Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес.
Цель изобретения - повьшение точности и .технологичности контроля пу- тем обеспечения обката колес с зазором между профильными поверхностями зубьев и получение информации о кинематической погрешности как по правым , так и по левым профилям зубьев.
На фиг. 1 изображена схема обката образцового и контролируемого колес; на фиг. 2 - графики изменения емкости.
Схема содержит образцовое зубча- тоё колесо 1, выполненное из диэлектрического материала с утоненными до заострения вершин зубьями, для образования коэффициента перекрытия, равного единице. На правые и левые профильные поверхности зубьев нанесе слой металла 2 и 3 с диэлектрической перемычкой у вершины зуба. Таким образом, конфигурация зубьев образцового колеса 1 выполнена так, чтобы реализовалось только однопарное пересопряжение с зубьями контролируемого колеса 4 с целью исключения влияния на результат измерений соседних профилей. Металлизированные по- крытия (слой металла 2 и 3) на левых и правых профильных поверхностях образцового колеса 1 служат обкладками конденсаторов при измерении электрической емкости в зазорах между зубья ми обкатываемых образцового и контролируемого зубчатых колес 1 и 4.
На фиг. 2 приняты следующие обозначения:
С, Т - текущие ординаты емкости
и времени
Т - период начала пересопряжения профилейJ
Т - период пересопряжения профилей;. Т - период конца пересопряжения профилейj лС . - величина кинематической
погрешности, выраженная в
изменении емкости для левого профиля;
С„ - величина кинематической
погрешности, выраженная в изменении емкости для правого профиля;
5 - кривая изменения электрической емкости между левым профилем контролируемого колеса 4 и правым
г 10
15 20 25 30 j
Q
5
0
5
профилем образцового колеса 1{
6- кривая изменения емкости
между правым профилем контролируемого колеса 4 и левым профилем образцового колеса 1J
7- тарировочная кривая изменения емкости (например, между двумя образцовыми колесами),
Способ осуществляют следующим образом.
Устанавливают образцовое и контролируемое зубчатые колеса 1 и 4 на номинальном межосевом расстоянии, обкатывают их и измеряют параметр, характеризующий кинематическую погрешность зубчатого колеса, при этом выполняют образг;овое зубчатое колесо 1 из диэлектрического -материала с утоненными до заострения вершин зубьями, а левые и правые профильные поверхности зубьев - металлизированными, обкатку производят синхронным бесконтактным вращением образцового и контролируемого колес 1 и 4, а в качестве параметра, характеризующего кинематическую погрешность, измеряют изменение емкости между зубьями обкатываемых колес.
Поскольку слои металла 2 и 3, нанесенные на профильные поверхности зубьев образцового колеса 1 изолированы друг от друга, измерение кинематической погрешности можно производить одновременно как по правым, так и по левым профилям контролируемого колеса, что особенно важно для промежуточных колес, так как они работают одновременно правыми и левыми профилями.
ьС характеризует кинематическую погрешность для левого профиля, а MX - для правого.
Формула изобретения
Способ контроля кинематической погрешности зубчатых колес, заключающийся в том5 что устанавливают образцовое и контролируемое колеса на номинальном межосевом расстоянии, обкатывают их и измеряют параметр, характеризующий .кинематическую погрешность зубчатого Koj/eca, о т л и ч а- ю щ и и с: я тем, что, с целью повышения точности и технологичности, вы- ПОЛЕ1ЯЮТ образцовое зубчатое колесо
из диэлектрического материала с утоненными до заострения вершин зубьями, а левые и правые профильные поверхности зубьев - металлизированными, обкатку производят синхронньм бесконтактным вращением образцового и
и,
13142244
контролируемого колес, измеряют изменение емкости между зубьями обкатываемых колес, а в качестве параметра, характеризующего кинематическую погрешность, принимают измеренную величину .
PU8. i
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес | 1981 |
|
SU962751A1 |
Способ определения погрешности зубчатых колес | 1982 |
|
SU1062507A1 |
Цилиндрическая зубчатая передача | 1978 |
|
SU785569A1 |
Способ комплексного двухпрофильного контроля зубчатых колес | 1985 |
|
SU1317269A1 |
СПОСОБ И ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛОСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2010 |
|
RU2542040C2 |
Зубчатый редуктор | 1986 |
|
SU1366328A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1999 |
|
RU2165339C2 |
Устройство Баранова М.К. к станку для обработки конических зубчатых колес | 1989 |
|
SU1734571A3 |
РЕЗЦОВАЯ ГОЛОВКА | 2010 |
|
RU2445195C1 |
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ ДВУХПОЗИЦИОННЫМ ОБКАТОМ | 2009 |
|
RU2412026C2 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес. Цель изобретения - повышение точности и технологичности контроля путем обеспечения обката колес с зазором между профильными поверхностями зубьев и получение информации о кинематической погрешности зубчатого колеса как по правым, так и по левым профилям зубьев. Для этого образцовое зубчатое колесо выполнено из диэлектрического материала с утоненными до заострения вершин зубьями для получения коэффициента перекрытия, равного единице. На правые и левые профильные поверхности зубьев нанесен слой металла. Металлизированные покрытия служат обкладками конденсаторов при измерении электрической емкости между зубьями образцового и контролируемого колес. Обкатку произ- водят синхронным бесконтактным.вра- Q -, щением образцового и контролируемо- ® го колес. 2 ил. (Л . ю ю
L
R
9u8. 2
Составитель Б. Афонский Редактор Н. Швыдкая Техред В.Кадар Корректор С.Черни
Заказ 2205/44 Тираж 678Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4.
7
Г
Авторское свидетельство СССР № ,462975 | |||
кл | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1987-05-30—Публикация
1983-07-28—Подача