Способ контроля кинематической погрешности зубчатых колес Советский патент 1987 года по МПК G01B5/20 G01B121/08 

Описание патента на изобретение SU1314224A1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес.

Цель изобретения - повьшение точности и .технологичности контроля пу- тем обеспечения обката колес с зазором между профильными поверхностями зубьев и получение информации о кинематической погрешности как по правым , так и по левым профилям зубьев.

На фиг. 1 изображена схема обката образцового и контролируемого колес; на фиг. 2 - графики изменения емкости.

Схема содержит образцовое зубча- тоё колесо 1, выполненное из диэлектрического материала с утоненными до заострения вершин зубьями, для образования коэффициента перекрытия, равного единице. На правые и левые профильные поверхности зубьев нанесе слой металла 2 и 3 с диэлектрической перемычкой у вершины зуба. Таким образом, конфигурация зубьев образцового колеса 1 выполнена так, чтобы реализовалось только однопарное пересопряжение с зубьями контролируемого колеса 4 с целью исключения влияния на результат измерений соседних профилей. Металлизированные по- крытия (слой металла 2 и 3) на левых и правых профильных поверхностях образцового колеса 1 служат обкладками конденсаторов при измерении электрической емкости в зазорах между зубья ми обкатываемых образцового и контролируемого зубчатых колес 1 и 4.

На фиг. 2 приняты следующие обозначения:

С, Т - текущие ординаты емкости

и времени

Т - период начала пересопряжения профилейJ

Т - период пересопряжения профилей;. Т - период конца пересопряжения профилейj лС . - величина кинематической

погрешности, выраженная в

изменении емкости для левого профиля;

С„ - величина кинематической

погрешности, выраженная в изменении емкости для правого профиля;

5 - кривая изменения электрической емкости между левым профилем контролируемого колеса 4 и правым

г 10

15 20 25 30 j

Q

5

0

5

профилем образцового колеса 1{

6- кривая изменения емкости

между правым профилем контролируемого колеса 4 и левым профилем образцового колеса 1J

7- тарировочная кривая изменения емкости (например, между двумя образцовыми колесами),

Способ осуществляют следующим образом.

Устанавливают образцовое и контролируемое зубчатые колеса 1 и 4 на номинальном межосевом расстоянии, обкатывают их и измеряют параметр, характеризующий кинематическую погрешность зубчатого колеса, при этом выполняют образг;овое зубчатое колесо 1 из диэлектрического -материала с утоненными до заострения вершин зубьями, а левые и правые профильные поверхности зубьев - металлизированными, обкатку производят синхронным бесконтактным вращением образцового и контролируемого колес 1 и 4, а в качестве параметра, характеризующего кинематическую погрешность, измеряют изменение емкости между зубьями обкатываемых колес.

Поскольку слои металла 2 и 3, нанесенные на профильные поверхности зубьев образцового колеса 1 изолированы друг от друга, измерение кинематической погрешности можно производить одновременно как по правым, так и по левым профилям контролируемого колеса, что особенно важно для промежуточных колес, так как они работают одновременно правыми и левыми профилями.

ьС характеризует кинематическую погрешность для левого профиля, а MX - для правого.

Формула изобретения

Способ контроля кинематической погрешности зубчатых колес, заключающийся в том5 что устанавливают образцовое и контролируемое колеса на номинальном межосевом расстоянии, обкатывают их и измеряют параметр, характеризующий .кинематическую погрешность зубчатого Koj/eca, о т л и ч а- ю щ и и с: я тем, что, с целью повышения точности и технологичности, вы- ПОЛЕ1ЯЮТ образцовое зубчатое колесо

из диэлектрического материала с утоненными до заострения вершин зубьями, а левые и правые профильные поверхности зубьев - металлизированными, обкатку производят синхронньм бесконтактным вращением образцового и

и,

13142244

контролируемого колес, измеряют изменение емкости между зубьями обкатываемых колес, а в качестве параметра, характеризующего кинематическую погрешность, принимают измеренную величину .

PU8. i

Похожие патенты SU1314224A1

название год авторы номер документа
Способ комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес 1981
  • Нежурин Игорь Петрович
SU962751A1
Способ определения погрешности зубчатых колес 1982
  • Москалев Владимир Валерьевич
SU1062507A1
Цилиндрическая зубчатая передача 1978
  • Сидоренко Александр Константинович
SU785569A1
Способ комплексного двухпрофильного контроля зубчатых колес 1985
  • Соболь Валентин Николаевич
  • Тернюк Николай Эммануилович
  • Котляров Борис Степанович
SU1317269A1
СПОСОБ И ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛОСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС 2010
  • Штадтфельд,Герман,Й.
RU2542040C2
Зубчатый редуктор 1986
  • Рыгин Виктор Алексеевич
  • Краснощеков Николай Николаевич
  • Ксенда Александр Степанович
SU1366328A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС 1999
  • Крупина Н.П.
  • Карасев А.П.
  • Захаров В.И.
RU2165339C2
Устройство Баранова М.К. к станку для обработки конических зубчатых колес 1989
  • Баранов Михаил Константинович
SU1734571A3
РЕЗЦОВАЯ ГОЛОВКА 2010
  • Федоров Юрий Николаевич
  • Артамонов Валерий Дмитриевич
  • Маликов Андрей Андреевич
  • Кондрашов Владимир Александрович
RU2445195C1
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ ДВУХПОЗИЦИОННЫМ ОБКАТОМ 2009
  • Петровский Александр Николаевич
RU2412026C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 314 224 A1

Реферат патента 1987 года Способ контроля кинематической погрешности зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес. Цель изобретения - повышение точности и технологичности контроля путем обеспечения обката колес с зазором между профильными поверхностями зубьев и получение информации о кинематической погрешности зубчатого колеса как по правым, так и по левым профилям зубьев. Для этого образцовое зубчатое колесо выполнено из диэлектрического материала с утоненными до заострения вершин зубьями для получения коэффициента перекрытия, равного единице. На правые и левые профильные поверхности зубьев нанесен слой металла. Металлизированные покрытия служат обкладками конденсаторов при измерении электрической емкости между зубьями образцового и контролируемого колес. Обкатку произ- водят синхронным бесконтактным.вра- Q -, щением образцового и контролируемо- ® го колес. 2 ил. (Л . ю ю

Формула изобретения SU 1 314 224 A1

L

R

9u8. 2

Составитель Б. Афонский Редактор Н. Швыдкая Техред В.Кадар Корректор С.Черни

Заказ 2205/44 Тираж 678Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4.

7

Г

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1314224A1

Авторское свидетельство СССР № ,462975
кл
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 314 224 A1

Авторы

Голов Федор Васильевич

Девяткин Сергей Валентинович

Даты

1987-05-30Публикация

1983-07-28Подача