Изобретение относится к однофазным вентильнЕ)1м электродвигателям переменного тока с бесконтактным коммутатором и может найти применение в схемах автоматики, телемеханики, где требуются повышенная надежность, широкий диапазон регулирования частоты вращения, способность работать во взрывоопасных средах, в вакууме, в устройствах, не допускающих помех радиоприему.
Цель изобретения - повьниение энергетических показателей электродвигателя.
На фиг. 1 показана конструкция однофазного вентильного электродвигателя; на фиг. 2 - принципиальная электрическая схема электродвигателя, на фиг. 3 - графики напряжений, токов и электромагнитного момента двигателя в фтакции угла поворота ротора.
Вентильный электродвигатель состоит из вращающегося трансформатора (ВТ),
рем ВТ, диском 8 с тиристорным коммутатором, якорем 10 ЭМП установлен в подшипниковых щитах двигателя.
ВТ в двигателе предназначен для бесконтактной передачи электромагнитной энергии в якорь двигателя, согласования напряжения питающей сети Ц с максимально допустимыми напряжениями Uj, , и, якоря ЭМП, преобразования угла поворота ротора f в напряжение, пропорциональное этому углу.
Огибающая ЭДС F, снимаемая с обмотки 4 якоря ВТ, повторяет форму поля в зазоре и приведена на фиг. 3 (форма ЭДС Вг1 приведена для случая изменения поля в 5 зазоре по закону синуса). В промежутке угла практически равна нулю.
В обмотке 6 управления тиристором 14 полупроводникового коммутатора, расположенной в тех же пазах, что и рабочая обмотка 4 якоря ВТ, наводится ЭДС управ10
полупроводникового тиристорного коммута- 2° ления 1у,у, повторяющая форму ЭДС 1г
тора и бесконтактного электромеханического преобразователя (ЭМП). Вращающийся трансформатор (фиг. 1) состоит из статора. 1 и ротора 2, выбранных из листов электротехнической стали. На статоре ВТ разменле- на однофазная обмотка 3, подключенная к однофазной сети переменного тока с напряжением и.,, частотой 1, создающая одну пару полюсов пере.менного магнитного поля. Обмотка 3 может быть выпол}1епа сосредоточенной на явно выраженных магнитных полюсах или распределенной по пазам статора и занимает полезный объем статора в пределах .
В пазах ротора размещаются рабочие вторичпые обмотки 4 и 5 якоря ВТ и обмотки 6 и 7 управления тиристорами полупроводникового коммутатора. Шаг обмоток якоря равен или меньше диаметрального по отнощению к магнитной системе возбуждения ВТ. В общем случае число обмоток может быть ш, вторичные рабочие обмотки 4 и 5 якоря замкнуты на тиристоры, работающие в ключевом режиме (фиг. 2). Обмотки 6 и 7 управления подключены через диоды к цепям управления тиристорами. Полупроводниковый тиристорный коммутатор, состоящий из тиристоров и диодов, смонтирован на диске 8, закрепленном на валу 9 двигателя.
ЭМП состоит из якоря 10 и двухполюсного статора 11. Пакет якоря ЭМП набран из листов электротехнической стали. Обмотка 12 якоря ЭМП, уложенная в пазах якоря и имеющая диаметральный шаг, подключена к рабочим обмоткам 4 и 5 якоря ВТ. Число обмоток якоря ЭМП вдвое меньше числа вторичных рабочих обмоток якоря ВТ.
На полюсах статора ЭМП размещены обмотки 13 возбуждения, создающие одну пару полюсов постоянного магнитного поля. Вал 9 вместе с закрепленными на нем яко25
30
35
(фиг. 3), которая через диод 15 прикладывается к управляющему переходу тиристора 14.
При достижении величин ЭДС 24 и (2б до- ледний открывается и пропускает полувол- статочных для открытия тиристора 14, пос- ну выпрямленного напряжения UM . Тиристор 14 закрывается при прохождении ЭДС 1 через нуль. Открытие тиристора 14 осуществляется при величинах ЭДС Ем и соответственно напряжения U,., близких к нул
Тиристор 14 пропускает определенное число однополярных импульсов постоянного тока, которое зависит от скорости вращения ротора вентильного двигателя и частоты f., питающей сети.
