Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к двухзвенным автомобильным и тракторным поездам.
Целью изобретения является повышение безопасности движения в режиме торможения.
На чертеже представлена принципиальная схема двухзвенного транспортного средства.
Двухзвенное транспортное средство содержит тягач 1 с двигателем внутреннего сгорания, рейка 2 топливного насоса которого и заслонка 3, установленная в выпускном коллекторе 4, связаны со штоками цилиндров 5 и 6, которые пневматически соединены магистралью 7 через кран 8 управления с источником 9 давления. Полуприцеп 10 связан с тягачом 1 посредством шарнира 11 седельного устройства с фрикционной муфтой 12. Силовой цилиндр 13 фрикционной муфты 12 соединен с источником давления 9 посредством дополнительного трехлинейного двухпозиционного распределителя 14 и трехлинейного двухпозиционного распределителя 15. Линия управления распределителя 14 магистралью 16 через клапан 17 ИЛИ связана с полостями силового цилиндра 18, шток 19 которого связан с рулевой трапецией (на схеме не показана). Полости указанного силового цилиндра 18 соединены с источником 19 давления посредством гидрораспределителя 20, который механически связан с рулевым колесом 21. Одна из линий управления двухпозиционного распределителя 15 связана с управляющей магистралью 7, а другая - магстралью 22 с тормозными камерами 23 тягача 1. Тормозной кран 24 связан с источником 25 давления, указанными тормозными камерами 23 и с тормозной системой полуприцепа 10, содержашей воздухораспределитель 26, ресивер 27 и тормозные камеры 28.
Двухзвенное транспортное средство работает следующим образом.
При движении и отсутствии необходимости в торможении и воздействии на рулевое управление гидрораспределитель 20 соединяет источник 19 давления со сливом. При этом, так как давление в полостях силового цилиндра 18 отсутствует, распределитель 14 под действием пружины устанавливается в позицию, в которой соединяет силовой цилиндр 13 с Двухпозиционным распределителем 15. Кран 8 управления соединяет полости цилиндров 5 и 6 и линию управления двухпозиционного распределителя 15 с атмосферой, тормозной кран 24 соединяет тормозные камеры 23 и через магистраль 22 другую линию управления распределителя 15 также с атмосферой. Упомянутый распределитель 15 под действием пружины -занимает позицию, при которой силовой цилиндр 13 фрикционной муфты 12
соединен с атмосферой. При этом фрикционная муфта 12 разблокирована, вследствие чего не увеличивается момент сопротивления повороту полуприцепа 10 относительно
тягача 1. Ресивер 17 наполняется сжатым воздухом от источника 25 давления через тормозной кран 24 и воздухораспределитель 26.
Во время торможения основной системой водитель воздействует на тормозной кран 24
(воздействие на рулевое колесо 21 отсутствует) . В результате сжатый воздух от источника 19 давления поступает в тормозные камеры 23 тягача 1 и по магистрали 22 - в линию управления распределителя 15; управляющая полость воздухораспределителя 26 через тормозной кран 24 соединяется с атмосферой, при этом тормозные камеры 28 полуприцепа 10 через упомянутый воздухораспределитель 26 сообщаются с ресивером 27. Распределитель 15 под действием
давления в линии управления преодолевает сопротивление пружины и зани.мает положение, в котором силовой цилиндр 13 фрикционной муфты 12 через распределитель 14 соединяется с источником 9 давления. При
этом силовой цилиндр 13 блокирует муфту 12, тем самым повышается момент сопротивления повороту полуприцепа 10 относительно тягача 1, что предотвращает их складывание и повышает устойчивость движения. Если при этом водитель воздействует на рулевое колесо 21, то гидрораспределитель 20 соединяет источник 19 давления с одной из полостей (в зависимости от направления вращения рулевого колеса 21) силового цилиндра 18, откуда давление через клапан 17 ИЛИ по магистрали 16 передается в линию управления распределителя 14, который, преодолевая сопротивление пружины, занимает положение, при котором силовой цилиндр 13 фрикционной муфты 12 сообщается с атмосферой,
тем самым фрикционная муфта 12 разблокируется и не препятствует повороту полуприцепа 10 относительно тягача 1.
При снятии управляющего воздействия с рулевого колеса 21 гидрораспределитель 20 соединяет источник 19 давления и полости
цилиндра 18 со сливом, при этом давление в управляющей полости распределителя 14 падает и последний под действием пружины занимает первоначальное положение, т.е. соединяет силовой цилиндр 13 с распределителем 15, а так как управляющая полость последнего находится под давлением, - с источником 9 давления. Таки.м образом, фрикционная муфта 12 вновь заблокируется, т.е. она разблокируется только на время воздействия водителем на рулевое колесо 21.
При снятия управляющего воздействия с педали тормозного крана 24 тормозные камеры 23 тягача 1 и линия управлений распределителя 15 сообщаются с атмосферой
через упомянутый тормозной кран 24, который также соединяет источник 25 давления с воздухораспределителем 27, который в свою очередь сообщает тормозные камеры 28 с атмосферой, а ресивер 27 начинает наполняться сжатым воздухом. Так как давление в линии управления распределителя 15 упало, последний занимает положение, при котором силовой цилиндр 13 через распределитель 14 сообщается с атмосферой, что приводит к разблокированию фрикционной муфты 12.
