113
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в автотракторной технике.
Цель изобреиения - снижение расхода топлива и повьтение долговечности,
На фиг,1 представлена схема сило-вой передачи мобильного энергетичес- .кого средства; на фиг„2 - функциональная схема электронного блока управления ,
Мобильное энергетическое средство содержит основной двигатель 1, трансмиссию со сдвоенной гидродинамической муфтой 2, имеющей рабочие полости А и 5 , с коробкой 3 перемены передач (КПП)р дифференциалом 4, валом 5 отбора мощности (ВОМ), топливный бак 6
Основной двигатель 1 соединен с дополнительным двигателем 7 при помощи гидродинамической муфты 2, Рабочая полость 5 Гидромуфты 2, насосное колесо которой установлено на валу дополнительного двигателя 7, подключена к источнику 8 давления и сливу 9 через предохранительный клапан 10 и трехпозиционный распределитель 31. Дополнительный двигатель 7 подключен к топливному баку 6 через двухпозици онный распределитель 12, электромагнит которого соединен с электронным блоком 13 управления, к которому подключены датчики 14 оборотов основного двигателя 1 и датчик 15 d6cipoTOB первичного вала КПП 3 или ВОМа 5,
Электронный блок 13 управления содержит сумматор 16, один вход которого связан с датчиком 14 оборотов, другой вход через инвертор 17 - с датчиком 15 оборотов первичного вала КПП, а выход - с первым входом компаратора 18 схемы сравнения, второй вход которого предназначен для задания порогового уровня А , кроме того выход сумматора 16 соединен с вторым входом компаратора 19, первый вход которого предназначен для задания порогового уровня В, Выход компаратора 18 подключен к электромагниту 20 распределителя 11, а выход компаратора 19 - к электромагниту 21 распределителя 11 и через инвертор 22 - к электромагниту 23 распределителя 12,
Устройство работает следующим образом ,
При запуске основного двигателя 1 в момент замыкания контактов включателя массы мобильного энергетическо2
го средства запитывается электронный блок 13, При выполнении определенной технологической операции работает основной двигатель 1, дополнительный
двигатель 7 выключен.
Электрический сигнал U от датчика 14 оборотов основного двигателя I поступает на один вход сумматора 16, а электрический сигнал U, от датчика
15 оборотов первичного вала КПП с помощью инвертора 17 меняет свою полярность на противоположную и поступает на другой вход сумматора 16, В результате на выходе сумматора 16
формируется электрический сигнал, представляющий собой разность напряжений и - Uj ,
При перегрузке двигателя 1 разница оборотов на его валу и на ВОМ 5
возрастает, следовательно, пропорционально ей возрастает и разность напряжений и - и,
Если указанная разность напряжений привысит величину заданного поро
гового уровня А, то на выходе комаратора 18 появится сигнал рассогласования, соответствующий 1, При этом разность напряжений будет, превьшать и меньший по величине пороговьй уровень В(А)В), что приведет
к появлению О на выходе компарато- ра 19. Таким образом, на электромагнит 20 распределителя 11 поступает 1 с выхода компаратора 18, а на
электромагнит 21 - О с выхода компаратора 19, Такое сочетание электрических сигналов на электромагнитах 20 и 21 приводит к переключению распределителя 11 в позицию, при которой
жидкость гидронасосом 8 нагнетается в полость Б сдвоенной гидромуфты 2, В результате начинает вращаться ко- ленвал дополнительного двигателя 7, Одновременно О на выходе схемы 19
сравнения инвертируется элементом 22 в 1, которая воздействует на электромагнит 23 распределителя 12, вы- зьшая его переключения в позицию, при которой топливный бак 6 цодключается к топливному насосу дополнительного двигателя 7, .Последний заводится и работает вместе с основным двигателем 1. В результате разница оборотов на валу двигателя 1 и на ВОМ 5
начинает уменьшаться, следовательно уменьшается и разность напряжений и, если она уменьшается до значения, находящегося в пределах от А до В, то на выходе компаратора |8
3,13
сигнал рассогласования исчезает, т.е становится равным О. На выходе компаратора 19 электрический сигнал не изменяется, т.е. на обоих электромагнитах распределителя 11 в этом случае имеется О, что приводит к переключению последнего в позицию, при которой полость 5 гидромуфты 2 отключается от насоса 8, а трубопроводы полости 5 запираются.