При этом по обмотке якоря ЭМП протекает однополупериодный выпрямленный ток Izi , ювторяющий в первом приближении форму кривой напряжения Uj., .
При взаимодействии тока с постоян- ным магнитным потоком 0 (фиг. 3) возбуждения бесконтактного электродвигателя постоянного тока возникает электромагнитный момент вентильного двигателя который действует в пределах угла поворота ротора 0-180°.
В пределах угла поворота ротора 180- 360° по обмотке 12 якоря ЭМП протекает однополупериодный выпрямленный ток в обратном направлении. Ток I, обусловлен действием ЭДС, снимаемой с вторичной об- 50 мотки 5 якоря ВТ при открытом тиристоре 16 полупроводникового коммутатора, за счет напряжения на управляемой обмотке 7 вентильного двигателя, которое через диод 17 прикладывается к управляющему переходу тиристора 16.
На ротор вентильного двигателя, таким образом, действует однонаправленный электромагнитный момент в пределах полного оборота.
45
55
рем ВТ, диском 8 с тиристорным коммутатором, якорем 10 ЭМП установлен в подшипниковых щитах двигателя.
ВТ в двигателе предназначен для бесконтактной передачи электромагнитной энергии в якорь двигателя, согласования напряжения питающей сети Ц с максимально допустимыми напряжениями Uj, , и, якоря ЭМП, преобразования угла поворота ротора f в напряжение, пропорциональное этому углу.
Огибающая ЭДС F, снимаемая с обмотки 4 якоря ВТ, повторяет форму поля в зазоре и приведена на фиг. 3 (форма ЭДС Вг1 приведена для случая изменения поля в зазоре по закону синуса). В промежутке угла практически равна нулю.
В обмотке 6 управления тиристором 14 полупроводникового коммутатора, расположенной в тех же пазах, что и рабочая обмотка 4 якоря ВТ, наводится ЭДС управ
ления 1у,у, повторяющая форму ЭДС 1г
° ления 1у,у, повторяющая форму ЭДС 1г
5
0
5
(фиг. 3), которая через диод 15 прикладывается к управляющему переходу тиристора 14.
При достижении величин ЭДС 24 и (2б до- ледний открывается и пропускает полувол- статочных для открытия тиристора 14, пос- ну выпрямленного напряжения UM . Тиристор 14 закрывается при прохождении ЭДС 1 через нуль. Открытие тиристора 14 осуществляется при величинах ЭДС Ем и соответственно напряжения U,., близких к нулю.
Тиристор 14 пропускает определенное число однополярных импульсов постоянного тока, которое зависит от скорости вращения ротора вентильного двигателя и частоты f.,, питающей сети.
При этом по обмотке якоря ЭМП протекает однополупериодный выпрямленный ток Izi , ювторяющий в первом приближении форму кривой напряжения Uj., .
При взаимодействии тока с постоян- ным магнитным потоком 0 (фиг. 3) возбуждения бесконтактного электродвигателя постоянного тока возникает электромагнитный момент вентильного двигателя который действует в пределах угла поворота ротора 0-180°.
В пределах угла поворота ротора 180- 360° по обмотке 12 якоря ЭМП протекает однополупериодный выпрямленный ток в обратном направлении. Ток I, обусловлен действием ЭДС, снимаемой с вторичной об- 0 мотки 5 якоря ВТ при открытом тиристоре 16 полупроводникового коммутатора, за счет напряжения на управляемой обмотке 7 вентильного двигателя, которое через диод 17 прикладывается к управляющему переходу тиристора 16.
На ротор вентильного двигателя, таким образом, действует однонаправленный электромагнитный момент в пределах полного оборота.
