1 13
Изобретение относится к металлургии, в частности к сплавам для легирования стали марганцем и азотом.
Целью изобретения является снижение тедлопроводности сплава и увеличение усвоения азота сталью.
Усвоение азота из азотированных ферросплавов зависит от длительности их плавления в процессе выпуска плавки из агрегата. Если длительность плавления куска ферросплава больше, чем продолжительность активного периода выпуска плавки из агрегата, то наблюдаются потери микродобавок (в данном случае азота) в связи с неполным расплавлением кусков.
Продолжительность плавления ферросплава увеличивается при повышении теплопроводности ферросплава в связи с увеличением толщины намерзшей металлической корочки на куске ферро- .сплава и повьшением длительности ее последующего плавления в жидкой стали. Исследования показывают, что предлагаемый ферросплав имеет более низкую, чем известный легирующий сплав теплопроводность и обеспечивает более высоку ю степень усвоения азота.
Предложен сплав для легирования стали, содержащий марганец, азот кремний, хром, углерод, алюминий, кальций и железо при следующем соотношении, мас.%:
Марганец70-90
Азот4-8
Кремний 1-5
Углерод0,5-1,5
Хром0,01-2
Кальций0,05-2
Алюминий0,01-1
ЖелезоОстальное
Верхний предел содержания марганца (90 мас.%) ограничен значением, превышение которого приводит к резкому снижению степени извлечения марганца в ферросплавной печи, а нижний (70 мас.%) - значением, когда уменьшается насыщаемость сплава азотом.
Верхний предел содержания кремний (5 мас,%) ограничен величиной, при которой обеспечивается максимальный коэффициент.извлечения марганца при выплавке сплава, а нижний (1 мас.%) значением, когда начинает проявлятьс влияние кремния на температуру плав- . ления сплава.
82
Нижний предел содержания азота (4 мас.%) принимают от значения, при котором использование сплава становится экономически целесообразным,
а верхний предел (8, мас.%) ограничен величиной, при которой резко снижается скорость насьщения ферросплава азотом при его азотировании.
Нижние пределы содержаний углерода (0,5 мас.%) и кальция (0,05 мас.%) принимают от значений,при которых становится заметным их влияние на снижение прочности сплава, а верхние их пределы (соответственно 1,5 и
2 мас.%) ограничены значениями, пре- вьш1ение которых резко снижает растворимость азота в сплаве.
Нижний предел содержания хрома (0,01 мас.%) принимают от значения,
при котором становится заметным его влияние на степень усв.оения азота сталью из сплава, а верхний (2 мас.%) ограничен величиной, когда резко начинает увеличиваться прочность
сплава.
Нижний предел содержания алюминия (0,01 мас.%) принят от значения, при котором становится заметным его влияние на снижение теплопроводности сплава, а верхний предел (1 мас.%) ограничен величиной, позволяющей использовать сплав при производстве полуспокойных сталей.
Пример. Сплав получают путем ср-шикотермического восстановления марганецсодержащего сырья, силико- марганца с 0,5-1,5 мас.% углерода, извести, отходов производства алюминиевых сплавов, стружки легированных хромом сталей в рудовосстановительных печах с твердофазным азотированием основного продукта плавки в вакуум- термических печах. Расход шихтовьш
материалов при выплавке сплава в ру- довосстановительных печах 3,1 т/т, температура процесса 1470-1610°С. Твердофазное азотирование сплава осуществляется в порошке фракцией
0,7 мм в среде газообразного азота при 950 С в течение 53 ч.
Данные о химическом составе опыт- Hb jx партий сравниваемых сталей и их теплопроводности приведены в табл. 1.
Сплавы используют для легирования стали, содержащей на выпуске из сталеплавильного агрегата 0,08-0,14 мас.% углерода, 0,11-0,20 мае,7, марганца, 0,004-0,005 мас.% азота. Температура
3131
металла .1625-1бАО С. Легирование стали осуществляют в ковше пос.ледова- тельно силикомарганцем, 65 мас.% ферросилицием, одним из сравниваемых сплавов (табл. 1) и алюминием.
В табл. 2 приведены химический состав полученных сталей и значения усвоения азота сталью из сравниваемых сплавов.
Из приведенных в табл. 1 и 2 данных следует, что предлагаемый сплав для легирования стали обладает по сравн.ению с известным более высокой теплопроводностью, что обеспечивает повышение усвоения азота сталью.
84,56,53,40,90,5 0,080,05 ,- Нет
90,04,01,00,52,0 0,050,01
78.35,72,51,10,01 2,00,68
70,08,05,01,52,0 0,91,0 .46,52,10,71,8 НетНет 2,8
84
Формула изобретения
Сплав для легирования стали, содержащий марганец, азот, углерод, хром, кремний и железо, отличающийся тем, что, с целью снижения его теплопроводности и увеличения усвоения азота сталью, он дополнительно содержит алюминий и кальций при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Марганец70-90
Азот4-8
Углерод0,5-1,5
Хром0,01-2
Кремний1-5
Алюминий0,01-1
Таблица 1
Остальное 13,2
9,9
10,1
11,4 17,5
Таблица 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Сплав для легирования стали | 1986 |
|
SU1458414A1 |
СПЛАВ НА ОСНОВЕ ХРОМА | 2007 |
|
RU2350677C1 |
Сплав для легирования стали | 1988 |
|
SU1694678A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АЗОТИРОВАННЫХ ФЕРРОСПЛАВОВ И ЛИГАТУР | 2006 |
|
RU2331691C2 |
Сплав для раскисления и легирования стали | 1986 |
|
SU1421793A1 |
СПЛАВ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СТАЛИ И ФЕРРОСПЛАВОВ | 2000 |
|
RU2184171C2 |
СПЛАВ ДЛЯ РАСКИСЛЕНИЯ И ЛЕГИРОВАНИЯ СТАЛИ | 1991 |
|
RU2006514C1 |
Сплав для легирования стали | 1984 |
|
SU1222700A1 |
Сплав для легирования и раскисления стали | 1982 |
|
SU1068526A1 |
КОМПЛЕКСНЫЙ СПЛАВ ДЛЯ МИКРОЛЕГИРОВАНИЯ И РАСКИСЛЕНИЯ СТАЛИ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА | 2013 |
|
RU2537677C1 |
Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к сплавам для легирования стали марганцем и азотом. Целью изобретения является снижение теплопроводности сплава и увеличение усвоения азота сталью. Предложен сплав, содержащий, мас.%: марганец 70-90; азот 4-8; кремний 1-5; углерод 0,5-1,5; хром 0,01-2;. кальций 0,05-2; алюминий 0,01-1; железо остальное. Предложенный сплав имеет теплопроводность 9, 9-13,2 Вт/м К и степень усвоения азота 46,0-52,0%. 2 табл. (Л со ел ел bo.
Сплав для раскисления и легирования стали | 1976 |
|
SU608846A1 |
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Авторское свидетельство СССР | |||
ЛЕГИРУЮЩИЙ СПЛАВ | 0 |
|
SU358409A1 |
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Авторы
Даты
1987-06-07—Публикация
1985-09-24—Подача