих элементов пружинно-натяжно|о приспособления.
Формул а изобретения
.Автомобильная цистерна, включающая корпус, в котором размещены но высоте перфЪрированные перегородки.,оь7ышюща гся тем, что, с целью повьипения надежности путем уменьп1еиия нагрузок на корпус цистерны, иозникаюпшх в .1ьтатг воздействия энергии колеблюmeiicH жидк ти, каждая перегородка представляет co6oii две симметрично расположенные пластины, шарнпрно прикрепленные к боковым стенкам корпуса и соединенные между собой посредством пружинно-натяжных приспособлепш
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ КОЛЕБАНИЙ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ В ЦИСТЕРНЕ | 2017 |
|
RU2745816C2 |
ЦИСТЕРНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЖИДКОСТИ | 1995 |
|
RU2077462C1 |
Автоцистерна для транспортирования наливных грузов | 1988 |
|
SU1551614A1 |
Автомобильная цистерна | 1983 |
|
SU1087382A1 |
АВТОЦИСТЕРНА-ПОЛУПРИЦЕП ДЛЯ КРИОПРОДУКТОВ | 1995 |
|
RU2112178C1 |
Цистерна для транспортирования жидкости | 1987 |
|
SU1446006A1 |
Транспортное средство | 1987 |
|
SU1468795A1 |
Автоцистерна | 1981 |
|
SU1004210A1 |
Цистерна-полуприцеп | 1980 |
|
SU921907A2 |
Цистерна для жидкости | 1984 |
|
SU1168478A1 |
Изобретение О1носнгся к автомоби,1ьно.му транснорту. Поль изобретения - новышение надеж1и)сти цистерны и устойчивости автоцистерны в движени. Цистерна содс 1жит емкость 2 с симметрично и Н1арннрно нрикрец,-1С11ными но высоте с обеих боковы.х сторон емкости 1Ч)ризонта,1ьиыми H,iacтинами 4, соединенными носредством иружинно-натяжных приспособлений 7. 8 ил. В- В (Л Oi 05
12
70
4
Л1
C/prl : /.
дуиеЛ
6- 6 г-r
Цистерна для жидкости | 1981 |
|
SU981120A1 |
Разборное приспособление для накатки на рельсы сошедших с них колес подвижного состава | 1920 |
|
SU65A1 |
Устройство для гашения колебаний жидкости в емкости | 1982 |
|
SU1055691A1 |
Разборное приспособление для накатки на рельсы сошедших с них колес подвижного состава | 1920 |
|
SU65A1 |
УСТРОЙСТВО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ | 1990 |
|
RU2011161C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЧИСТОГО ГЛИНОЗЕМА И ЕГО СОЛЕЙ ИЗ СИЛИКАТОВ ГЛИНОЗЕМА, ПРОСТЫХ ГЛИН И. Т.П. | 1915 |
|
SU280A1 |
Приспособление для забивки костылей | 1925 |
|
SU1935A1 |
Авторы
Даты
1986-11-15—Публикация
1984-07-03—Подача