113
Изобретение относится к подъемным машинам и предназначено для автоматизации режимов ускорения и замедления шахтных подъемных установок, лифтов и т.д.
Цель изобретения - повьппение точности и надежности работы подъемной машины.
На фиг.1 изображена блок-схема устройства для управления подъемной ма- .шиной; на фиг.2 - диаграммы изменения во времени выходных сигналов устройства (при пуске и торможении).
Устройство содержит датчик 1 положения подъемной машины, блоки программ 2, коррекции заданной скорости 3 и сравнения А, регулятор 5 скорости, блок 6 управления электроприводом, датчики загрузки 7, ускорения 8 и скорости 9 подъемной машины.
Блок 3 коррекции заданной скорости содержит четыре операционных усилителя 10-13, четыре ограничителя 14-17 напряжения, оптрон 18, два ключевых злемента 19 и 20 и два нуль-органа 21 и 22.
Блок 2 программ содержит блоки задания ускорения 23, задания рывка 2 и функциональный преобразователь 25.
Функциональный преобразователь 25 реализует известную зависимость круговой частоты Ыд собственных колебаний от жесткости каната и моментов инерции
U),
Н .
I
(1)
где Сц - жесткость каната ,
I - пол}1ый момент инерции подъемнрй машины; l. Ij. + 1,-момент инерции масс
подъемного сосуда с грузом I f-p. (выход датчика 7 загрузки) и половины ветви канала I , (выход датчика 1 положения) , 1 - момент инерции остальных
масс.
Блок 24 задания рывка представляет собой перемножитель, который перемножает сигналы от блока 23 задания ускорения и функционального преобразователя 25 и реализует известную зависимость для допустимого рывка
Рлог, ЕЛОП (w,/2/),(2)
где i f,on допустимое ускорение.
Устройство работает следующим образом.
Перед пуском подъемной машины блок 2 программ осуществляет настройку
42
блока 3. Блок 23 задания ускорения задает опорное напряжение U ограничителей 14 и 16, величина которого пропорциональна допустимому ускорению подъемной машины при пуске.
На выходе блока 24 задания рывка
формируется опорное напряжение Un
, / АОР
ограничителя 15, которое пропорционально допустимой величине рывка fAon , определяемой по выражению (2).
Пуск подъемной машины начинается с подачи с выхода задатчика 26 скорости напряжения Uu),.. величина которого пропорциональна заданной скорости aft, (фиг. 2). При ЭТОМ На выходах усилителей 10 и 11 появляются
соответственно напряжения Ug
Лрп
и р , величины которых определяются опорными напряжениями соответствующих ограничителей 14 и 15 и пропор- , ционапьны соответственно допустимьм ускорению Едоп и рывку
Напряжение Ug на выходе усилителя 12, работающего в режиме интегрирования, начинает возрастать по линейному закону, формируя требуемую диаграмму ускорения. Напряжение U
на выходе усилителя 13, работающего в режиме интегрирования, возрастает по параболе, формируя требуемую диаграмму скорости. С выхода усилителя 13 сигнал U| поступает на вход блока 4 сравнения.
В блоке 4 сравнения происходит сравнение этого сигнала с сигналом, пропорциональным действительной скорости подъемной машины. Сигнал
ошибки с выхода блока 4 сравнения поступает на регулятор 5 скорости, выходной сигнал которого подается на блок 6 управления электроприводом, который обеспечивает отработку подъемной машиной требуемой диаграммы
скорости U).
Из-за того, что элементы системы управления (блока 6 управления электроприводом) обладают инерционностью,
действительные скорость ы , ускорение Е и рывок р отстают от заданных и, UE и Up.
В течение времени t, - t, (фиг. 2) происходит разгон подъемной машины с
ограничением рывка ( . В момент времени t напряжение U на выходе усилителя 12 достигает величины Ug , но зто не приводит к переключению системы (движению с постоянным
ускорением), так как величина действительного ускорения f меньше соответствующей допустимой величины
сигнала Uc
и такое переключение
было бы преждевременным. Оно происхоВ момент времени t, действительная скорость U) подъемной машины достигает соответствующей заданной величины сигнала U,, . Сигнал на выходе усиj«A
рение i подъемной машины (сигнал на
выходе датчика 8 ускорения) достигает
допустимой величины (Uf), и сигнал о лителя 10 с тановится равным нулю, что
на выходе усилителя 11 становитсяприводит к тому, что ноль-орган 22
вырабатывает разрешающий сигнал, воздействующий на ключевой элемент 20, который подключает в обратную связь 15-усилителя 13 ограничитель 17. Опорное напряжение ограничителя 17 пропорционально величине заданной скорости и д, . Сигнал и на выходе усилителя 13 при этом становится равен U,, . В момент времени t 0; Ug
равным нулю.
