Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.
Целью изобретения является повышение надежности путем уменьшения подвижных элементов, увеличения стабильности характеристик упругих элементов за счет улучшения их теплоизоляции от теплового потока в зоне трения, а также путем исключения влияния действия центробежных сил и обеспечения компенсвации сил трения, связанных
с перемешением среднего диска.
На фиг. 1 показано двухдисковое сцепление, продольный разрез; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - установка
Аналогичный упор 26 может быть расположен на нажимном диске 3. Точка контакта конца 23 пружины кручения 16 с упором 25 и точка контакта конца 18 пружины 15 с упос ром 26 вынесены за наружную боковую поверхность опорного диска 1. При этом расстояние «а вдоль оси сцепления от указанной точки контакта конца 23 в упор 25 до центра пальца 14 меньше расстояния «в до точки контакта конца 18 другой пружины с
10 упором 26.
Палец 14, на котором расположены пружины кручения 15 и 16, может быть выполнен пустотелым или из материала, имеющего низкий коэффициент теплопроводнопальца в среднем диске сцепления; на фиг. 4- сти, например из пластмассы (фиг. 5) упор пружины; на фиг. 5 - вариант вы-Сцепление работает следующим образом,
полнения упоров для пружин; на фиг. 6 - упор пружины по фиг. 5; на фиг. 7 - разрез Б-Б на фиг. 5.
Двухдисковое сцепление содержит опорный диск 1, средний диск 2 и нажимной диск 20 опорным диском 1, средним 2 и нажимным 3, между которыми установлены ведомые3 дисками. За счет этого сцепления может
В положении, представленном на фиг. 1, диафграменная пружина 9, воздействуя осевой силой на кольцевой выступ 8, сжимает ведомые фрикционные диски 4 и 5 между
фрикционные диски 4 и 5.
На опорном диске 1 закреплен кожух 6 с помощью болтов 7 (фиг. 2). Между кожухом 6 и кольцевым выступом 8 нажимного диска 3 установлена предваритльно сжатая диафрагменная пружина 9, что обеспечивает получение момента трения между опорным диском 1 и ведомыми дисками 4 и 5. На диафрагменной пружине 9 расположено вь ключающее устройство 10. Средний диск 2 имеет выступы 11 и 12, образующие паз 13. В выступах 11 и 12 имеются тангенциально расположенные отверстия, в которые вставлен палец 14. На палец 14 свободно надеты две однотипные пружины кручения 15 и 16.
В собранном сцеплении выступы 11 и 12 расположены в углублении 17 опорного диска 1, вследствие чего предотвращается возможность выпадения пальца 14.
Один конец 18 пружины кручения 15 упирается в средний диск 2, а другой конец 19 этой пружины расположен в радиальном пазу 20 упора 21, неподвижно установленного на нажимном диске 3.
Аналогично один конец 22 пружины кручения 16 упирается в средний диск 2, а другой конец 23 - в упор 24, установленный на опорном диске 1. За счет пазов 20, выполненных в упорах 21 и 24, осуществляется осевая фиксация пружин кручения 15 и 16 вдоль пальца 14, предотвращая их
25
30
35
40
45
передавать с опорного 1 на ведомые диски 4 и 5 определенную расчетную величину крутящего момента, т.е. сцепление включено. При перемещении выключающего устройства 10 вправо диафрагменная пружина 9 прогибается и перестает воздействовать на кольцевой выступ 8.
Нажимной диск 3 вслед за прогибом диафрагменной пружины 9 также перемещается вправо с помощью устройств или пружин, которые общеизвестны (не показаны).
Под действием предварительно сдеформи- рованных пружин кручения 15 и 16 диск 2 также перемещается вправо и занимает среднее положение между опорным 1 и нажимным 3 дисками, т.е. делит зазор, образовавшийся отходом вправо нажимного диска 3, пополам. За счет этого каждый из ведомых дисков 4 и 5 оказывается расположенным с зазором соответственно относительно соседних дисков 1, 2 и 2, 3.
В описанном положении сцепление не передает крутящий момент от опорного диска 1 на ведомые диски 4 и 5, т.е. оно находится в выключенном состоянии.
Разводное устройство сцепления состоит из трех типоразмеров простых по конструкции деталей ( палец 14, пружина кручения 15 и упор 21). В сцеплении пружины кручения 15 и 16 защищены от нагрева большими потоками тепла, выходящего из среднего диска 2, так как не имеют с ним болько нтакт с нагретыми частями среднего дис- CQ шой контактной поверхности. Поэтому температурный режим работы пружин кручения 15 и 16 сравнительно невысок. Это предотвращает тепловую осадку пружин 15 и 16, что гарантирует сохранение их характеристик в эксплуатации, а следовательно, рабока 2.