Во время торможения вспомогательной системой (двигателем) водитель воздействует на кран 8, который сообщает магистра.ть
7с источником 9 давления. В результате сжатый воздух поступает в цилиндры 5 и 6 и в линию управления распределителя 15, при этом заслонка 3 и рейка 2 топливного насоса уменьщают соответственно проходное сечение выпускного коллектора 4 и подачу топлива топливным насосом в двигатель, который переходит на режим принудительного вращения, преодолевая противодавление в выпускном коллекторе 4. Одновременно распределитель 15, преодолевая сопротивление пружины, занимает положение, при котором источник 9 давления сообщается через распределитель 14 с силовым цилиндром 13 и последний блокирует фрикционную муфту 12. В результате повышается момент сопротивления повороту полуприцепа 10 относительно тягача 1, а следовательно, и .устойчивость движения при торможении двигателем. Если при этом водите.ть воздействует и на рулевое колесо 21, то устройство работает, как и в случае использования основной тор.мозной системы, т.е. фрикционная муфта 12 разблокируется и не препятствует из.менению траектории движения транспортного средства.
При прекращении торможения двшателем управляющая магистраль 7 через кран
8сообп1ается с атмосферой, заслонка 3 и рейка 2 топливного насоса занимают первоначальное положение, распределитель 15 под действием пружины возвращается в положение, при котором силовой цилиндр
13 сообщается с атмосферой и фрикционная муфта разблокируется.
В случае одновременного включения вспомогательной и основной тормозных систем, т. е. при воздействии на кран 8 и тормозной кран 24, сжатый воздух поступает одновременно в обе линии управления распределителя 15, в остальном устройство работает так же, как и в случае раздельного использования указанных тормозных систем. Формула изобретения
Двухзвенное транспортное средство, содержащее тягач с двигателем внутреннего сгорания, рейка топливного насоса которого и заслонка, установленная в вып)скном коллекторе, связаны со щтоками пневматических цилиндров, соединенных управляющей магистралью через кран управления с источником давления, полуприцеп, сочлененный с тягачом при помощи щарнира, блокируемого фрикционной муфтой, силовой цилиндр которой связан рабочей магистралью с первой линией трехлинейного двухпоз}1ционного управляемого распреде.ителя, одна линия управления которого соединена с унравляющей магистралью, а другая - с тормозным краном тормозной системы двухзвенного транспортного средства, и систему рулевого управления, отличающееся тем. что, с целью повышения безопасности движения в режиме торможения, оно снабжено K.iananoM с логической функцией ИЛИ и дополнительным трехлинейным двухпозиционным управляемым распределителем, установленным при помощи своих первой и второй линий в рабочей магистрали, третья линия которого соединена с атмосферой, линия управления через клапан с логической функцией ИЛИ соединена с полостями силового цилиндра поворота системы рулевого управления, вторая и третья линии трехлинейного двухпозиционного распределителя соединены соответственно с источником давления и с атмосферой, причем в одной позиции трехлинейных двухпозиционных распределителей соединены между собой их первые и вторые линии, а в другой позиции - их первые и третьи линии.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двухзвенное транспортное средство | 1982 |
|
SU1017576A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1983 |
|
SU1184721A2 |
Система управления автопоездом | 1985 |
|
SU1261829A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1982 |
|
SU1082651A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1984 |
|
SU1191314A1 |
Тягач | 1981 |
|
SU992271A1 |
Прицеп | 1985 |
|
SU1303478A2 |
Устройство для управления движением транспортного средства | 1985 |
|
SU1281467A1 |
Двухзвенное транспортное средство,его варианты | 1983 |
|
SU1115934A2 |
Двухзвенное транспортное средство | 1984 |
|
SU1168451A2 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к двухзвенным автомобильным и тракторным поездам. Цель изобретения - повышение безопасности движения в режиме тор.можения. Устройство позволяет разблокировать фрикционную муфту при воздействии на рулевое управление и питать тормозные камеры тягача 1 и силовой цилиндр фрикционной муфты 12 от 23 2 различных источников давления. Тягач 1 связан с полуприцепом 10 посредством шарнира 11 седельного устройства с фрикционной муфто11 12, связанной с системой рулевого управления и тормозными камерами тягача 1 и полуприцепа 10. При движении в отсутствии торможения и воздействии на рулевое управление фрикционная муфта 12 разблокирована, вследствие чего не увеличивается момент сопротивления повороту полуприцепа 10 относительно тягача 1. Во время тормбжения основной системой тягача 1 водитель воздействует на тормозной кран 24, в результате чего сжатый возду.х от источника 19 давления поступает в тормозные камеры 23 тягача 1, а тормозные камеры 28 полуприцепа 10 сообшаются с ресивером 27 и фрикционная муфта 12 заблоки- S рована, что повышает момент сопротивле(Л ния повороту полуприцепа 10 относительно тягача 1, что предотврашает их складывание и повышает устойчивость движения. 1 ил. 8 3 /// //7 77//// /// //1/ ///1 ///// Л 23 28 28
Двухзвенное транспортное средство | 1982 |
|
SU1017576A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1986-11-30—Публикация
1985-06-27—Подача