Изобретение относится к техническим Средствам обучения и может быть использовано при оснащении специализированных учебных кабинетов для подготовки операторов слуховой радиосвязи.
Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера при сокращении времени обучения операторов и улучшении его качества.
На чертеже представлена структурная схема предлагаемого тренажера.
Тренажер содержит генератор 1 случайной последовательности кодов, блок 2 задания программы обучения, переключатель 3, шифратор 4, блок 5 регулирования скорости предъявления информации, формирователь 6 кодов, блок 7 предъявления учебной информации, формирователь 8 кодов, блок 9 предъявления учебной информации, блок 10 сравнения, блок 11 ввода ответов, генератор 12 импульсов, блок 13 ввода ответов, формирователь 14 кодов Морзе, элемент 15 задержки, блок 16 памяти, компаратор 17, элемент ИЛИ 18, блок 19 ключей, элемент ИЛИ 20.
Тренажер работает следующим образом.
При включении тренажера генератор 1 вырабатывает равномерно распределенное случайное число, а в блоке 16 адрес обращения устанавливается в нулевое, начальное после включения, состояние. Оператор вводит в тренажер через блок 11 (в режиме Передача) или через блок 13 (в режиме Прием) псевдоответ, соответствующий произвольному символу контрольного сигнала, который соответственно через генератор 12 либо через формирователь 14 поступает в блок 10.
В случае совпадения сигналов с выхода положительных сигналов П блока 10 импульс поступает на входы блока 5, генератора 1, блока 16 и элемента 18, что соответствует правильному ответу оператора, вызывая соответствующее срабатывание схем тренажера.
В случае несовпадения сигналов с выхода отрицательных результатов О блока 10 импульс поступает на вход элемента 18, с выхода которого импульс поступает на вход элемента 15 и на вход блока 16, вызьтая чтение
информации по текущему адресу обращения.
Через время, определяемое циклом чтения из блока 16, на его выходе устанавливается прочитанная по текущему адресу информация и после этого с вЬпсода элемента 15 на шину синхронизации компаратора 17 поступает в
виде импульса сигнал синхронизации.
По сигналу синхронизации в компараторе 17 осуществляется сравнение чисел из генератора 1 (число А) и из блока 16 (число Б).
Если , сигнал с второго или с третьего выхода компаратора через элемент 20 открывает ключи блока 19, и текущий адрес чтения с выхода блока 16 поступает на вход блока 2, задавая номер программы обучения для предъявления оператору очередного символа контрольного сигнала и вызывая появление соответствующих выходных сигналов на блоке 2.
Если , сигнал результата сравнения с выхода компаратора 17 поступает одновременно на вход элемента 18 и на вход блока 16, вызывая наращивание текущего адреса чтения на 1. После этого сигнал с выхода элемента 18
поступает одновременно на вход элемента 15 и на вход блока 16, вызьшая осуществление операции чтения слова по текущему адресу и установку на входе компаратора числа Б. После этого с выхода элемента 15 на шину синхронизации компаратора 17 вновь поступает сигнал синхронизации, вызывая очередное сравнение чисел А и Б.
Процессы последовательного наращивания адреса обршцения, чтения и сра-- внения содержимого ячеек блока 16 (числа Б) с числом из генератора 1
(числом А) осуществляются до достижения соотношения , что приводит к появлению соответствующих сигналов на выходе блока 2.
Выходные сигналы блока 2, являющиеся кодовым обозначением букв или цифр, встречающихся в эталонном тексте, поступают на шифратор 4, где преобразуются в сигналы кода Морзе и
через группу контактов переключателя 3 (прием-передача) поступают на формирователи 6 или 8. Одновременно с выхода шифратора 4 сигналы поступают на вход блока 10.
31354
3 режиме Передача сигнадгы кода Морзе через группу контактов переключателя передача поступают на формирователь 6 (например, диодный дешифратор) , который по управляющим цепям вызывает высвечивание информации на табло блока 7 (например, планшете из набора светодиодов) в виде букв или цифр. Эталонные сигналы с шифратора 4 сравниваются с сигналами генератора 12, которые вырабатываются в соответствии с действиями оператора с помощью блока 11 (например, телеграфного ключа) при передаче кодом Морзе предъявленных букв (цифр).
