него обучения в группе. Тренажер содержит ртутньтй прибор 1, магнитофон 2, блок 3 логики, реле А,времени, генератор 5, инвертор 6, регулируемые источники 7 и 8 постоянного напряжения, головные телефоны 9, ключи 10 и 13, коммутаторы 11 и 14, блок 12 управления, две группы 15 и 16 аналого-цифровых преобразователей (АЦП), индикаторы 17, блок питания, и кнопок. Блок 3 соединяет магнитофон 2 с соответствующими телефонами 9 при верхнем значении давления и отсоединяет при нижнем. С блока 3 через коммутаторы 11 и 14 подается разрешение на отображение этих давлений в цифро- вом виде в АЦП. С помощью индикато1
Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам для обучения медицинского персонала и студентов методам измерения артериального давления.
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей и сокращение времени обучения путем выборочной проверки знаний и индивидуального обучения в группе.
На фиг. 1 приведена структурная схема тренажера для обучения измерению артериального давления крови; на фиг. 2 - структурная схема блока логики; на фиг. 3 - структурная схема блойа управления.
Тренажер содержит ртутный прибор 1, магнитофон 2, блок 3 логики, реле 4 времени, генератор 5 линейно изме- няющегося напряжения (ГЛИН), инвертор 6, первый и второй регулируемые источники 7 и 8 постоя нного напряжения (блоки) h головных телефонов 9 - 9 , первую группу ключей 10, первый коммутатор 11, блок 12 управления, вторую группу ключей 13.- 13 второй коммутатор 14, две группы и 16,- 16 аналого-цифровых преобразователей (АЦП),п индикато- ров 17 - 17, две группы 18 - 18 и 19,- 19 компараторов, третью 20 - 20 и четвертую 21,- 2 группы клюров 17 обучаемый контролирует правильность своей оценки значения давления крови, считанного визуально с прибора 1. На этапе контроля отключаются все кнопки, ключи 10 и 13 закрыты, отображения информации нет. Обучаемый определяет значение давлений по прибору 1. При неправильном определении цикл обучения повторяется. Введение новых элементов и образование новых связей между элементами тренажера обеспечивают возможность обучения с отображением процесса измерения, последующего контроля, выявления не усвоивших метод и повторения для них этапа обучения и контроля. 3 ил.
чей, и элементов НЕ 22 , блок 23 питания, п кнопок 24.
Блок 3 логики коммутирует выход магнитофона 2 на входы соответствую- головных телефонов 9-9 при верхнем значении давления и производит рассоединение при нижнем значении давления. Кроме того, с блока 3 логики поступают сигналы через коммутаторы 11 и 14, разрешающие отображение верхнего и нижнего значений давление в цифровом виде.
На выходе блока 7 устанавливаются напряжения, пропорциональные верхнему давлению крови, а на выходах блока 8 - нижнему давлению крови.
Аналоговые коммутаторы 11 и 14 коммутируют к-й информационный вход на выход при поступлении сигнала на к-й адресный вход.
Все блоки и элементы тренажера состоят из известных стандартных блоков и элементов и дополнительных пояснений не требуют.
Тренажер работает следующим образом.
В исходном состоЯ Нии обучающий с помощью,h регуляторов на блоке 7 устанавливает h значений напряжений, пропорциональных значениям верхнего давления крови. С помощью h регуляторов на блоке 8 устанавливают h зна
чений напряжений, пропорциональных
h значениям нижнего давления крови. Столбик ртути в приборе 1 с помощью груши (не показана) поднимается от нижней до верхней отметки. Все кнопки 24 на блоке 12 управления нажаты. При этом тренажер полностью подготовлен к работе. Затем включается магнитофон 2 и одновременно с помощью микровинта (не показан) в приборе 1 уменьшают давление (столбик ртути начинает падать) и включают реле 4 времени, которое через свои контакты на время, равное времени опускания столбика ртути, запи- тывает ГЛИН 5 напряжения питания (Vnnr) . Максимальное значение пилообразного напряжения ГЛИН 5 пропорционально верхнему значению ртутного столбика, а промежуточные значения напряжения в одни и те же моменты времени соответствуеют промезгуточным показаниям ртутного столбика прибора 1. Минимальное значение напряжения на выходе инвертора 6 соответствует максимальному значению положё- ния ртутного столбика прибора 1, максимальное значение - нулевому значению положения ртутного столбика, промежуточные значения обратно пропорциональны.