5
5
якоря, силовой датчик-трансформатор, служащий для подвода электрической энергии к обмотке якоря и расположенный с аксиальным смещением относительно электромеханического преобразователя, включающий в себя статор, на котором расположена однофазная первичная обмотка, и ротор, который механически соединен с ротором электромеханического преобразователя, на роторе
Если электромагнитный момент М (фиг. З) больще момента сопротивления на валу, ротор вентильного двигателя приходит во вращение.
Конструкция вентильного электродвигателя позволяет повысить энергетические показатели и расщирить диапазон регулирования частоты вращения за счет того, что в открытие тиристоров 14 и 16 полупроводникового коммутатора производятся в щиро- Q трансформатора распадожены 2р катущек ком диапазоне изменения напряжений Ut,силовой вторичной обмотки, подключенных
и Ui5 и соответственно U при сохранениикаждая через управляемые вентили к якорнеизм енной длительности пачек импульсовной обмотке электромеханического преобрапостоянного тока в обмотках якоря ЭМП а зователя, и вторичные управляющие обмот- также упростить конструкцию ВТ за счет ки, уложенные в те же пазы, что и силовые уменьщения числа его полюсов возбужде- 15 обмотки, и подключенные к управляющим ния.цепям вентилей, отличающийся тем, что, с
целью повышения энергетических показатеФормула изобретениялей, вращающийся трансформатор выполнен с р парами полюсов, полюса, на которых
Однофазный вентильный электродвига- 20 расположена первичная обмотка, смещены тель, содержащий электромеханический 2р- в каждой паре на угол, меньщий 360/2р эл. полюсный преобразователь, включающий в град, катущки вторичных обмоток выполне- себя статор, на котором размещен источник ны с шагом, меньшим 180 эл. град., а маг- однонаправленной намагничивающей силы,нитные оси катушек смещены на угол и ротор, на котором расположена обмотка180 эл. град.
якоря, силовой датчик-трансформатор, служащий для подвода электрической энергии к обмотке якоря и расположенный с аксиальным смещением относительно электромеханического преобразователя, включающий в себя статор, на котором расположена однофазная первичная обмотка, и ротор, который механически соединен с ротором электромеханического преобразователя, на роторе
трансформатора распадожены 2р катущек силовой вторичной обмотки, подключенных
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Однофазный вентильный электродвигатель | 1976 |
|
SU657536A1 |
Вентильный электродвигатель | 1987 |
|
SU1480046A1 |
Вентильный индукторный электродвигатель | 1987 |
|
SU1464264A1 |
Вентильный электродвигатель | 1974 |
|
SU561257A1 |
Реверсивный вентильный электродвигатель | 1983 |
|
SU1153381A1 |
Бесконтактная электрическая машина постоянного тока (ее варианты) | 1985 |
|
SU1274081A1 |
Автономная система электрооборудования с вентильным электродвигателем | 1987 |
|
SU1534662A1 |
Автономная система электрооборудования с вентильным электродвигателем | 1987 |
|
SU1457140A1 |
Вентильный электродвигатель | 1988 |
|
SU1569934A1 |
Автономная система электрооборудования с вентильным электродвигателем | 1985 |
|
SU1356134A1 |
Изобретение относится к однофазным вентильным двигателям переменного тока с бесконтактным коммутатором и предназначено для работы в схема.х автоматики, телемеханики и устройствах, где требуется нт- рокий диапазон регулирования частоты вращения, способность работать во взрывоопасных средах, в вакууме, в устройствах, пе допускающих помех радиоприему. Цель изобретения - повьппение энергетических показателей. Магнитная система возбуждения вращающегося трансформатора выполняется асимметричной, а число пар полюсов возбуждения бесконтактного электродвигателя постояпного тока такое же, как и у вращающегося трансформатора. 3 ил. S (Л со оо со ;о о
Фиг.1
и
е
Фиг. г
ч I о
25
25 О
Патент США № 3439243, кл | |||
Способ изготовления фасонных резцов для зуборезных фрез | 1921 |
|
SU318A1 |
БЕСКОНТАКТНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА | 0 |
|
SU368697A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1987-09-23—Публикация
1985-08-02—Подача