При несовпадении сигналов высвеченная информация на табло блока 7
не изменяется, так как с выхода от- рицательных результатов через элемент 18 поступает сигнал на повторное чтение слова из блока 16 по текущему адресу, а поскольку значения текущего адреса и выработанного генератором 1 случайного числа не менялись, не изменяется и соотношение , и в результате рассмотренных для этого соотношения процессов в схеме, на вход блока 2 передается тот
25 ния соотношению АбБ, что приводит в итоге рассмотренного срабатьгаания схе му устройства к появлению нового.сигнала кода Морзе в головных телефонах блока 9. Кроме того, при правильных
30 действиях оператора в режиме Прием блок 10 воздействует на блок 5, который, в зависимости от установленного количества правильных результа-
же текущий адрес, повторяя тот же номер программы обучения.
При совпадении сигналов с выхода положительных результатов блока 10 П импульс поступает на входы блока 5, генератора 1, на вход блока 16 и на вход элемента 18. При этом гене- информации, ратор 1 вырабатывает новое случайное число А, адрес обращения блока 16 ус- Положительный эффект, выражающийся танавливается, затем считывается из блока 16 по сигналу с выхода элемента 18 число Б, после чего производит-40 тигается за счет того, что при задайся по синхроимпульсу с выхода элемен- ной, в символах, длине контрольного та 15 на компараторе 1 7 сравнение чисел сигнала оператору при обучении А иБ и дальнейшая выборка чисел из блока предстоит переработать меньше эле- 16 до удовлетворения соотношению , ментарных сигналов (точек, тире), а при котором по импульсу с второго или45 вследствие неравновероятного, с за- третьего выхода компаратора 17 через данными частотами, появления симво- элемент 20 открывается блок 19 для передачи на вход блока 2 текущего адреса чтения, соответствующего номеру
50
тов, изменяет скорость предъявления
в уменьшении времени обучения операторов и повьппении его качества, доссимвола контрольного сигнала.
Тем самым задается следующий номер программы обучения и вызывается выдача через шифратор 4 новых сигналов кода Морзе, что в свою очередь приводит к изменению информации на табло блока 7.
В режиме Прием оператор по ритмичному рисунку (мелодии) предъявлов в контрольном сигнале чаще встречающиеся символы осваиваются оператором относительно лучше, в результате чего в практической работе возникает меньше ошибок. Кроме того,сокращение общего числа элементарных символов контрольного сигнала заданной длины за счет меньшей усталости оператора 55 приводит к улучшению качества восприятия и запоминания содержащейся в контрольном сигнале учебной информации и к- более качественной отработке соответствующих навыков операторов.
ляемого сигнала через головные телефоны блока 9 определяет букву (цифру) и посредством блока 13 (например, набора тумблеров, клавиатурного блока) фиксирует ее прием. При этом формирователь 14 вырабатывает соответствующую структуру электрических импульсов, которые через группу контактов переключателя Прием сравниваются с эталонными сигналами в блоке 10. При несовпадении сигналов с выхода отрицательных результатов О блока 10 поступает сигнал на вход элемента 18, что приводит к повторному выбору программы блока 2 и к повторению сигнала кода Морзе в головных телефонах блока 5.
При совпадении сигналов с выхода положительных результатов П блока
10 поступает импульс, обеспечивая очередной запуск генератора 1, выборку из блока 16 записанных в нем чисел и сравнения их со случайным числом генератора 1 до удовлетворения соотношению АбБ, что приводит в итоге рассмотренного срабатьгаания схему устройства к появлению нового.сигнала кода Морзе в головных телефонах блока 9. Кроме того, при правильных
действиях оператора в режиме Прием блок 10 воздействует на блок 5, который, в зависимости от установленного количества правильных результа-
информации, Положительный эффект, выражающийся тигается за счет того, что при задайной, в символах, длине контрольного сигнала оператору при обучении предстоит переработать меньше эле- ментарных сигналов (точек, тире), а вследствие неравновероятного, с за- данными частотами, появления симво-
информации, Положительный эффект, выражающийс тигается за счет того, что при задай ной, в символах, длине контрольного сигнала оператору при обучении предстоит переработать меньше эле- ментарных сигналов (точек, тире), а вследствие неравновероятного, с за- данными частотами, появления симво-
тов, изменяет скорость предъявления
информации, Положительный эффект, выражающийся тигается за счет того, что при задайной, в символах, длине контрольного сигнала оператору при обучении предстоит переработать меньше эле- ментарных сигналов (точек, тире), а вследствие неравновероятного, с за- данными частотами, появления симво-
в уменьшении времени обучения операторов и повьппении его качества, досинформации, Положительный эффект, выражающийся тигается за счет того, что при задайной, в символах, длине контрольного сигнала оператору при обучении предстоит переработать меньше эле- ментарных сигналов (точек, тире), а вследствие неравновероятного, с за- данными частотами, появления симво-
лов в контрольном сигнале чаще встречающиеся символы осваиваются оператором относительно лучше, в результате чего в практической работе возникает меньше ошибок. Кроме того,сокращение общего числа элементарных символов контрольного сигнала заданной длины за счет меньшей усталости оператора приводит к улучшению качества восприятия и запоминания содержащейся в контрольном сигнале учебной информации и к- более качественной отработке соответствующих навыков операторов.
