1
Изобретение относится к техническим средствам обучения, в частности к тренажерам операторов систем управления .
Известен тренажер, предназначенный для обучения на пишущей машинке и содержащий клавиатуру, которая подключена к счетчику отработанных знаков и к схеме сравнения, связанной со схемой совпадения, подключен.ной к счетчикам ошибок D 1.
Наиболее близким к пригдлагаемому является устройство, содержащее кла- . виатуру, соединенную с шифратором, соединенным с первым входом регистра клавиатуры, первый выход которого соединен с первым входом буферной памяти вводимой информации, первый выход которого соединен с первым входом регистра вводимой информации, первый выход которого соединен с первым входом генератора знаков, соединенного через видеоусилитель с электроннолучевой трубкой, соединенной с
фиксирующей и отклоняющей системами, первый вход которой соединен через узел знаковой разверткь со вторым выходом генератора знаков, а второй вход - через узел координатной развертки с первым выходом узла синхро низации и выделения адреса индикато-i ра, второй выход которого соединен со вторым входом генератора.знаков, третий выход - со вторьм входом.бу10ферной памяти вводимой информации, четвертый выход - со вторым входом регистра клавиатуры,первый вход - со выходом регистра клавиатуры,второй вход - со вторым выходом регистра
«5 вводимой информации 2.
Известное устройство не позволяет реализ.ировать основные дидактические принципы обучения: управление и ак20тивный контроль за процессо обучения; автоматический контроль и оценку деятельности оператора в процессе обучения и тренировки. 3 Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера и реализации основных дидактических принципов обучения. Поставленная цель достигается тем что, в тренажер, содержащий последовательно соединенные блок ввода ответных действий оператора, шифратор .первый регистр,первый блок памяти,вт рой регистр генератор видеоусилитель и блок отображения учебной информации, первый формирователь импульсов развертки и последовательно включенные первый формирователь импульсов синхронизации, второй формирователь импульсов развертки и формирователь управляющих импульсов, выход которого непосредственно соединен со вторым входом блока отображения учебной информации,а. второй вход - через перв формирователь импульсов развертки со вторым выходом генератора, первый вход и второй выход первого формирователя импульсов синхронизации подключены соответственно ко вторым выходу и входу первого регистра, второй вход - ко второму выходу в.торого регистра, а третий и четвертый выходы - ко вторьЕ- входам генератора и первого блока памяти соответственно, введены два счетчика и посбхедовательно включенные второй блок памяти, третий регистр, блок сравнения и второй формирователь импульсов синхронизации, выход которого соединен с первым входом второго блока памяти, второй вход которого подключен ко второму выходу первого блока памяти, второй вход блока сравнения соединен с третьим выходом второго регистра, а второй выход - со входом одного из счетчиков, вход другого счетчика подключен к третьему выходу первого регистра. На чертеже представлена структурная схема тренажера. Тренажер вкл очает блок 1 ввода ответных действий оператора, шифратор 2, регистр 3, блок 4 памяти вводимой информации, регистр 5 ввол ДИМОЙ информации, генератор 6 знаков , видеоусилитель 7-, блок 8 отобра жения учебной информации, фиксирующую и отклоняющую систему, выполненную в виде формирователя 9 управляюг щих импульсов, формирователи 10 и И импульсов развертки,, формирователь 12импульсов синхронизации, счетчик 13отработанных знаков, счетчик 14 2 ошибок, блок 15 памяти контрольной информации, регистр 16 контрольной информации, блок 17 сравнения, формирователь 18 импульсов синхронизации. Счетчик 13 предназначен для счета суммарного количества введенных знаков. Счетчик 14 предназначен для счета суммарного количества ошибок введенных знаков. Указанные счетчики могут быть вьшолнены, например, в виде регистров для реализации микроопераций счета на элементной базе в виде интегральных бесконтактных логических элементов вычислительной техники. Блок 17 предназначен для выявления на его входах логического отношения (равенства или неравенства) кодов двух знаков. Блок 17 сравнения может быть выполнен, например, в виде устройства комбинационного типа : на элементной базе в виде интегральных бесконтактных логических элементов вычислительной техники. Блок 15 предназанчен для хранения контрольной информации, используемой для ко нтроля деятельности обучаемого