Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано, например, в трансмиссии тракторов промышленного назначения. Известны способы управления гидромеханической трансмиссией, заключаюшиеся в том, что в момент переключения ступеней в коробке передач рабочую полость гидротрансформатора сообш,ают с источником сжатого воздуха 1. Недостатком этих способов является необходимость осушествления подвода сжатого воздуха, что полностью исключено. на транспортных средствах, не имеюших пн-евмосистем. Известен также способ управления гидромеханической трансмиссией, заключаюш.ийся в том, что при переключении ступеней в коробке передач соединяют напорную магистраль насоса с рабочей полостью фрикциона соответствующей передачи, прекраш,ают подачу рабочей жидкости в полость трансформатора и соединяют ее со всасывающей полостью насоса 2. Недостатком данного способа является относительно медленное и неполное опорожнение гидротрансформатора, вызванное наличием внутренней циркуляции рабочей жидкости по замкнутому контуру насос-реактор-турбина. Способ осуществляют устройством, содержащим насос,связанный напорной гидролинией с гидротрансформатором, управляемый распределитель, подключенный к напорной гидролинии и соединенный гидролиниями соответственно с рабочей полостью фрикциона переключения передач и резервуаром; сливную гидролинию с подпорным клапаном, соединенную через распределитель с всасывающей и нагнетательной гидролиниями, при этом подвижный элемент распределителя установлен с возможностью взаимодействия с подвижным элементом управляемого распределителя 3. Для ускорения процесса опорожнения гидротрансформатора полость гидротрансформатора сообщают с атмосферой в момент отсоса рабочей жидкости из нее. Предлагаемый способ осуществляется устройством, снабженным установленным в напорной гидролинии, сообщающей насос с гидро трансформатором, клапаном, обеспечивающим в момент отсоса рабочей жидкости сообщение с атмосферой гидротрансформатора. На чертеже схематически изображено устройство для осуществления предложенного способа.
Устройство содержит резервуар 1 рабочей жидкости, насос 2 подпитки со всасывающей гидролинией 3 и напорной гидролинией 4 и гидротрансформатор 5. На входе гидротрансформатора в гидролинии 6 установлен клапан 7. В сливной гидролинии 8 установлен подпорный клапан 9 и управляемый распределитель 10, состоящий из двухпояскового золотника 11 и пружины 12. Управляемый распределитель кинематически связан с распределителем 13, обеспечивающим переключение ступеней коробки перемены передач, золотник 14 которого перемещается рычагом 15. Полость распределителя 13 связана сливным
каналом 16 с резервуаром 1 и каналом 17 с рабочей полостью фрикциона 18 коробки передач. Управляемый распределитель соединяет сливную гидролинию 8 гидротрансформатора с гидролинией 19. .Во всасывающей гидролинии 3 установлен жиклер 20. Клапан 7 на входе в гидротрансформатор имеет золотник 21 с внутренним каналом 22.
В положении «Нейтраль (Н) рычага 15 золотники управляе.мого распределителя 10 и рапределителя 13 находятся в крайнем левом (см. чертеж) положении, и насос 2 через всасывающую гидролинию 3, гидролинию 4 и сливной канал 16 перекачивает рабочую жидкость в резервуар 1. Вследствие пониженного давления в гидролинии 4 клапан 7 закрыт, и рабочая жидкость в гидротрансформатор не поступает.
При перемещении рычага 15 в положение «Передача (П) происходит кратковременное падение давления жидкости в гидролинии 4. При этом золотник 11 под давлением пружины 12 перемещается вправо и соединяет сливную гидролинию 8 гидротрансформатора с гидролинией 19 насоса 2, а золотник 21 перемещается вниз, соединяя гидролинию 6 гидротрансформатора 5 через канал 22 с атмосферой, в результате чего происходит интенсивный отсос масла из полости гидротрансформатора. При дальнейщем нарастании давления в гидролинии 4 (т.е. при заполнении порщневой полости фрикциона 18) золотник 11, преодолевая сопротивление пружины 12, перемещается влево и отсоединяет сливную гидролинию 8 от всасывающей гидролинии 3, в результате чего отсос рабочей жидкости из гидротрансформатора 5 прекращается. Одновременно или с некоторым запаздыванием клапан 7 соединяет полость гидротрансформатора 5 с на сосом 2. При достижении заданного давления
в гидротрансформаторе 5 открывается подпорный клапан 9, и рабочая жидкость начинает циркулировать через гидротрансформатор 5. Вследствие значительного уменьшения со5- противления отсосу масла из полости гидротрансформатора путем разрыва круга циркуляции, сокращается время опорожнения по сравнению с известными способами в 2-2,5 раза, причем рабочая жидкость полностью удаляется из полости гидротрансформатора 5.
Формула изобретения
1. Способ управления гидромеханической
трансмиссией, заключающийся в том, что при переключении ступеней в коробке передач соединяют напорную магистраль насоса с рабочей полостью фрикциона соответствующей передачи, прекращают подачу рабочей жидкости в полость трансформатора и соединяют ее со
0 всасывающей полостью насоса, отличающийся тем, что, с целью ускорения процесса опорожнения полость гидротрансформатора сообщают с атмосферой в момент отсоса рабочей жидкости из нее.
2. Устройство для осуществления способа управления гидромеханической трансмиссией по п. 1, содержащее насос, связанный напорной гидролинией с гидротрансформатором, управляемый распределитель, подключенный к напорной гидролинии и со.единенный гидро0 линиями соответственно с рабочей полостью фрикциона переключения передач и резервуаром, сливную гидролинию с подпорным клапаном, соединенную через распределитель с всасывающей и напорной гидролиниями, при этом подвижный элемент распределителя установлен с возможностью взаимодействия с подвижным элементом управляемого распределителя, отличающееся тем, что оно снабжено установленным в напорной гидролинии, сообщающей насос с гидротрансформатором, клапаном, обеспечивающим в момент отсоса рабочей жидкости сообщение гидротрансформатора с атмостерой.
Источники инфор/лации, принятые во внимание при экспертизе:
1.Авторское свидетельство СССР № 167724, 5 кл. И 7 h 18, 1965.
2.Авторское свидетельство СССР № 484606, кл. В 60 К 17/10, 1974.
3.Авторское свидетельство СССР № 484101, кл. В 60 к 17/10, 1974.
IS
Г7
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система управления гидромеханической передачей транспортного средства | 1985 |
|
SU1303445A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1982 |
|
SU1043045A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1983 |
|
SU1197878A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1988 |
|
SU1549806A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1988 |
|
SU1562166A1 |
Способ опорожнения гидротрансформатора гидромеханической трансмиссии транспортного средства и устройство для его осуществления | 1978 |
|
SU753692A1 |
Устройство для управления гидромеханической трансмиссией | 1987 |
|
SU1556949A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства | 1984 |
|
SU1353676A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1980 |
|
SU903227A1 |
Гидромеханическая передача | 1971 |
|
SU484101A1 |
Авторы
Даты
1978-02-25—Публикация
1976-10-05—Подача