сТ - I f}.
I п 8I
7 12 12 15 W
20 23
К:
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и является усовершенствованием изобретения по авт. ев № 1115934.
Целью изобретения - повышение безопасности движения при использовании вспомогательной тормозной системы путем обеспечения синхронного торможения звеньев поезда.
На фиг. 1 схематично изображено двух- звенное транспортное средство; на фиг. 2 - функциональная схема электронного блока управления.
Транспортное средство содержит тягач 1 с источником 2 давления, клапан 3 управления пневматическими цилиндрами 4 и 5 управления, соединенными соответствующи- ми штоками с заслонкой 6, установленной в выпускном коллекторе 7 двигателя внутреннего сгорания, и рейко.й топливного насоса 8. Кроме того, клапам 3 управления пневматически связан с торцовой полостью управляюшего крана 9. Последний трубопроводом 10 соединен с цилиндром 11 включения муфты 12, которая взаимосвязана с валом 13 отбора мошности от коленчатого вала 14 двигателя (не показан) и посредством клиноременной передачи 15 с привод- ным валом центробежного насоса 16. Последний установлен в .цистерне 17 прицепа 18 и кинематически связан посредством клино- ремепной передачи 19 и редуктора 20 с ведомым диском фрикционной муфты 21, которая ведундими дисками 22 соединена с колеса- ми 23 ходовой части прицепа 18- Пажим- ной диск 24 муфты 21 взаимосвязан со штоком цилиндра 25, пневматически соединенного трубопроводом 26 с клапаном 3 управления. Магистраль 27 соединяет параллельно установленнь1е двухпозиционный зо- лотниковый распределитель 28 и регулируемый дроссель 29 с выходом центробежного насоса 16, при этом распределитель 28 .пневматически связан полостью управления с трубопроводом 26, а заслонка 30 дросселя 29 кинематически связана с диафрагмой 31, установленной в днище цистерны 17 и за- шищенной кожухом 32, в котором уста- . новлена возвратная пружина 33.
Поршень 34 пневмоцилиндра 35 с помощью штока 36 связан с диафрагмой 31 элемента, чувствительного к загрузке цистерны 17, и с заслонкой 30 дросселя 29, а полость 37 управления пневмоцилиндра 35 трубопроводом 38 соединена с электромагнитными клапанами впуска 39 и сброса 40. Электромагнитный клапан 39 впуска пневма- , тически соединен с ресивером 41 прицепа, который трубопроводом 42 соединен с источником 2 давления тягача 1. Полость перед заслонкой 6, установленной в выпускном коллекторе 7 двигателя внутреннего сгорания, и полость 37 управления пневмоцилиндра снабжены соответственно датчиками 43 и 44 давления, которые соединены с входами электронного блока 45 управления, выходы которого соединены с электромагнитными клапанами впуска 39 и сброса 40. Электронный блок 45 управления состоит из инверторов 46 и 47, сумматора 48, схем 49 и 50 сравнения и логического элемента НЕ 51. При движении транспортного средства с уклона водитель воздействует на клапан 3 управления, который сообщает пневматические цилиндры 4, 5 и 25, торцовую полость управляющего крана 9 и полость управления распределителя 28 с источником 2 давления. В результате уменьшается подача топлива насосом 8, заслонка 6 перекрывает выпускной коллектор 7, тем-са.мым создавая момент сопротивления двигателя, ко- горый передается от коленчатого вала 14 к ведущим колесам тягача 1. Вал 13 отбора мощности также вращается, но поскольку торцовая полость управляющего крана 9 находится под давлением, цилиндр 11 с помощью трубопровода 10 и крана 9 сообщен с атмосферой, и муфта 12 не передает момент через клиноременную передачу 15 к центробежному насосу 16. Шток цилиндра 25 воздействует на нажимной диск 24 муфты 21, при.жимая ведущие диски 22 к ведомым, в результате через редуктор 20 и клиноременную передачу 19 центробежный насос 16 приводится во вращение от колес 23 ходовой части прицепа 18. Поскольку в цистерне 17 находятся удобрения, центробежный насос 16 начинает подавать их в магистраль 27 и, так как распределитель 28 закрыт, к дросселю 29. Заслонка 30 дросселя 29 регулирует проходное сечение последнего в зависимости от нагрузки на диафрагму SJ и от давления в полости 37 пневмоцилиндра 35 так, что с увеличением нагрузки на диафрагму 31 и поршень 34 пневмоцилиндра 35 проходное сечение дросселя 29 уменьшается.
