Роторный топливный насос Советский патент 1987 года по МПК F02M41/00 

Описание патента на изобретение SU1346842A1

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно к двига- телестроению, а именно к топливо- вспрыскивающей аппаратуре для двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано в роторных топливных насосах высокого давления.

Цель изобретения - упрощение конструкции, снижение габаритов и веса насоса, а также равномерности топли- воподачи.

На фиг.1 изображен насос, продольный разрез общего вида; нафиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг. 3 - насос, фрагмент; на фиг. 4 - то же, другой фрагмент.

Топливный насос содержит корпус 1, внутри которого расположен ротор- распределитель 2, имеющий по меньшей мере два плунжера 3 с толкателями 4, которые через ролики 5 взаимодействуют с профилированными выступами 6 кольцевой кулачковой шайбы 7. В насосё выполнены впускная линия, включаю- 25 мещена в поперечной прорези 27 пос- щая впускную полость 8, впускные 9 ледней. В корпусе 1 напротив подвиж- 10 каналы.

и наполнительные 1U каналы, и нагне-- тательная линия, включающая распределительный канал 11 и нагнетательный канал 12 с .разгрузочными клапанами зо 13. Профилированные выступы 6 кольцевой кулачковой шайбы 7 имеют участки нагнетания 14, выстоя 15 и впуска 16, взаимодействующие с роликами 5 толкателей 4.

В кольцевой кулачковой шайбе на участках выстоя и впуска выполнены дуговые прорези 17. Насос снабжен устройством дозирования топлива на линии впуска, выполненным в виде сег- 40 ментов 18 с профилированной внутренней поверхностью 19, размещенных в дуговьк прорезях 17, и поворотной втулки 20, размещенной снаружи коль

35

ного сегмента предусмотрено окно 29, закрьтаемое крьшжой 30.

Насос работает следукщим образом.

При вращении рЪтора-распределите- ля 2 в период выполнения его плунжерами 3 всасывающего хода ролики 5 толкателей 4 находятся на участке 16 впуска профил профилированного выступа 6 кольцевой кулачковой шайбы 7 . В это время межплунжерное пространство (МП) насоса через впуск ной 9 и наполнительные 10 каналы, вьшолненные соответственно в корпусе 1 и роторе-распределителе 2,сообщается с впускной полостью 8, постоянно сообщенной с нагнетательной линией питающего насоса (не показан) Количество каналов 9 и 10 соответстцевой кулачковой шайбы 7, причем сег- числу цилиндров, двигателя.Под

менты 18 связаны с поворотной втулкой 20 с возможностью перемещения последней по дуге относительно кольцевой кулачковой шайбы 7. Устройство дозирования топлива на линии впуска снабжено механизмом привода, который выполнен в виде реечно-червячной передачи и зубчатого венца 21, размещенного на наружной поверхности поворотной втулки 20, Реечно-червячная передача coetoя из зубчатой рейки 22, связанной с регулятором (не показан), и червяка, шестерни 23,- причем шестерня сопряжена с зубчатой

50

55

давлением Р питания топливо заполняет МП насоса, раздвигая плунжеры 3 с толкателями 4 и роликами 5. Количество топлива, поступившего в МП насоса, определяется в начальный период заполнения упором роликов 5 в рабочие профилированные внутренние поверхности 19 сегментов 18, размещенных на участках 16 впуска выступов 6 кольцевой кулачковой шайбы 7. Рабочие профилированные поверхности 19 сегменфов 13 на начальном участке (по направлению вращения ротора-расп ределителя 2) копируют как по форме.

5

0

рейкой 22, а червяк - с зубчатым венцом 21. Насос также имеет устройство для регулирования угла опережения подачи топлива, состоящее из подпружиненного силового поршня 24, соединенного с кольцевой кулачковой шайбой 7 насоса посредствой фигурного винта 25.

