Изобретение относится к машиностроению и предназначено для реализации на агрегатах, имеющих циркуляционную систему смазки, преимущественно на двигателях внутреннего сгорания (две) для стабилизации свойртв масел и восстановления износа трущихся поверхностей деталей механизмов.
Цель изобретения - улучшение про- тивоизносных свойств масла в процессе работы путем получения в масляной системе модификаторов трения на алюминиевой основе и алитирования поверхностей трения деталей.
Способ заключается в том, что многократно пропускают циркуляцион- ное масло через щелочной реагент (на основе гидроокиси натрия с двуокисью олова), содержащий 15-50% от объема щелочного реагента наполнителя в виде алюминиевых гранул или колец, и фильтр - дозатор йода, В результате химического взаимодействия продуктов циркулирующе го масла, гидроксида натрия и алюминиевого наполнителя, находящегося в прямом контакте с гид- роксидом натрия, алюминий растворяется, образуя в масляной системе модификаторы трения в виде мельчайших частиц.
Пример 1, Для определения эффективности способа в части стабилизации масла проводят сравнительные испытания с использованием базового моторного масла ДС-11 (МРТУ 38-1- -220-69)5 вязкость которого составляет 1 1,±0,5 сСт, щелочность отсутствует.
Для испытания берут одинаковые объемы базового масла (750 мл) и обрабатывают их плавом NaOH SnOj в массовом соотношении 1:0,3 (одна часть натрия) с различным процентным содержанием, алюминиевого наполнителя в виде колец диаметром 7 мм, длиной 7 мм, а также композициями: плавом Na01f-SnO,j без алюминия и сплавом Ka-Sn, Обработку проводят при 170 С в металлическом реакторе при подаче воздуха 60 л/ч, затем после выгрузки определяют вязкость в стеклянном вискозиметре ВПЖ-4 при 100 С и щелочное число (мг КОН на 1 г масла) полученных масел.
После этого берут пробы обработанного масла и подвергают специальному oкиcлeнvIЮ в металлической установке в присутствии иода при 170 С,
подаче воздуха 60 л/ч, интенсивном перемешивании (2800 об/мин мешалки) в течение 6 ч. После окисления также
определяют вязкость и щелочное число.
Изменение щелочных чисел и вязкость масел, обработанных по предлагаемому и известным -способам, приведены в табл.1.
Из данных табл.1 видно, что использование плава NaOH-SnO с алюминием вместо плава без алюминия и сплава Na-Sn обеспечивает лучпше физико-химические свойства.масла, Падение щелочного числа масел после окисления по предлагаемому способу меньше, чем по известному, а абсолютные значения этого показателя больше, что позволяет увеличить срок
работы масла.
Наблюдается также уменьшение вязкости масел, обработанных плавом NaOH,SnOi алюминием, а по извест- ным способам вязкость увеличивается
или уменьшается незначительно.
Для определения эффективности восстановления трущихся поверхностей деталей механизма в процессе работы в пробах масла, обработанных в реакторе плавом NaOH-SnOa, с алюминием, плавом NaOH-SnOj без алюминия и сплавом Na-Sn, определяют концентрацию . металлов в г/т спектральным анализом на приборе МФС-3. Затем масло
подвергают испытанию на машине трения МИ-1 и определяют суммарный износ пары трения чугун-чугун массовым анализом. Испытания ведут в течение 6 ч.
Затем пробы масла центрифугируют на центрифуге с 10000 об/мин, вновь определяют концентрацию металлов в масле в г/т спектральным анализом и вновь подвергают испытанию на машине трения МИ-1 с целью определения суммарного износа пары трения чугун- чугун.
Результаты испытаний приведены в табл.2„
Пример2, Для определения эффективности способа в части склонности масла, обработанного по предлагаемому и по известным способам, к нагаро-лак образованию в деталях
проводят испытания на дизеле Д-21А,
Способ заключается в том, что дополнительно повышают температуру цикла дизеля путем увеличения тепловых потоков в уплотнительную зону
поршневых колец и поршня за счет дополнительной подачи топлива (в условиях недостатка кислорода) на такте расширения. Впрыск топлива производят тремя частями через рабочую форсунку, причем две последние впрыскивают на такте расширения. Это позволяет повысить температуру поршня до 275-290 С и температуру масла до 110-120 С, что способствует интенсификации процесса нагарообразования на днище и огневой поверхности головки цилиндра.
Предлагаемый способ позволяет оценить термостабильность и склонность масла к нагаро-лакообразованию в реальных условиях работы дизеля.
При испытаниях применяют дизельное топливо по ГОСТ 305-82 и моторное масло М- ЮВ. по ГОСТ 1237-84. В масляную.систему заливают 7 л масла. Продолжительность этапа 8,5, ч. .
Результаты сравнительных испытаний на дизеле Д-21А по предлагаемому и известным способам приведены в табл.3.