На выходе нуль-органа 21 появляется разрешающий сигнал, приводящий к тому, что ключевой элемент 19 подключает в обратную связь усилителя 12 ограничитель 16, опорное напряжение которого s.f,cr также пропорционально допустимой величине ускорения доп Это приводит к тому, что величина напряжения Ug на выходе усилителя 12 становится равной Ug и пропорциональна действительному ускорению е. При этом разгон далее осуществляется с постоянным ускорением.
Сигнал (выход усилителя 13) и действительная скорость со при этом начинают возрастать линейно ( ш отстает от и,, из-за инерционности сис- темы). В момент времени t действительная скорость U) подъемной машины достигает соответствующей величины сигнала . . При этом сигнал на выходе усилителя 10 становится равен такому значению, что
Up 0. Далее движение
25
30
к(и,
ioA U).
- и
U)t
) и/
35
ДСП
где К -;г - коэффициент усиления я
усилителя 10, определяемый оптро- ном 18.
В следующее мгновение К(, - Uut.) становится меньше Up . Р
э Aon
20
0; р 0;
подъемной машины происходит с постоянной скоростью U) W3j,(Unj
и.,,„,).
Рабочее торможение подъемной установки осуществляется с использованием электропривода при установлении напряжения на выходе задатчика 26 скорости блока 3 равным нулю. При этом блок 3 задания настраивается блоком 2 программ аналогично изложенному.
Работа блоков предлагаемого устройства в режиме рабочего торможения аналогична их работе при пуске.
Формула изобретения
Устройство для управления подъемной машиной, содержащее датчики положения и загрузки подъемной машины, выходы которых соединены с соответствующими входами блока программ, первый, второй и третий выходы которого соединены с первым, вторым и g третьим входами блока коррекции заданной скорости, выход которого соединен с первым входом блока сравнения, второй вход которого соединен с выходом датчика скорости, а выход - с входом регулятора скорости, блок управления электроприводом и датчик ускорения, отличающееся тем, что, с целью повьпления точности и надежности работы подъемной машины, выходы датчиков ускорения и скорости соединены соответственно с четвертым и пятым входами блока коррекции заданной скорости, шестой вход которого соединен с выходом задатчика
40
10
поэтому сигнал на выходе усилителя уже не ограничивается величиной 3 уменьшается до нуля, так как действительная скорость u) подъемной машины стремится к заданной . в этот период (tj-t) разность K.(U.(j - UJ - UE О и сигнал Up (выход усилителя 11) становится равным Up . Этот сигнал поступает на
J AOft
ВХОД усилителя 12, что приводит к тому, что сигнал и (выход усилителя 12), пропорциональный заданному ускорению подъемной маьтины, линейно уменьшается, а сигнал U (выход усилителя 16), пропорциональный заданной скорости подъемной машины, вновь начинает изменяться по параболе. При этом действительные ускорение f и скорость id изменяются соответственно линейно и по параболе.
В момент времени t, действительная скорость U) подъемной машины достигает соответствующей заданной величины сигнала U,, . Сигнал на выходе усиj«A
лителя 10 с тановится равным нулю, что
вырабатывает разрешающий сигнал, воздействующий на ключевой элемент 20, который подключает в обратную связь 15-усилителя 13 ограничитель 17. Опорное напряжение ограничителя 17 пропорционально величине заданной скорости и д, . Сигнал и на выходе усилителя 13 при этом становится равен U,, . В момент времени t 0; Ug
2
ы Up 0. Далее движение
25
30
35
0
20
0; р 0;
подъемной машины происходит с постоянной скоростью U) W3j,(Unj
и.,,„,).
Рабочее торможение подъемной установки осуществляется с использованием электропривода при установлении напряжения на выходе задатчика 26 скорости блока 3 равным нулю. При этом блок 3 задания настраивается блоком 2 программ аналогично изложенному.