Формула изобретения
Тренажер радиотелеграфистов, содержащий блок регулирования скорости предъявления информации, вход которого соединен с первым выходом блока сравнения, а выход - с управляющим входом шифратора, информационный вхо которого подключен к выходу блока задания программы обучения, а выход к первому входу переключателя и первому входу блока сравнения, первый выход которого подключен к входу генератора случайной последовательности кодов и установочному входу блока памяти, а второй вход - к первому выходу переключателя, второй и третий входы которого соединены с выходами соответственно генератора импульсов и формирователя кодов Морзе, входы которых подключены к выходам первого и второго блоков ввода ответов соответственно, первый и второй формирователи кодов, входы которых соединены соответственно со вто- рым и третьим выходами переключения, а выходы - с входами первого и второго блоков предъявления учебной информации соответственно, о т л и ор Н.Тупица 5699/46
Составитель А.Карлов Техред Л.Олийнык
Кор Под
Тираж 433 ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
чающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможное- тей тренажера, в него введены блок ключей, компаратор, первый и второй элементы ИЛИ и элемент задержки, выход которого соединен с синхронизирующим входом компаратора, а вход - с выходом первого элемента ИЛИ, подключенным к входу чтения блока памяти, адресный вькод которого соединен с информационным входом блока ключей информационный вькод - с первым информационным входом компаратора, а адресный вход - с первым входом первого элемента ИЛИ и первым выходом компаратора, второй информационный вход которого подключен к выходу генератора случайной последовательности кодов, а второй и третий выходы - соответственно к первому и второму входам второго элемента ИЛИ, выход которого соединен с управляющим входом блока ключей, выход которого подключен к входу блока задания программы обучения, второй и третий входы первого элемента ИЛИ соединены с первым и вторым выходами блока сравнения соответственно .
Корректор Г.Решетник Подписное
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер радиотелеграфиста | 1981 |
|
SU1012321A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1979 |
|
SU824270A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1117682A1 |
Тренажер оператора диалоговых систем | 1980 |
|
SU896662A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1986 |
|
SU1336087A1 |
Устройство для обучения операторов | 1987 |
|
SU1564675A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1223270A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1980 |
|
SU947904A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1167640A2 |
Тренажер операторов | 1980 |
|
SU907571A1 |
Изобретение относится к тренажерам радиотелеграфистов и может быть использовано для подготовки операторов к работе на русском и иностранных языках. Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера при сокращении времени обучения оператора и улучшении его качества. Поставленная цель достигается тем, что при предъявлении оператору контрольного сигнала в виде случайной последовательности символов, используемых в эталонном тексте, символы в контрольном сигнале устройства вьфабаты- ваются с частотами, равными их частотам в эталонном тексте. В устройст- во введены компаратор 17, блок 19 ключей, элемент 15 задержки и элементы ИЛИ 18 и 20. Генератор 1 случайных чисел выполнен в виде генератора равномерно распределенных псевдослучайных чисел. Тренажер также содержит блок 2 задания программы обучения, переключатель 3, шифратор 4, блок 5 регулирования скорости предъявления информации, формирователи 6 и 8 кодов, блоки 7 и 9 предъявления учебной информации, блок 10 сравнения, блоки 11 и 13 ввода Ответов, генератор 12 импульсов, формирователь 14 кодов Морзе. 1 ил. i (О
Аналого-цифровой преобразователь | 1977 |
|
SU612273A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1979 |
|
SU824270A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1987-11-23—Публикация
1985-04-08—Подача