Из данных табл.3 видно, что по предлагаемому способу толщина и масса нагара .на поршне и крьшпсе цилиндра меньше, чем аналогичные показатели при испытании по известным способам. Структура нагара при испытании по предлагаемому спосо бу мягкая М, в то время как при испытании по известным способам нагар имеет твердую структуру 2Т и Т, что сильно влияет на износы деталей трения.
Формула изобретения
15
Способ стабилизации моторного масла путем последовательного пропускания масла через щелочной.реагент, содержащий плав гидроксида натрия и
двуокись олова, и фильтр-дозатор йода, отличающийся тем, что, с целью улучшения противоизносньпс свойств масла, щелочной реагент используют совместно с алюминиевым наполнителем, взятым в количестве 15- 50% от обьема щелочного реагента.
го
Сч|
1Л
г- Т -
ш о
-Г
ON О
го
о ст
-
со
s
- о
г
40
ш ел
г-о
О У
гСГ
О VO
чО
г
vO
1Л 3
УЭ
О
чО
и-1
+
го
6-S CN + го
: +
П I N
td мО
е оfi
с ч)со
- иI
) о
m
1Л
00
г TV и-1
см о
о
- о . -- со
схэ CNСО
О 0
оГ.
г-CV1
ст. о
се
го
ср. о
- ю
СМ
О-.
о
го
чО
СМ
со
|
4fа CJ1
Г--то -IT)Г
-
чО
го
СГ1
о см
4D
ГО
о о
U-I О
.
« к
л
га--V
сес
с;со
и(в
s f
s.о
к с Е-SСП
Uи I
ЩП)ED
mt;О
СПил
Показатель
Предлагаемый с плавом NaOH-SnOj (1:0,3)+А1(25%)
Толщина нагара
на поршне, мкм
Масса нагара на
поршне,, г
Твердость нагара
на поршне
Толщина нагара на крьшке цилиндра, мкм
Масса нагара на
крьшке цилиндра, г
Твердость нагара
на крышке цилиндра
Составитель Л.Иванова Редактор Н.Киштулинец Техред Л. Сердюкова Корректор Г.Решетник
Заказ 5541/23Тираж 463 Подписное
ВНИИДИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул,Проектная, 4
TaблицaJ
Способ
190
80
105
0,27
0,11
0,21
2Т
ТМ
210
100
190
0,24
,0,09
0,18
ТМ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ, СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ СВОЙСТВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ И/ИЛИ ОПТИМИЗАЦИИ ТРИБОХИМИЧЕСКОГО РЕЖИМА В МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1998 |
|
RU2146279C1 |
Способ стабилизации моторного масла | 1982 |
|
SU1177341A1 |
СПОСОБ НЕЧАЕВА Е.П. ПО ЛЕГИРОВАНИЮ ДЕТАЛЕЙ ТРЕНИЯ И СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ МЕХАНИЗМА | 1996 |
|
RU2109146C1 |
ЩЕЛОЧНОЙ РЕАГЕНТ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ МОТОРНОГО МАСЛА | 1992 |
|
RU2034906C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЩЕЛОЧНОГО РЕАГЕНТА ДЛЯ РЕГЕНЕРАЦИИ СМАЗОЧНОГО МАСЛА | 1994 |
|
RU2140463C1 |
Способ стабилизации моторного масла | 1980 |
|
SU975783A1 |
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ СВОЙСТВ МАСЛА В СИСТЕМЕ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1994 |
|
RU2092699C1 |
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1989 |
|
RU2023003C1 |
СПОСОБ ГРАФИТИЗАЦИИ МОТОРНОГО МАСЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2072053C1 |
ПАКЕТ ПРИСАДОК К МОТОРНЫМ МАСЛАМ ДЛЯ ВЫСОКОФОРСИРОВАННЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И МОТОРНОЕ МАСЛО, ЕГО СОДЕРЖАЩЕЕ | 2000 |
|
RU2223303C2 |
Изобретение относится к смазочным составам, в частности к стабилизации моторного масла (ММ). Цель изобретения - улучшение противоизнос- ных свойств ММ. Стабилизацию последнего ведут пу.тем последовательного пропускания его через щелочной реагент (ЩР). Последний содержит плав гидроксида Na и двуокись олова и фильтр - дозатор йода. П(Р используют совместно с алюминиевым аполнителем, взятым в количестве 15-50% of объема ЩР. Испытания показывают, что по предлагаемому способу т/ г щина и масса нагара на поршне и крьшке цилиндра меньше, чем по известному способу. Структура нагара мягкая М. 3 табл. Q S (Л со ел со а 00
СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ СМАЗОЧНЫХ СВОЙСТВ МИНЕРАЛЬНОГО МАСЛА | 0 |
|
SU266501A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ СМАЗОЧНОГО МАСЛА | 0 |
|
SU353054A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Способ стабилизации моторного масла | 1982 |
|
SU1177341A1 |
Ручной прибор для загибания кромок листового металла | 1921 |
|
SU175A1 |
Авторы
Даты
1987-11-15—Публикация
1986-02-03—Подача