Работа блоков предлагаемого устройства в режиме рабочего торможения аналогична их работе при пуске.
Формула изобретения
Устройство для управления подъемной машиной, содержащее датчики положения и загрузки подъемной машины, выходы которых соединены с соответствующими входами блока программ, первый, второй и третий выходы которого соединены с первым, вторым и g третьим входами блока коррекции заданной скорости, выход которого соединен с первым входом блока сравнения, второй вход которого соединен с выходом датчика скорости, а выход - с входом регулятора скорости, блок управления электроприводом и датчик ускорения, отличающееся тем, что, с целью повьпления точности и надежности работы подъемной машины, выходы датчиков ускорения и скорости соединены соответственно с четвертым и пятым входами блока коррекции заданной скорости, шестой вход которого соединен с выходом задатчика
40
50
55
51
скорости, а выход регулятора скорости соединен с входом блока управления электроприводом, причем блок коррекции заданной скорости содержит четыре последовательно соединенных операционных усилителя, выход последнего из которых является выходом блока коррекции заданной скорости, а входы первого операционного усилителя являются пятым и шестым входами блока коррекции заданной скорости, четвертый вход которого соединен с входом второго операционного усилителя, ограничители напряжения, первый и вто- рой из которых включены в цепи обратной связи первого и второго операционных усилителей соответственно, ключевые элементы, оптрон и нуль-орган, при этом параллельно первому ограни- чителю напряжения включен фоторезис84
тор оптрона, а в цепи обратной связи
ретьего и четвертого операционных силителей включены последовательно i соединенные третий ограничитель напряжения и первый ключ и последовательно соединенные четвертый ограничитель напряжения и второй ключ соответственно, вторые входы первого и третьего, второго и четвертого ограничителей напряжения являются соответственно первым, вторым и шестым входами блока коррекции заданной скорости, вход светодиода оптрона является третьим входом блока коррекции заданной скорости, входы первого и второго нуль-органов соединены с выходами второго и первого операционных усилителей, а выходы - с вторыми входами первого и второго ключей соответственно.
1 I
Редактор П.Гереши
Составитель Л.Резникова
Техред В.КадарКорректор А.Обручар
Заказ 3762/18Тираж 720Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, ч
t:t
§I
a
.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для управления наклонной шахтной подъемной установкой | 1981 |
|
SU971770A1 |
Устройство формирования программы работы электропривода шахтной подъемной установки | 1987 |
|
SU1578077A1 |
Электропривод постоянного тока шахтной подъемной установки | 1988 |
|
SU1654208A1 |
Устройство для задания режима движения шахтной подъемной установки | 1986 |
|
SU1444265A2 |
Устройство для точного останова электропривода | 1985 |
|
SU1272447A1 |
Позиционный электропривод | 1982 |
|
SU1084727A1 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ И КОНТРОЛЯ ШАХТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ УСТАНОВКИ | 1996 |
|
RU2114043C1 |
Устройство задания режима движения шахтной подъемной установки | 1986 |
|
SU1406110A1 |
Частотно-управляемый электропривод | 1989 |
|
SU1720138A1 |
Задающее устройство системы управления электроприводом | 1980 |
|
SU917290A1 |
Изобретение относится к подъемным машинам и предназначено для автоматизации режимов ускорения и замедления шахтных подъемных установок, лифтов. Цель изобретения - повышение точности и надежности в работе подъемной машины. Устройство содержит последовательно соединенные датчик положения подъемной машины, блок программ, блок коррекции заданной скорости, блок сравнения, регулятор скорости и блок управления электроприводом, а также датчик загрузки, который соединен с вторым входом блока программ, датчик ускорения и датчик скорости, соединенные с блоком коррекции заданной скорости через его соответ- ,ие входы, датчик скорости также соединен с вторьм входом блока сравнения. Переключение режимов работы (пуск или торможение) устройства осуществляется с помощью задатчика скорости. 2 ил. (Л со оо 00 4
Устройство для управления наклонной шахтной подъемной установкой | 1981 |
|
SU971770A1 |
Приспособление для соединения пучка кисти с трубкою или втулкою, служащей для прикрепления ручки | 1915 |
|
SU66A1 |
Авторы
Даты
1987-08-23—Публикация
1985-11-05—Подача