Для выполнения регулировок равномерности топливоподачи по меньшей мере один из сегментов 18 выполнен с возможностью самостоятельного перемещения относительно кольцевой кулачковой шайбы 7 и снабжен механизмом регулирования его углового положения, который выполнен в виде наружного скоса 26 на сегменте 18, поперечной прорези 27 на поворотной втулке 20, упорного регулирующего винта 28, установленного в поворотной втулке 20 и сопряженного со скосом 26 сегмента 18. При этом связь сегмента 18 с поворотной втулкой разещена в поперечной прорези 27 пос- едней. В корпусе 1 напротив подвиж-

ного сегмента предусмотрено окно 29, закрьтаемое крьшжой 30.

Насос работает следукщим образом.

При вращении рЪтора-распределите- я 2 в период выполнения его плунжерами 3 всасывающего хода ролики 5 толкателей 4 находятся на участке 16 впуска профил профилированного выступа 6 кольцевой кулачковой шайбы 7 . В это время межплунжерное пространство (МП) насоса через впускной 9 и наполнительные 10 каналы, вьшолненные соответственно в корпусе 1 и роторе-распределителе 2,сооб. щается с впускной полостью 8, постоянно сообщенной с нагнетательной линией питающего насоса (не показан). Количество каналов 9 и 10 соответст45 ® числу цилиндров, двигателя.Под

50

55

давлением Р питания топливо заполняет МП насоса, раздвигая плунжеры 3 с толкателями 4 и роликами 5. Количество топлива, поступившего в МП насоса, определяется в начальный период заполнения упором роликов 5 в рабочие профилированные внутренние поверхности 19 сегментов 18, размещенных на участках 16 впуска выступов 6 кольцевой кулачковой шайбы 7. Рабочие профилированные поверхности 19 сегменфов 13 на начальном участке (по направлению вращения ротора-распределителя 2) копируют как по форме.

3

так и по высоте участок 15 выстоя профилированного выступа 6 кулачковой шайбы 7, который выполняется обычно концентрическим. Конечный участок сегмента 18 отличается от профиля общепринятого участка 16 впуска более плавным уменьшением высоты профиля.

Перемещаясь по рабочей поверхности сегмента 18, ролики 5 толкателей 4 скатываются с последних при дальнейшем вращении ротора и под действием давления топлива в МП насоса и центробежной силы выталкиваются-на упор в профиль участка 16 впуска кулачковой шайбы.

Поскольку заполнение топливом МП насоса происходит сразу через несколько наполнительных каналов 10 ротора 2, например четыре для четырех- циклового насоса, и под избыточным давлением питания, увеличивающегося с ростом частоты вращения приводного вала насоса, то топливо заполняет МП насоса полностью и не содержит пузырьков воздуха.

При дальнейшем вращении ротора- распределителя 2 каналы 9 и 10 перекрываются, ролики 5 толкателей 4 выходят на участок 14 нагнетания профиля выступа 6 кулачковой шайбы 7, Перемещаясь при контакте с этим участком в направлении к оси вращения ротора, толкатели 4 перемещают в этом направлении и плунжеры 3, которые, в свою очередь, проталкивают топливо через распределительный канал 11 высокого давления и разгрузочные клапаны 13 к форсунке насоса.

При Э.ТОМ из МП насоса в рабочую камеру двигателя впрыскивается полностью весь объем топлива, поступивший в МП насоса при фазе впуска насоса. Впрыск топлива заканчивается с переходом роликов 5 на участок разгрузки выступа кулачковой шайбы. После разгрузки следует период 15 выстоя, когда ролик катится, не перемещаясь в радиальном направлении по концентрическому участку выступа.Возможно применение кулачковой шайбы и без участка разгрузки.