При этом на выходе инвертора 22 сохраняется 1, следовательно распределитель 12 остается в описанной позиции,
При недогрузке системы с двумя pa-f5 ботающими двигателями, если разница напряжений Ц -П на выходе сумматора 16, пропорциональная разнице оборотов на валу двигателя 1 и на ВОМ 5, окажется только меньше порогового 20 уровня В, то на выходе компаратора 18 остается О, как-и в предыдущем
случае, а на выходе компаратора 19 формируется 1, которая, поступая на электромагнит 21 распределителя 11, переключает его в позицию, при которой полость 5 гидромуфты 2 соединяется со сливом. Одновременно 1 на выходе компаратора 19 преобразуется элементом НЕ 22 в О, поступающий на электромагнит 23 распереде- лителя 12, что вызывает его переключение в.позицию, при которой топливный насос двигателя 7 отключается от топливного бака 6. В результате до- полнительный двигатель 7 глохнет и продолжает работать только основной двигатель 1.
Изобретение позволяет повысить топливную экономичность и снизить из нос дополнительного двигателя, увео .
ЛИЧИН тем самым долговечность машины.
всей
Формула изобретения Мобильное энергетическое средство, содержащее основной и дополнительный двигатели внутреннего сгорания, валы которых связаны друг с другом и с валом отбора мощности, и гидросистему, о тличающее с я
тем, что, с целью снижения расхода топлива и повьшения долговечности, средство снабжено трехпозиционным и двухпозиционным гидрораспределите
лями, датчиками оборотов основного двигателя и вала отбора мощности, подключенным к ним сумматором, двумя инверторами и двумя компараторами и сдвоенной гидродинамической муфтой, посредством которой связаны валы двигателей, причем рабочая полость гидромуфты, насосное колесо которой связано с валом дополнительного двигателя, подключена к гидросистеме через трехпозиционный гидрораспределитель, а дополнительный двигатель соединен с топливным баком через двух- позиционный гидрораспределитель, при этом датчик оборотов вала отбора мощности подключен к входу сумматора через инвертор, выход сумматора соединен с первым входом первого и вто-; рым входом второго компараторов, на другие входы которых поданы опорные сигналы, при этом выходы компараторов связ аны с входами управления трехпозиционногр распределителя, а выход второго компаратора через второй инвертор подключен к входу управления двухпозиционного распределителя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система управления сцеплением и тормозами транспортного средства | 1985 |
|
SU1283126A1 |
Устройство для повышения проходимости транспортного средства | 1986 |
|
SU1335489A1 |
Система регулирования угла опережения впрыска топлива в дизель с наддувом | 1983 |
|
SU1116199A1 |
Мобильное энергетическое средство | 1987 |
|
SU1416342A1 |
Система управления коробкой передач мобильной машины | 1988 |
|
SU1684120A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1986 |
|
SU1418127A2 |
Регулятор аксиально-поршневого насоса | 1988 |
|
SU1643817A1 |
Устройство управления клапаном | 1987 |
|
SU1516388A1 |
Мобильное энергетическое средство | 1988 |
|
SU1504148A1 |
Комбинированный тормозной привод транспортного средства | 1983 |
|
SU1150129A1 |
Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения повышение долговечности и снижение расхода топлива. Средство содержит двигатели 1 и 7 внутреннего сгорания, валы которых связаны посредством гидродинамической муфты 2, передающей вращение валу 5 отбора мощности (ВОМ) и коробке 3 перемены передач. Рабочая полость 6 гидромуфты 2, насос ое колесо которой связано с валом двигателя 7, подключена к гидросистеме посредством распределителя (Р) 11, а двигатель 7 - к топливному баку 6 Р 12. Система управления включает датчики 14 и 15 оборотов двигателя 1 и ВОМ 5, KOTOjfbie подключены к электронному блоку 13. Выходы последнего подключены к электромагнитам 20 и 21 Р 11 и к электромагниту 23 Р 12. Вначале запускается основной двигатель 1, Электронщ.ш блок 13 вычисляет разность между оборотами двигателя 1 и ВОМ 5. При перегрузке двигателя 1 указанная разность становиться больше заданного уровня, включаются электромагниты 20 и 23, происходит запуск двигателя 7, разность оборотов уменьшается, двигатель 7 переводится из режима запуска в рабочий режим. При уменьшении нагрузки разность оборотов также уменьшается до определенного уровня, 2 ил. § сл со со со а О)
Редактор К. Волощук
Составитель В, Китаев Техред М.Ходаннч Корректор К. Король
Заказ 2151/1Тираж 630Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул, Проектная, 4
Армейские автомобили | |||
Конструкция и расчет | |||
Г | |||
Типы автомобилей, компоновка, силовые передачи/Под ред | |||
А.С | |||
Антонова | |||
М.: МО СССР, 1970 с.17 | |||
Там же, с.70. |
Авторы
Даты
1987-05-30—Публикация
1985-01-17—Подача