Изобретение относится к электротехники и может быть использовано в реверсивных электроприводах постоянного тока.
Целью изобретения является повыше ние надежности и быстродействия электропривода.
На чертеже приведена функциональная схема электропривода.
Электропривод содержит электродвигатель 15 якорная обмотка которого включена в диагональ тиристорного реверсивного моста, формирователи 2,, 3 импульсов с двумя выходами каж- дьй подсоединены соответственно к управляющим входам тиристоров 4-7 реверсивного моста, полностью управляемый ключ 8, силовыми выводами в ключенный между положительным выводом источника питания и другой диагональю реверсивного моста. Кроме того, Электропривод содержит четыре диода 9-12, два логических элемента И 13, 14э логический элемент РШИ 15, широтно-импульсный преобразователь 16, входом соединенньш с задатчиком 17 сигналов управления. Первый выход широтно-импульсного преобразователя .16 соединен с первым входом первого логического элемента И 13, второй выход широтно-импульсного преобразователя 16 подключен к первому входу второго логического элемента И 14, выходы обоих логических элементов И 13, 14 соединены соответственно с первым и вторым входами логического элемента ИЛИ 15 и входами формирователей 2, 3 импульсов о Выход, логического элемента ИЛИ 15 через предварительный усилитель 18 соединен с управляющим входом полностью управляемого ключа 8. Первый 9 и второй 10 диоды включены соответственно в два
смежных плеча реверсивного моста меж- ,(- ления определяет реверс двигателя, ду анодами тиристоров 6, 7 и вывода-
При этом прекращается подача управ ляющих импульсов с широтно-импульс го преобразователя 16 на первый вх .элемента И 13 и осуществляется их дача на первый вход элемента И 14, но прохождение этих сигналов на вы ход элемента И 14 блокируется сигн лом с оптоэлектронного переключате инвертора 19, Снятие сигнала блоки ровки осуществляется тогда, когда тиристор 6 выключается, а следовательно, разрывается цепь питания с тодиода оптоэлектронного переключа ля-инвертора 19 и на его выходе по
ми якорной обмотки электродвигателя К Первый 19.и второй 20 инверторы входами подключены к точкам соединения анодов тиристоров 6,7с катодами первого 9 и второго 10 диодов соответствующих плечей реверсивного моста. Третий 11 и четвертый 12 диоды подключены в обратном направлении параллельно соответствующим плечам реверсивного тиристорного-моста. Выход первого инвертора 19 соединен с вторым входом второго лоп-таеского элемента И 14, выход второго инверто
ра 20 подключен к второму входу первого логического элемента И 13,
Б предлагаемом электроприводе в качестве инверторов 19, 20 применены оптоэлектронные переключатели-инверторы, первые входы которых соответственно через резисторы 21, 22 соединены с положительным выводом источника питания, а вторые - с катодами диодов 9,10.
Электропривод работает.следующим образом.
При напряжении управления Uy О на первый вход логического элемента И 13 поступают импульсы управления от широтно-импульсного преобразователя 16, которые через логический элемент ИЛИ 15 и предварительный усилитель 18 управляют работой ключа 8, а также через формирователь 2 импульсов включают 5 и б.тиристоры моста, электродвигатель 1 получает питание и вращается вперед. Включение ти- ристора 6 вызывает включение опто- электронного переключателя-инвертора 19 по цепи плюс источника питания, ограничительный резистор 21, тиристор 6, минус источни- ка питания. Оптоэлектронный переключатель-инвертор 20 при этом остается в выключенном состоянии, так как диод 10 запрещает прохождение тока от плюса источника питания через его входную цепь, нагрузку и включеншзш тиристор 6.
На выходе оптоэлектронного переключателя-инвертора 19 устанавливается уровень О, который поступая на второй вход логического элемента И 14, запрещает П1;)охождение сигналов управления на противоположные тиристоры 4 и 7 реверсивного моста.
Изменение, знака напряжения управ-.
,(- ления определяет реверс двигателя,
50
55
При этом прекращается подача управляющих импульсов с широтно-импульсного преобразователя 16 на первый вход .элемента И 13 и осуществляется их подача на первый вход элемента И 14, но прохождение этих сигналов на выход элемента И 14 блокируется сигналом с оптоэлектронного переключателя- инвертора 19, Снятие сигнала блокировки осуществляется тогда, когда тиристор 6 выключается, а следовательно, разрывается цепь питания све- тодиода оптоэлектронного переключателя-инвертора 19 и на его выходе появ3 .
ляется , которая разрешает проходение сигналов управления на выход элемента- И 14 и через формирователь 3 импульсов на управляющие электрод тиристоров 4 и 7, а также через элемент ИЛИ 15 и предварительный усилитель 18 на управление ключа 8. Поляность включения электродвигателя 1 изменяется и изменяется направление вращения. Так как при этом включается тиристор 7, то включается и опт- ронный переключатель-инвертор 20, выходной сигнал которого в виде О поступая на второй вход логического элемента И 13, блокирует поступлени управляющих сигналов на тиристоры 5 и 6.