Регулировка цикловой подачи топлива насосом в зависимости от скоростного режима и регулировка номинальной подачи топлива осуществляется изменением положения зубчатой рейки 22 исполнительного органа регуля46842, 4

тора. Перемещаясь, рейка 22 посредством червяка-шестерни 23 поворачивает поворотную втулку 20. При этом рейка 22 входит в зацепление своими зубьями с шестерней, а поворотная втулка 20 - с червяком. Применение червяка- шестерни 23 на связи между рейкой 22 исполнительного органа регулятора Q и поворотной втулкой 20 позволяет

расположить рейку 22 вдоль оси насо- са и тем самым увеличить возможность ее перемещения. Кроме того, такая связь позволяет устранить передачу lg возможных толчков со стороны сегмен- тов 18 .во время их контакта с роли- .ками 5 на исполнительный орган регулятора (червячная передача может выполняться самотормозящейся), 2Q Надетая свободно на кулачковую шайбу 7, сцентрированную в корпусе 1 насоса, поворотная втулка 20, поворачиваясь относительно кулачковой шайбы 7, меняет положение сегментов 18 25.относительно выступов кулачковой шай- . бы 7. Перемещаясь в прорезях 17 кулачковой шайбы 7, например, в направлении стрелки, профилированные сегменты 8 заполняют собой постепенно 2Q участок 16 впуска кулачковой шайбы 7, переходящий на участок 14 нагнетания, и уменьшают тем самым ход плунжеров 3 насоса (через уменьшение перемещения толкателей 4 с роликами 5) при фазе впуска. Поскольку данный насос предполагает полное заполнение ТОПЛИВОМ МП насоса, то уменьшение хода его плунжеров 3 на фазе впуска вызывает уменьшение впускаемого топ- д0 лива и, следовательно, уменьшение цикловой подачи насосом. Крайнее левое положение С профилированного- сегмента 18 соответствует максимальному перемещению-в радиальном направлении g роликов 5 толкателей и плунжеров 3 насоса. При максимальном перемещении в другое крайнее положение В сегмент 18 полностью заполняет собой участок впуска кулачковой шайбы, и ролик 5 gQ толкателя насоса после осуществления плунжерами насоса разгрузочного хода катится по концентрической поверхности, состоящей из участка выстоя выступа -кулачковой шайбы и на- gg чального участка сегмента 18, При этом на фазе впуска какое-либо перемещение ролика 6 в радиальном направлении отсутствует. Отсутствует, следовательно, и возможность перемещеия плунжеров насоса на фазе впуска, то свидетельствует об отсутствии по-- ачи топлива насосом (нулевая подаа) .5

В этом положении сегментов 18 лунжеры 3 насоса при наличии кулачовой шайбы, не предусматривающей разгрузочный ход плунжеров, не переещаются в радиальном направлении, IQ Если кулачковая-шайба насоса предус- матривает раэгруз очный ход плунжеров, что позволяет получить более резкое окончание впрыска и более качественно р азгрузить нагнетатель ные каналы g высокого давления насоса от остаточного давления, то в этом случае плунжеры 3 насоса совершают небольшие возвратно-поступательные перемещения в радиальном направлении, вызывающие 2о лишь компенсационныеперемещения разгрузочных клапанов 13 насоса (компенсация перемещения этих клапанов, обусловленная необходимостью выполнения плунжерами насоса разгрузочно- 25 го хода).

Конструкция насоса предусматривает также регулировку равномерности топливоподачи насосом. Для этого по меньшей мере один из сегментов 18 на- зо управления

35

coca снабжен наружным скосом 26, выполненным на его наружной поверхности, а поворотная втулка 20 в районе расположения этого сегмента снабжена упорным регулировочным винтом 28 и поперечной прорезью 27,-в которой размещена связь сегмента 18 с поворотной втулкой 20, отличная от других наличием цилиндрической головки.

Ослабив связь, регулировочным винтом 28 можно перемещать сегмент 18, .уменьшая или увеличивая ход ролика толкателя 4, а следовательно, и плунжера 3 насоса, регулируя тем самым цикловую подачу топлива при последую- . мом привода, щем впрыске..2. Насос по п

Конструкция насоса предусматривает также возможность применения устройства для регулировки, угла начала подачи топлива. Такое устройство моПредлагаемая к ва для управления воляет уменьшить вес, а устранение лей между толкате ковой шайбой позв номерность топлив срок службы насос

Формула и

1, Роторный то кого давления для него сгорания, со мещенный в корпус вращения ротор-ра щий по меньшей ме толкателями, впус ные линии, устано ру-распределителю вую шайбу, внутре торой имеет профи с участками нагне впуска,- взаимодей лями плунжеров ро ля, и устройство на линии впуска,, мом привода, связ

