другой стороны - через радиатор с гидробаком.
Недостатком этого способа и устройства для его осуществления являют-Я повьш1енные энергетические затраты ria опорожнение гидротрансформатора, 1ри переключении передач имеет место повышение давления зо всасывающей гидролинии насоса. Это объясняется гем, что гидротрансформатор обладает 5олее высокой производительностью,ISM насос подпитки.,
Гидравлическое сопротивление на:оса и гидролиний приводит к увелисению давления на выходе из гидротрансформатора и к потере части мощюсти, развиваемой двигателем.
Цель изобретения - снижение энеретических затрат на опорожнение гид)отг нсформатора.
Для этого полость гидротрансфор атора сообщают непосредственно с идробаком в момент разрыва круга .иркуляции рабочей жидкости, а уп авляемый гидроклапая связан гидроинией для сообщения ее в рабочем ежиме трансмиссии с входом гидрорансформатора, при этом управляемый одпорный клапан непосредственно свяан с гидробаком для сообщения поледнего с выходом гидротрансформато режиме опорожнения последнего.
Чертежи поясняютспособ и устройтво, предложенное для его осущестяения.
На фиг. 1 и фиг. 2 схематически
зображено устройство для осуществлеяя предложенного способа, на фиг.1 сложение золотника нейтраль ; на яг. 2 - положение золотника переача .
Устройство содержит гидробак 1, {дротрансформатор 2, насос подпит-I 3 с напорной гидролинией 4, свялвающий управляемый гидроклапан 5 i входе гидротрансформатора и управгемый подпорный гидроклапан б с сие 2МОЙ управления КПП, причем гидроlanaH 5 соединен с напорной гидро1нией 4 через гидролинию 7, а подэрный гидроклапан б установлен в одролинии 8 и связан с гидробаком зумя сливными гидролиниями 9 и 10, зичем в сливной гидролинии 10 усшовлен радиатор 11. Гидроклапан 5 держит двухпоясковый золотник 12 пружиной 13, кольцо 14, размещен)е в управляющей полости 15, и по)сть 16, соединяющую полость гидро)ансформатора с атмосферой. Подпорти гидроклапан б содержит двухпояс)ЗЬ1Й золотник 17 с пружиной 18, уп вляющую полость 19 и полость 20, 1единеннную с выходом гидротрансрматора посредством гидролинии 8. 1ЛОТНИК 21 cHCTiMH управления коробi перемены передач связан с бусте1М 2:2 и с гидробаком .рабочей жидкости посредством сливной гидролинии 23.
При положении нейтраль золотника 21 (фиг. 1) весь поток рабочей жидкости направляется на сливную гидролинию 23. Давление в управляющих полостях 15 и 19 клапанов отсутст;вует, и под действием пружины 13 зо потник 12 гидроклапана 5 перемещается до упора в кольце 14, ограничивающего ход золотника 12, сообщая полость гидротрансформатора с полостью 16 и с атмосферой. Одновременно золотник 17 гидроклапана б под действием пружины 18 перемещается на величину хода золотника и открывает сливную гидролинию 9, при этом рабочая жидкость из гидротрансформатора попадает в гидробак 1, минуя радиатор 11.
При переключении передач рабочая жидкость по гидролинии 4 направляется в бустер 22, в результате чего происходит кратковременное падение давления в напорной гидролинии 4. При этом золотник 12 гидроклапана 5 перемещается под действием пружины 13 в крайнее положение, полость гидротрансформатора сообщается с полостью 16 и атмосферой, а подпорный гидроклапан б сообщается с гидробаком 1 посредством сливной гидролинии 9, обеспечивая при этом минимальное сопротивление вытекающей из гидротрансформатора рабочей жидкости и его интенсивное опорожнение .
При положении золотника 21 передача (см. фиг. 2) по мере повышения давления в бустере повышается давление в управляющих полостях 15 и 19, при этом золотники, 12 и 15 гидроклапанов перемещаются в другое крайнее положение, сжимая соответствующие пружины 13 и 18. Гидроклапан 5 пропускает рабочую жидкость по гидролинии 7, и происходит заполнение гидротрансформатора. При этом золотник 17 клапана б также переме;цаясь в другое крайнее положение, перекрывает обе сливные гидролинии 9 и 10. По мере повышения давления в гидротрансформаторе, повышается давление в полости 20 гидроклапана б, золотник 17 перемещается и открывает сливную гидролинию 10,направляя рабочую жидкость в радиатор 11. При повышении давления в радиаторе выше допустимого золотник 17 гидроклапана перемещается в сторону полости 19, направляя часть потока рабочей жидкости на слив по гидролинии 9.
Как показывают расчеты, предлагаемые способ и устройство позволяют снизить энергетические затраты в гидромеханической трансмиссии в момент переключения передач до 3% от мощности силовой установки трактора за счет снижения сопротивления при опорожнении гидротрансформатора и исключение необходимости отсасывания рабочей жид
кости из гидротрансформатора насосом подпитки. Кроме того, за счет применения гидроклапанов одинаковой конструкции снижается трудоемкость изготовления системы подпитки гидротрансформатора примерно на 30%.
Формула изобретения
1.Способ опорожнения гидротрансформатора гидромеханической трансмиссии транспортного средства, заключающийся в том, что при переключении ступеней в коробке передач прекращают подачу рабочей жидкости в полость гидротрансформатора, затем последнюю сообщают с атмосферой,о тличающийся тем, что, с целью снижения энергетических затрат на опорожнение, полость гидротрансформатора сообщают непосредственно
с гидробаком в момент разрыва круга циркуляции рабочей жидкости.
2.Устройство для осуществления способа по п. 1, содержащее управляемый гидроклапан, связанный гидролинией с входом гидротрансформатора и
с атмосферой, причем его управляющая полость сообщена с источником давления рабочей жидкости посредством напорной гидролинии гидросистемы управления коробкой пе зедач гидромеханической трансмиссии и управляемый подпорный гидроклапан, имеющий управляющую полость т сообщенный с одной стороны с выходом гидротрансформатора, а с другой стороны - через радиатор с гидробаком, о т л и ч а ющ е е с я тем, что управляемый гидроклапан связан гидролинией с напорной гидролинией для сообщения ее в рабочем режиме трансмиссии с входом гидротрансформатора, при этом управ5ляемый подпорный клапан непосредственно связан с гидробаком для сообщения последнего с выходом гидс- трансформатора в режиме опорожнения последнего.
0
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР
№ 484101, кл. В 60 К 17/10, 29.06.71
2.Авторское свидетельство СССР
5
№ 593945, кл. В 60 К 41/12, 05.10.76 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1982 |
|
SU1043045A1 |
Система управления гидромеханической передачей транспортного средства | 1985 |
|
SU1303445A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1988 |
|
SU1549806A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1988 |
|
SU1562166A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства | 1984 |
|
SU1353676A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1983 |
|
SU1197878A1 |
Устройство для управления гидромеханической трансмиссией | 1987 |
|
SU1556949A1 |
Способ управления гидромеханической трансмиссией и устройство для его осуществления | 1976 |
|
SU593945A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства | 1987 |
|
SU1556952A1 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1981 |
|
SU992252A1 |
Авторы
Даты
1980-08-07—Публикация
1978-11-23—Подача