Оптронный переключатель-инвертор 19 остается в выключенном состоянии
так как диод 9 запрещает протекание II
тока от плюса источника питания через его входную цепь, нагрузку и включенный тиристор 1, При дальнейшем изменении полярности напряжения управление работой электропривода аналогично рассмотренному.
Таким образом, в электроприводе при открытых тиристорах одной диагонали реверсивного моста невозможно включение тиристоров другой диагонали, что устраняет возможность сквозного замыкания по цепи источник питания, управляемый ключ, тиристоры плеч моста при реверсах двигателя в случае возникновения помех и сбоях в .схеме управления, что позволяет повысить надежность работы. Кроме того, в электроприводе автоматически формируется минимальная задержка на переключение тиристоров реверсивного моста, что также приводит к повьше- нию надежности и быстродействию электропривода при реверсах электродвигателя.
Формула изобретени
Электропривод постоянного тока, одержащий электродвигатель, якорная g,.
Составитель Т.Рожкова Редактор Н.Слободякик Техред Л.Олийнык
g второго ди чей реверс четвертый ном направ ствующим п торного мо
Заказ 4929/53
Тираж 659
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
обмотка которого включена в диагональ тиристорного реверсивного моста два формирователя импульсов с двумя выходами каждый, подсоединенными соответственно к управляющим входам тиристоров реверсивного моста, полностью управляемый ключ, силовые выводы которого включены между положительным выводом источника питания и другой диагональю реверсивного моста, четыре диода, два логических элемента И, логический элемент ИЛИ, широтно-импульсный преобразователь, входом соединенный с задатчиком сигналов управления, а выходом - с пер
вым входом первого логического элемента И, отличающийся тем, что, с целью повьшения надежности и быстродействия, в него введены два инвертора, широтно-импульсный преобразователь снабжен вторым выходом, первый вход второго логического элемента И подключен к второму выходу широтно-импульсного преобразователя, второй вход первого логического элемента И соединен с выходом первого инвертора, второй вход второго логического элемента И соединен с выходом второго инвертора, выходы обоих логических элементов И соединены соответственно с первым и вторым входами логического элемента ИЛИ и входами формирователей импульсов, выход логического элемента ИЛИ связан с управляющим входом полностью управляемого ключа, первьш и второй диоды включены соответственно в два смежных плеча реверсивного моста межДУ анодами тиристоров и выводами якорной обмотки электродвигателя, входы первого и второго инверторов подключены к точкам соединения анодов тиристоров с катодами первого и
второго диодов соответствующих пле- чей реверсивного моста, третий и четвертый диоды подключены в обратном направлении параллельно соответствующим плечам реверсивного тиристорного моста.
Корректор И.Шулла
Подписное
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Реверсивный вентильный электропривод | 1988 |
|
SU1598097A1 |
Реверсивный электропривод постоянного тока | 1981 |
|
SU1050076A1 |
Реверсивный электропривод | 1983 |
|
SU1116514A1 |
Реверсивный электропривод постоянного тока | 1982 |
|
SU1046885A1 |
Реверсивный электропривод постоянного тока | 1975 |
|
SU752714A1 |
Устройство для управления электродвигателем постоянного тока | 1980 |
|
SU907749A1 |
Вентильный преобразователь,ведомый сетью | 1979 |
|
SU1005252A1 |
Электропривод постоянного тока | 1981 |
|
SU1056412A1 |
Электропривод постоянного тока | 1988 |
|
SU1577047A1 |
Реверсивный электропривод постоянного тока | 1977 |
|
SU748758A1 |
Изобретение относится к электротехнике и м.б. использовано в реверсивных электроприводах постоянного тока. Целью изобретения является по- вьппение надежности и быстродействия. Электропривод содержит тиристорный реверсивный мост с электродвигателем 1 в диагонали. Другая диагональ Моста через полностью управляемьш ключ 8 подключена к источнику.питания. Сигнал управления от задатчика управления 17 через широтно-импульсный преобразователь 16, предварительный усилитель 18 и ключ 8 позволяет установить требуемую скорость и направление вращения электродвигателя 1. За счет применения инверторов 19, 20 логических элементов И 13, 14 и ИЛИ 15 при переключении тиристоров 4-7 моста в электроприводе автоматически формируется минимальная задержка, величина которой определяется параметрами нагрузки и инерционными свойствами тиристоров, что повьшает надежность и быстродействие при реверсах. 1 ил. е С/)
Лапа А.Е., Михеев Ю.Ф | |||
Электропривод постоянного тока с преобразователем на транзисторах и тиристорах: Сб | |||
статей/Под ред | |||
В.А.Бейнаровича | |||
Изд-во Томского университета, 1981, с | |||
Зубчатое колесо со сменным зубчатым ободом | 1922 |
|
SU43A1 |
Реверсивный электропривод постоянного тока | 1982 |
|
SU1046885A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1987-10-15—Публикация
1986-02-17—Подача