При достижении столбиком ртути положения, заданного как верхнее для
h-ro обучаемого, напряжения на элементом НЕ 22., закрывая ключ 21 ходе ГЛИН 5 на выходе блока
При достижении показания прибор 1, соответствующего нижнему давлению крови для 1- -го обучаемого, напряжение на выходе инвертора 6 с нивается с напряжением на к-м выхо блока 8 и на выходе компаратора 19 появляется потенциал логической ед ннцы, который инвертируется в ноль
и прекращая прохождение тонов Коро кова наh-е головные телефоны. В э момент времени п-и обучаемый- долже визуально по положению ртутного ст бика прибора 1 определить нижнее з чение давления крови. Кроме того, напряжением с выхода компаратора 1 открывается ключ 13, разрешая отоб ражение нижнего давления крови по второму входу индикатора 17,,. Обуча емый имеет возможность контролировать правильность своей оценки значения давления крови.
40
сравняются, в результате чего на выхо- де h -го компаратора 18 появляется напряжение логической единицы, которое подается на управляющий вход
h-ro ключа 20 ,-разрешая тем самым прохождение через ключ информации, записанной на магнитофоне 2 (звуки тонов Короткова). На управляющих входах остальных и-1 ключей 45 20 , 20 20, напряжение равно О, так как на входах остальных ь -1 компараторов ..,, 18 напряжение ГЛИН 5 еще не превьш1ает напряжения на соответствующих выходах блока 59 7. Информация с выхода ключа 20 через открытьш ключ 21 поступает на головные телефоны 9,. и обучаемьй по
и прекращая прохождение тонов Короткова наh-е головные телефоны. В этот момент времени п-и обучаемый- должен визуально по положению ртутного столбика прибора 1 определить нижнее значение давления крови. Кроме того, напряжением с выхода компаратора 19 открывается ключ 13, разрешая отображение нижнего давления крови по второму входу индикатора 17,,. Обуча- - емый имеет возможность контролировать правильность своей оценки значения давления крови.
Аналогичным образом происходит обучение Т, m и т.д. обучаемых.
На этапе контроля обучающий на блоке 12 управления отключает все кнопки 24, при этом на всех выходах
звукам тонов Короткова, визуально
по прибору 1 определяет уровень верх- коммутаторов 11 и 14 устанавливаютнего давления крови. Ключ 21 нахо- ся потенциалы логических нулей, клюдится в открытом состоянии, так какчи 1С, 13, - 13 закрыты и отобнапряжение на выходе инвертора 6 неражение информации о значениях верхпревосходит напряжения на к-мнего и нижнего давлений крови невоз12878394
выходе блока 8, следовательно, на выO
5
0
5
0
з элементом НЕ 22., закрывая ключ 21
ходе компаратора i 9 - потенциал логического нуля, а на выходе к-й схемы НЕ 22 - потенциал логической единицы, который и открывает ключ 21 .. Одновременно с прохождением тонов Ко- роткова на головные телефоны 9 с выхода компаратора 18 потенциал логической единицы поступает на н -и адресный вход кoм ryтaтopa 11 и с его h-ro выхода (так как на все информационные входы с блока 12 управления подается потенциал логической единицы) - на управляющий вход ключа 10 , разрешая тем самым прохождение напряжения с h -го выхода блока 7 на вход (АЦП) 15, где оно преобразуется в код и отображается по первому |Входу индикатора 17 как верхнее зна- чение давления крови для к-го обучаемого.. Таким образом, «ч-и обучаемый может контролировать появление тонов .Короткова на слух в головных телефонах, визуально по ртутному столбику прибора 1 и по значению на индикаторе 1 7.
При достижении показания прибора 1, соответствующего нижнему давлению крови для 1- -го обучаемого, напряжение на выходе инвертора 6 сравнивается с напряжением на к-м выходе блока 8 и на выходе компаратора 19 появляется потенциал логической еди- ; ннцы, который инвертируется в ноль
элементом НЕ 22., закрывая ключ 21
и прекращая прохождение тонов Короткова наh-е головные телефоны. В этот момент времени п-и обучаемый- должен визуально по положению ртутного столбика прибора 1 определить нижнее значение давления крови. Кроме того, напряжением с выхода компаратора 19 открывается ключ 13, разрешая отображение нижнего давления крови по второму входу индикатора 17,,. Обуча- - емый имеет возможность контролировать правильность своей оценки значения давления крови.
Аналогичным образом происходит обучение Т, m и т.д. обучаемых.
На этапе контроля обучающий на блоке 12 управления отключает все кнопки 24, при этом на всех выходах
можно. Затем на выходах блоков 7 и 8 устанавливаются новые значения напряжений, поднимается ртутный столбик прибора 1, включается .магнитофон 2, реле 4 времени и с помощью микровинта в приборе 1 уменьшается давление. Обучаемые по появлению тонов Корот- кова и их прекращению по показаниям ртутного столбика прибора 1 опредеиени соединен с напряжением питания ртличающи.йся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и сокращения времени обучения путем выборочной проверки знаний и индивидуального обучения в группе, дополнительно введены инвертор, две группы h ключей, два коммутатора, блок управления, две
20
25
ляют верхнее и нижнее значение давле- группы п аналого-цифровых преобра- ния крови. Для неправильно определивших эти значения на блоке 12 управления нажимаются кнопки 24 и процесс обучения с циклами контроля для них повторяется.