Сцепление, представленное на фиг. 5, содержит упоры 25 и 26 Г-образной формы, хвостовик 27 которых вставлен в отверстие 28 опорного диска и нажимной диск 3. Свободный конец упора 25 имеет радиально 55 тоспособность сцепления.
расположенную щеку 29, которая вставлена в дополнительный паз 30 опорного диска 1 и предотвращает прокручивание упора 25.
Сборка среднего диска 2, т.е. установка на нем пружин кручения 15 и 16 и пальца 14, является достаточно простой операцией.
Аналогичный упор 26 может быть расположен на нажимном диске 3. Точка контакта конца 23 пружины кручения 16 с упором 25 и точка контакта конца 18 пружины 15 с упором 26 вынесены за наружную боковую поверхность опорного диска 1. При этом расстояние «а вдоль оси сцепления от указанной точки контакта конца 23 в упор 25 до центра пальца 14 меньше расстояния «в до точки контакта конца 18 другой пружины с
упором 26.
Палец 14, на котором расположены пружины кручения 15 и 16, может быть выполнен пустотелым или из материала, имеющего низкий коэффициент теплопроводности, например из пластмассы (фиг. 5) Сцепление работает следующим образом,
опорным диском 1, средним 2 и нажимным 3 дисками. За счет этого сцепления может
В положении, представленном на фиг. 1, диафграменная пружина 9, воздействуя осевой силой на кольцевой выступ 8, сжимает ведомые фрикционные диски 4 и 5 между
5
0
5
0
5
передавать с опорного 1 на ведомые диски 4 и 5 определенную расчетную величину крутящего момента, т.е. сцепление включено. При перемещении выключающего устройства 10 вправо диафрагменная пружина 9 прогибается и перестает воздействовать на кольцевой выступ 8.
Нажимной диск 3 вслед за прогибом диафрагменной пружины 9 также перемещается вправо с помощью устройств или пружин, которые общеизвестны (не показаны).
Под действием предварительно сдеформи- рованных пружин кручения 15 и 16 диск 2 также перемещается вправо и занимает среднее положение между опорным 1 и нажимным 3 дисками, т.е. делит зазор, образовавшийся отходом вправо нажимного диска 3, пополам. За счет этого каждый из ведомых дисков 4 и 5 оказывается расположенным с зазором соответственно относительно соседних дисков 1, 2 и 2, 3.
В описанном положении сцепление не передает крутящий момент от опорного диска 1 на ведомые диски 4 и 5, т.е. оно находится в выключенном состоянии.
Разводное устройство сцепления состоит из трех типоразмеров простых по конструкции деталей ( палец 14, пружина кручения 15 и упор 21). В сцеплении пружины кручения 15 и 16 защищены от нагрева большими потоками тепла, выходящего из среднего диска 2, так как не имеют с ним больтоспособность сцепления.
Сборка среднего диска 2, т.е. установка на нем пружин кручения 15 и 16 и пальца 14, является достаточно простой операцией.
После монтажа диска 2 на опорном диске 1 боковые стенки углубления 17 предотвращают возможность выскакивания пальцев 14, в результате чего не требуется установка специальных контрящих устройств.
Формула изобретения 1. Двухдисковое сцепление, содержащее нажимной диск с упором, опорный диск с неподвижным упором, средний диск, расположенные между ними ведомые диски и упругие элементы, связанные с опорным, нажимным и средним дисками, отличающееся тем, что, с целью повыщения надежности, оно снабжено пальцами, тангенциально установленными в выполненных по периферии среднего диска пазах, упругие элементы выполнены в виде пружин кручения, попарно смонтированных на пальцах, упоры нажимного и опорного дисков выполнены с радиальными пазами, одни концы пружин
Массы пружин кручения 15 и 16 незначительны, что существенно снижает силы трения, и следовательно, повышает четкость выставления диска 2 между дисками 1 и 3 ,, при включении сцепления.
Работа сцепления по фиг. 5 аналогична работе сцепления по фиг. 1. Перемещение среднего диска 2 вправо при выключении сцепления связано с преодолением определенной силы трения, возникающей на вы- 15 расположены в радиальных пазах, а другие ступах 11 и 12 вдоль углубления 17.установлены с упором в средний диск, при
этом упор нажимного диска установлен неподвижно.