отл тем, что, с целью

40

рукцйи, снижения устройство дозиро нии впуска выполн прорезей в кольц бе на участках вы ментов с профилир поверхностью, ра прорезях с возмож го перемещения и толкателями плунж втулки, размещенн вой шайбы, жестк тами и взаимодей

50

щ и и с я тем, ч выполнен в виде редачи и зубчато го на наружной п . ной втулки и соп ком реечно-червяч

жет состоять например, из подпружиненного поршня 24, управляемого давлением топлива, связанного посредством фигурного винта 25 -с кулачковой шайбой 7 насоса. В этом случае в поворотной втулке 20 в нижней ее части предусмотрен вырез для возможного перемещения кулачковой шайбы 7 относительно поворотной втулки 20.

управления

Предлагаемая конструкция устройства для управления топливоподачей позволяет уменьшить длину насоса и его вес, а устранение промежуточных деталей между толкателями насоса и кулачковой шайбой позволяет улучшить равномерность топливоподачи и -продлить срок службы насоса..

Формула изобретения

1, Роторный топливный насос высокого давления для двигателя .внутреннего сгорания, содержащий корпус,размещенный в корпусе с возможностью вращения ротор-распределитель, имеющий по меньшей мере два плунжера с толкателями, впускную и нагнетательные линии, установленную соосно ротору-распределителю кольцевую кулачковую шайбу, внутренняя поверхность которой имеет профилированные выступы с участками нагнетания, выстоя и впуска,- взаимодействующие с толкателями плунжеров ротора-распределителя, и устройство дозирования топлива на линии впуска,, снабженное механизмом привода, связанного с органом

отличающийся тем, что, с целью упрощения конст35

. мом привода, 2. Насос по п

40

рукцйи, снижения габаритов и массы, устройство дозирования топлива на линии впуска выполнено в виде дуговых прорезей в кольцевой кулачковой шайбе на участках выстоя и впуска, сегментов с профилированной внутренней поверхностью, размещенных в дуговых прорезях с возможностью их совместного перемещения и взаимодействия с толкателями плунжеров, и поворотной втулки, размещенной снаружи кулачковой шайбы, жестко связанной с сегментами и взаимодействующей с механизом привода, 2. Насос по п

1, отл-ичаюи и с я тем, что механизм привода выполнен в виде реечно-червячной передачи и зубчатого венца, размещенного на наружной поверхности поворот- ной втулки и сопряженного .с червяком реечно-червячной передачи

3. Насос по пп, 1 и 2, о т л и - чающийся тем, что, с целью улучшения равномерности топливопода- чн, по меньшей мере один из сегментов устройства дозирования топлива на линии впуска выполнен с возможностью перемещения по дуге относительно кольцевой кулачковой шайбы и снабжен механизмом регулирования его углового положения,

А, Насос по п.З, отл и ч а ю - щ и и с я тем, что механизм регулирования углового положения сегмента вьтолнен в виде наружного скоса на

13468428

сегменте, упорного регулирующего винта, установленного в поворотной втулке и сопряженного со скосом сегмента, и поперечной прорези на поворотной втулке, в которой расположена жесткая связь сегмента с последней.