В свою очередь давление на поршень 34 прямо пропорционально давлению в выпускном коллекторе 7, что обеспечивается следующим образом.
Датчики 43 и 44 давлений вырабатывают напряжение U и Uy, пропорциональное изменению давлений P| и Я2 в выпускном коллекторе 7 и рабочей полости 37 пневмоцилиндра 35. Аналоговые электрические сигналы (напряжение U) и инвертированный с помощью инвертора 46 (напряжение U-2) поступают на входы сумматора 48, формирующего разность напряжений U - Uz, которая подается на вход схемы 49 сравнения. С помощью инвертора 47 указанная разность напряжений преобразуется в L 2-иI и поступает на вход схемы 50 сравнения.
Если давление Р в выпускном коллекторе 7 превышает давление Р в полости 37 пневмоцилиндра 35 на величину, превышающую заданный пороговый уровень, что равносильно превыщению разницы напряжений и -1/2 порогового уровня А схемы 49 сравнения, на выходе последней появляется сигнал логической «1, который, воздействуя на электромагнитный клапан 39 впуска, переключает его во вторую позицию, и сжатый воздух начинает поступать в полость 37 пневмоцилиндра 35. При этом, поскольку разность напряжений U - Uz не превышает пороговый уровень А схемы 50 сравнения, на выходе последней появляется логический «О, который, инвертируясь логическим элементом НЕ 51 в логическую «1, переключает электромагнитный клапан 40 сброса.
Сжатый воздух посту-пает через открывшийся электромагнитный клапан 39 в полость 37 пневмоцилиндра 35 до тех пор, пока давление в полости 37 и в выпускном коллеторе 7 не сравняется. В последнем случае на выходе схемы 49 сравнения появляется логический «О, который переключает электромагнитный клапан 39 в первое (закрытое) положение. При этом на выходе схемы 50 сравнения также остается логический «О (поскольку разность напряжений при по-прежнему не превышает заданный пороговый уровень А), который, преобразованный элементом НЕ 51 в логическую «1, удерживает электромагнитный клапан 40 в закрытом состоянии. При новом превышении давления PI над давлением Р2 вновь открывается электромагнитный клапан 39 впуска и т. д.
При оттормаживании давление Р в выпускном коллеторе 7 уменьшается, следовательно, разность напряжений U - U становится меньше заданного порогового уровня А схемы 49 сравнения, что вызывает появление на выходе последней логического «О, а на выходе схемы 50 сравнения - логической «1, инвертированной в логический «О. Следовательно, электромагнитный клапан 39 впуска под действием логического нуля находится в первом (закрытом) состоянии, и электромагнитный клапан 40 занимает первую позицию, при которой соединяет полость 37 пневмоцилиндра 35 с атмосферой и тем самым сбрасывает лишнее давление из указанной полости.
В результате давление в полости 37 пневмоцилиндра 35 изменяется пропорционально изменению давления в выпускном коллекторе 7, а следовательно, пропорционально интенсивности торможения тягача 1.
Таким образом, дроссель 29 регулирует момент на приводном валу центробежного насоса 16, следовательно, и тормозную силу на колесах 23 прицепа 18 в зависимости от степени загрузки цистерны 17 и от эффективности торможения тягача 1, чем обеспечивается согласованное торможение звеньев поезда, т. е. с увеличением эффективности торможения тягача эффективность торможения прицепа также возрастает. Последнее благоприятно сказывается на устойчивости движения транспортного средства при торможении двигателем, так как оно
5
постоянно находится в растянутом состоянии.
При окончании спуска водитель переводит клапан 3 в положение, при котором цистерны, торцовая полость управляюш,его крана 9 и полость управления распределителя 28 сообш,аются с атмосферой. В результате фрикционная муфта 21 выкл.ючает- ся, что исключает кинематическую связь центробежного насоса 16 с колесами 23 при0 цепа 18.