2.Сцепление по п. 1, отличающееся ъ л, что упоры выполнены Г-образными с выпружине 15. При выключении сцепления 20 ступающими за наружную боковую поверх- вариант по фиг. 5 обеспечивает более чет-ность свободными концами, расположенкое выставление диска 2 между диском 1 иными в дополнительных выполненных на
нажимным диском 3. Вынесение точки кон-нажимном и опорном дисках со стороны
такта концов 23 и 18 за наружный диаметрсреднего диска пазах, а радиальные пазы
опорного диска 1 улучщает охлаждение 25 расположены на свободных концах упоров, пружин 15 и 16 и позволяет уменьщить3. Сцепление по пп. 1 и 2, отличающееся
тем, что, расстояние по оси пружины кручения в опорный диск меньще расстояния от него до точки упора пружины кручения в нажимной диск.
30 4. Сцепление по пп. 1-3, отличающееся тем, что пальцы выполнены из пластмассы.
Выполнение расстояния «а меньше «в обеспечивает получение на пружине 16 боль- щей предварительной деформации, чем на
наружный диаметр опорного диска и тем самым снизить металлоемкость сцепления. Выполнение пальца 14 пустотелым или из материала с низкой теплопроводностью дополнительно снижает температурный режим работы пружин кручения 15 и 16.
17 /5,№7«/Эг75
Формула изобретения 1. Двухдисковое сцепление, содержащее нажимной диск с упором, опорный диск с неподвижным упором, средний диск, расположенные между ними ведомые диски и упругие элементы, связанные с опорным, нажимным и средним дисками, отличающееся тем, что, с целью повыщения надежности, оно снабжено пальцами, тангенциально установленными в выполненных по периферии среднего диска пазах, упругие элементы выполнены в виде пружин кручения, попарно смонтированных на пальцах, упоры нажимного и опорного дисков выполнены с радиальными пазами, одни концы пружин
расположены в радиальных пазах, а другие установлены с упором в средний диск, при
фае. 3
, 20
18
Фив, ff
Риг. 5
25
28
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Автоматическое регулировочное устройство | 1989 |
|
SU1838685A3 |
Сцепление | 1986 |
|
SU1386770A1 |
МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2291791C1 |
Фрикционное сцепление | 1977 |
|
SU931117A3 |
Муфта сцепления | 1985 |
|
SU1288394A1 |
Фрикционная муфта | 1984 |
|
SU1293389A1 |
ДИАФРАГМЕННЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ КЛАПАН | 1969 |
|
SU253504A1 |
Многоступенчатая безлюфтовая зубчатая передача | 1978 |
|
SU911080A2 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1966 |
|
SU183612A1 |
Фрикционная муфта сцепления автомобиля | 1976 |
|
SU1131465A3 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения. Целью изобретения является повышение надежности путем уменьшения подвижных элементов, увеличение стабильности характеристик упругих элементов за счет улучшения их теплоизоляции от теплового потока в зоне трения, а также путем исключения влияния действия центробежных сил и обеспечения компенсации сил трения, связанных с перемещением среднего диска. Средний диск (СД) 2 расположен между опорным диском (Д) 1 и нажимным Д 3. В пазах 13 СД 2 закреплены пальцы 14, например, из пластмассы. На них смонтированы пружины кручения (ПК) 15 и 16, концы которых взаимодействуют с неподвижными упорами 21 опорного 1 и нажимного Д 3. При отключении сцепления ПК 15 и 16 устанавливают СД 2 на одинаковом расстоянии от Д 1 и 3, образуя между ними и ведомыми гарантированные зазоры. Установка ПК 15 и 16 в углублении 17 СД 2 на пальцах 14 и размещение их концов в радиальных пазах упоров 21 и 24 позволяет стабилизировать их характеристики и повысить чистоту выключения сцепления в эксплуатации. 3 З.П., ф-лы, 7 ил. (О ел ,; со ГчЭ О СП СП 4 Фиг.2
25
27
Б-Б
Фие. 7
Муфта сцепления | 1973 |
|
SU576453A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
СПОСОБ КОМПЕНСАЦИОННОГО ПОДАВЛЕНИЯ ПОМЕХ В МНОГОКАНАЛЬНОЙ АНТЕННОЙ СИСТЕМЕ | 2007 |
|
RU2349996C1 |
Вагонный распределитель для воздушных тормозов | 1921 |
|
SU192A1 |
Авторы
Даты
1987-06-30—Публикация
1985-10-14—Подача