Предлагаемый тренажер обеспечивает повьппение эффективности обучения за счет возможности :обучения с отображением процесса измерения, последующего контроля, выявляя не усвоивших метод и повторяя для них этапы обучения и контроля.
Формула изобретения
Тренажер для обучения измерению артериального давления крови, содержащий ртутный прибор, магнитофон, блок логики, реле времени, генератор линейно изменяющегося напряжения, первый и второй регулируемые источники постоянного напряжения, и-головных телефонов, при этом выход магнитофона соединен с информационным входом блока логики, первые и вторые задающие входы которого соединены соответственно с соответствующими выходами первого и второго регулируемых источников напряжения, информационные выходы - с входами соответствуюпр1х головных- телефонов, первый управляющий вход - с выходом генератора линейно изменяющегося напряжения, который через реле врезователей, п индикаторов, причем вход инвертора подсоединен к выходу генератора линейно изменяющегося напряжения, а его выход - к второ- му управляющему входу блока логики, первые управляющие выходи которого подключены к адресньм входам первог коммутатора, вторые управляющие выходы - к адресным входам второго коммутатора, вькоды первого и второго коммутаторов запараллелены и соединены с соответствующими выхода ми блока управления, выходы первого коммутатора соединены с управляющими входами соответствующих П- клю- чей первой группы, информационные входы которых соединены с соответст вующими выходами первого регулируемого источника постоянного напряжеЗП
ния, а выходы - с входами соответст
вующих п аналого-цифровых преобразо вателей первой группы, выходы которых соединены с первыми входами соо ветствующих п индикаторов, выходы 35 второго коммутатора подключены к уп равляющим входам соответствующих / ключей второй группы, информационные входы которых соединены с соответствующими выходами виорого регулируемого источника постоянного нап ряжения, а выход - с входами соответствующих h аналого-цифровых прео разователей второй группы, выходы которых соединены с вторыми входами
40
45
соответствующих и индикаторов,
иени соединен с напряжением питания ртличающи.йся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и сокращения времени обучения путем выборочной проверки знаний и индивидуального обучения в группе, дополнительно введены инвертор, две группы h ключей, два коммутатора, блок управления, две
группы п аналого-цифровых преобра-
группы п аналого-цифровых преобра-
зователей, п индикаторов, причем вход инвертора подсоединен к выходу генератора линейно изменяющегося напряжения, а его выход - к второ- му управляющему входу блока логики, первые управляющие выходи которого подключены к адресньм входам первого коммутатора, вторые управляющие выходы - к адресным входам второго коммутатора, вькоды первого и второго коммутаторов запараллелены и соединены с соответствующими выходами блока управления, выходы первого коммутатора соединены с управляющими входами соответствующих П- клю- чей первой группы, информационные входы которых соединены с соответствующими выходами первого регулируемого источника постоянного напряже
ния, а выходы - с входами соответстт
вующих п аналого-цифровых преобразователей первой группы, выходы которых соединены с первыми входами соответствующих п индикаторов, выходы второго коммутатора подключены к управляющим входам соответствующих / ключей второй группы, информационные входы которых соединены с соответствующими выходами виорого регулируемого источника постоянного напряжения, а выход - с входами соответствующих h аналого-цифровых преобразователей второй группы, выходы которых соединены с вторыми входами
соответствующих и индикаторов,
Фиг,. 2
Редактор Л.Гратилло
Составитель А.Сазонов
Техред Л.Олейник Корректор С.Черни
Заказ 7739/4Тираж 617Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по изобретений и открытий 113035,.Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
сриг. З
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер для обучения измерению артериального давления крови | 1984 |
|
SU1248591A1 |
Тренажер для обучения методам измерения артериального давления крови | 1981 |
|
SU992019A1 |
Устройство для обучения и оценки мастерства сварщика | 1990 |
|
SU1777166A1 |
Устройство для обучения операторов | 1990 |
|
SU1737488A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1979 |
|
SU824269A1 |
Устройство для контроля параметров магнитофона | 1984 |
|
SU1144150A1 |
Обучающее устройство | 1985 |
|
SU1302311A1 |
Пост контроля и обучения при дуговой сварке | 1986 |
|
SU1784422A1 |
Устройство для распознавания образов | 1986 |
|
SU1361589A1 |
Тренажер сварщика | 1984 |
|
SU1374271A1 |
Изобретение предназначено для обучения медицинского персонала и студентов методам измерения артериального давления и позволяет расширить функциональные возможности и , сократить время обучения путем выборочной проверки знаний и индивидуаль(Л ю 00 сх 00 о АЦП Пл
Тренажер для обучения измерению артериального давления крови | 1984 |
|
SU1248591A1 |
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Авторы
Даты
1987-02-07—Публикация
1985-03-04—Подача