Кроме того, рейка топливного насоса 8 и заслонка 6 занимают необходимое положе- ние, при котором обеспечивается работа двигателя в тяговом режиме, давление в
с выпускном коллекторе 7, а следовательно, и в полости 37 пневмоиилиндра 35 падает. Перемешивание удобрений необходимо в любом случае перед внесением их в почву и этот процесс можно осуществить принудительно в любой момент, для чего необхо0 димо воздействовать на управляющий кран 9, сообщая тем самым трубопровод 10 и связанный с ним цилиндр 11 с источником 2 давления. В результате муфта 12 включается, и момент от вала Гз отбора мош,ности через клиноременную передачу 15 передается на центробежный насос 16, вызывая его работу, т. е. перемешивание удобрений или их вылив при подключении к выходу дросселя 29 соответствующего шланга (не показан). При этом распределитель 28 открыт,
0 что обеспечивает перемешивание удобрений в обход дросселя 29, облегчая работу центробежного насоса 16.
Наличие связи торцовой полости управляющего крана с клапаном управления не 5 позволяет одновременно включать муфты. Последнее отключает привод насоса от вала отбора мощности и одновременно от колес, что предохраняет детали привода от перегрузок, повышая их долговечность.
Формула изооретения
Двухзвенное транспортное средство по авт. св. № 1115934, отличающееся тем, что, с целью повышения безопасности движения
5 при использовании вспомогательной тормозной системы путем обеспечения синхронного торможения звеньев поезда, оно снабжено электромагнитными клапанами впуска и сброса, датчиком давления в выпускьюм коллекторе двигателя, электронным блоком
0 управления, дополнительным пневмоцилинд- ром с датчиком давления, подключенным к его рабочей полости, которая посредством электромагнитного клапана сброса сообщена с атмосферой и посредством электромагнитного клапана впуска подключена к ресиверу, при этом поршень дополнительного пневмоцилиндра кинематически связан с органом управления регулируемого дросселя, электронный блок управления выполнен состоя1ИИМ из инверторов, сумматора и схем сравнения, причем датчик давления в выпускном коллеторе двигателя соединен с одним входом сумматора, другой вход которого через первый инвертор связан с датчиком давления в рабочей полости дополнительного пневмоцилиндра, а выход - с
входом первой схемы сравнения и через второй инвертор с входом второй схемы сравнения, причем выход первой схемы сравнения соединен с электромагнитным клапа- ном впуска, а выход второй схемы сравнения через логический элемент НЕ связан с электромагнитным клапаном сброса.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двухзвенное транспортное средство | 1984 |
|
SU1168451A2 |
Двухзвенное транспортное средство,его варианты | 1983 |
|
SU1115934A2 |
Двухзвенное транспортное средство | 1979 |
|
SU797923A1 |
Тормозная система многозвенного транспортного средства | 1988 |
|
SU1532386A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1983 |
|
SU1184721A2 |
Автоматический увеличитель сцепного веса тягача | 1984 |
|
SU1221012A1 |
Тормозная система автопоезда | 1980 |
|
SU919917A2 |
Двухзвенное транспортное средство | 1982 |
|
SU1082651A1 |
Тормозное управление многозвенного транспортного средства | 1983 |
|
SU1162648A1 |
Тормозная система автопоезда | 1987 |
|
SU1452732A2 |
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению. Целью изобретения является повышение безопасности движения при использовании вспомогательной тормозной системы путем обеспечения синхронного торможения звеньев поезда. Поршень 34 пневмоцилиндра 35 с помощью штока 36 связан с диафрагмой 31 и заслонкой дросселя 29. Полость 37 пневмоцилиндра 35 подключена к электромагнитным -клапанам впуска 39 и сброса 40. Управление клапанами 39 и 40 осуществляется электронным блоком 45, на входы которого подключены датчики давления 43 и 44. При торможении путем перекрытия коллектора заслонкой 6 блок 45 сравнения сигналов датчиков 43, 44 выдает сигналы управления на клапаны 39, 40, регулирующие давление в полости 37. Тем самым регулируется степень закрытия заслонки 30 дросселя 29 и обеспечивается синхронное торможение звеньев поезда. 2 ил.
Двухзвенное транспортное средство,его варианты | 1983 |
|
SU1115934A2 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1988-08-23—Публикация
1986-11-10—Подача