м

н

V///////7///////A I

П

гч

.1

Похожие патенты SU1346842A1

название год авторы номер документа
Насосное устройство 1979
  • Коллин Питер Бротерстоун
SU1083924A3
Устройство для впрыска топлива в двигатель внутреннего сгорания 1986
  • Шукшин Николай Павлович
SU1537876A1
Топливный насос распределительного типа 1980
  • Поляков Моисей Лазаревич
  • Шабадаш Борис Израйльевич
  • Воротило Иван Павлович
  • Маркович Эдуард Израилович
SU928060A1
ТОПЛИВНЫЙ НАСОС 1968
  • В. Г. Кислов, Э. И. Кошман, В. В. Филиппов, А. П. Оторкин,
  • В. Г. Боровик, В. А. Моськин, А. В. Чевтаев, П. И. Андрусенко, К. Е. Долганов, Б. М. Белоградский, Е. С. Обвинцев А. С. Туманова
SU213459A1
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ РОТОРНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ НАСОС 1969
  • Б. Н. Файнлейб
  • Вигель Центральный Научно Исследовательский Конструкторский Институт Топливной Аппаратуры Автотракторных Стационарных Двигателей
SU234052A1
РОТОРНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ НАСОС 1965
  • М. С. Долганов, Г. Г. Мил Ев, А. Г. Котов, В. В. Филиппов, Н. Г. Гуськов Э. И. Кошман
  • Ногинский Завод Топливной Аппаратуры
SU177228A1
В. Г. КИСЛОЕ, В. Г. Кудрявцев, Э. И. Кошман, А. П. Оторкин, В. Филиппов, Е. С. Обвинцев, М. С. Долганов, Б. М. Белоградский, Ю. С. Учайкин и К. Е. ДолгановНогинский завод топливной аппаратуры имени 50-летия Октября 1972
SU356374A1
МНОГОПЛУНЖЕРНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ НАСОС ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО ГОРЕНИЯ 1930
  • Шевело А.И.
SU21589A1
ТОПЛИВНЫЙ НАСОС 1972
  • П. И. Андрусенко, К. Е. Долганов, А. И. Ковалев, Н. П. Шукшин, П. И. Березовский, И. Дмитриенко, Ю. Гутаревич, В. Г. Кислов, Э. И. Кошман, А. В. Чевтаев, В. В. Филиппов, М. С. Долганов, Д. И. Просн Ков А. П. Бахарев
SU333283A1
Механизм опережения впрыска роторного топливного насоса 1983
  • Шукшин Николай Павлович
  • Говорун Анатолий Григорьевич
SU1255727A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 346 842 A1

Реферат патента 1987 года Роторный топливный насос

Изобретение относится к двигате- лестроению и позволяет упростить конструкцию, снизить габариты и массу насоса, а также улучшить равномерность топливоподачи, В кольцевой кулачковой шайбе (КШ) 7 на участках выстоя и впуска выполнены дуговые прорези. Устройство дозирования топлива на линии впуска выполнено в виде сегментов (С) 18 с профилированной внутренней поверхностью, размещенных в дуговых прорезях, и поворотной . 22 25, 2(7втулки (ПВ) 20, размещенной снаружи КШ 7, С 18 связаны с ПВ 20 с возможностью перемещения последней по дуге относительно КШ 7. Устройство дозирования снабжено механизмом привода. Последний выполнен в виде реечно- червячной, перед ачи и зубчатого венца 21, размещенного на наружной поверхности ПВ 20 и сопряженного с червяком реечно-червячной передачи. Для регулировки равномерности топливоподачи по меньшей мере один из С I8 имеет наружный скос 26, а ПВ 20 в зоне расположения этого С 18 снабжена упорным регулировочным винтом 28 и поперечной прорезью 27. В последней размещена связь С 18 с ПВ 20, Ослабив связь винтом 28, можно перемещать С 18, уменьшая или увеличивая ход толкателя 4, а следовательно, и плунжера 3 насоса, регулируя тем самым цикловую подачу топлива при пос- . дедующем впрыске. 3 зп. ф-лы, 4 ил. 23 V § (Л СА: 4 05 00 Фи1г 25

Формула изобретения SU 1 346 842 A1

20

Фиг.З

28

ФигЛ

20

Редактор А.Ворович

Составитель В.Долгов Техред А.. Кравчук

Заказ 5108/35 Тираж 503Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий 113035, Москва, ЗК-35, Раушская наб,, д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4

Корректор И.Муска

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1346842A1

СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ И УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ РЫБОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА 1995
  • Мухина Л.Б.
  • Рыбошлыков А.Г.
  • Коготков С.М.
  • Баймаганбетова Г.С.
RU2094412C1

SU 1 346 842 A1

Авторы

Шукшин Николай Павлович

Говорун Анатолий Григорьевич

Даты

1987-10-23Публикация

1985-11-26Подача