формирователь 18 - для выработки сигналов, управляющих синхронной работой блоков 15 и 17. Регистр 16 служит для приема информации из блока 15в последовательном коде и выдачи ее в блок 17 в параллельном коде. Блок 15, формирователь 18 и регистр 16могут быть выполнены по аналогии соответственно с блоком 4, формирователем 12 и регистром известного устройства. Тренажер работает следующим образом. Б режиме работы Наладка контрольная информация вводится обучающим с клавиатуры блока 1, которая через шифратор 2, регистр 3 и блок 4 записывается в блок 15. Спереключением тренажера на другой режим работы информационная связь отсутствует между выходом блока 4 и входом блока 15. В режиме работы Обучение вводимая информация, предъявленная в виде текста (определенная последовательность буквенных, цифровых и графических знаков) или требуемая по алгоритму обучения, вводится обучаемым с клавиатуры блока 1. Потенциальные электрические сигналы клавиатуры в виде унитарного кода, преобразованные в шифраторе 2 в п-разрядный двоичный код, передаются в VI-разрядный двоич5 89
иый оегистр 3 и далее по его первому . выходу в блок 4. Формирователь 12 обеспечивает согласование по времени указанной передачи кода, а также определяет его адрес записи в блоке 4. Одновременно формирователь 12 ствляет подачу сигналов, управляющих временной синхронизацией работы, а также адреса кода знаков в генератор 6, формирователь П развертки, а че рез блок 4 - в регистр 5.
В указанном состоянии формирователя 52 и регистра 5 с помощью электрон нолучевой трубки блока 8 осуществляется отображение вводимой информа1даи на экране в виде знаков,светящихся на темном фоне.Видеоусилитель 7 возбуждает модулирующий электрод электроннолучевой трубки блока 8 и усиливает сигналы засветки луча.Фиксирующая и отклоняющая система формирователя управляют электронным лучом электроннолучевой трубки блока 8,
Формирователь II предназначен для приема сигналов, управляющих длительностью хода луча электроннолучевой трубки блока 8, формирования токов, возбуждающих координатную отклоняю. щую систему.
Формирователь 10 формирует напря-t жение и токи треугольно-трапецеидальной формы для возбуждения знаков отклоняющей системой. Генератор 6 преобразует информацию регистра 5 в текстовую последовательность разрядт ных сигналов, управляющих формирователем 10 и видеоусилителем 7.
Одновременно при ранее рассмотренном вводе текстовой информации обу-i чаемым с клавиатуры блока I, электрические сигналы в виде потенциальных импульсов подаются с регистра 3 на счетчик 13. Одновременно коды знаков подаются с регистра 5 на второй , вход блока 17, а на первый его входкоды знаков из блока 15 через t гистр 16. В случае совпадения кодов, т.е.при правильной отработке обучаемым знака,блок 17 на свой первый выхо .выдает потенциальный сигнал правильной отработки, который поступает на вход формирователя 18, обеспечивающего подачу в блок 17 очередного кода знака в соответствии с заданным им адресом кода в блоке 15. При не-: правильной отработке знака обучаемым с выхода несовпадения блока 17 потенциальные импульсы поступают на вход счетчика 14.
6
Такиг образом, после отработки обучаемым учебного задания в тренажере отображается информация о кегчестве работы обучаемого через следующие учебные параметры: введенная информация - на электроннолучевой трубкеблока 8,- суммарное значение введенных знаков - на счетчик 13, суммарное значение ошибочно введенных знаков - на счетчике 14.
Подготовка тренажера к выполнению очередного задания осуществляется обучаемым с использованием внутренней команды. Указанная команда вырабатывается с помощью соответствующего органа управления на пульте блока 1. Вся текущая информация в процессе выполнения рассмотренного этапа обучения, записанная в буферную память блока 4, формирователи 12 и 18 и счетчики 13 и 14, стирается.
Использование предлагаемого тренжера в практике обучения позволит повысить эффективность и качество подготовки операторов, а также значительно снизить затраты машинного времени цифровых электронных вычислительных машин по их основному назначению и в учебных целях.
Формула изобретения
Тренажер оператора диалоговых систем, содержащий последовательно соединенные блок ввода ответных действий оператора, пшбратор, первый регистр, первый блок памяти, второй регистр, генератор, видеоусилитель и блок отображения учебной информации, первьш формирователь импульсов развертки и последовательно включен ные первый формирователь импульсов синхронизации,второй формирователь JKM пульснов развертки и формирователь управляющих импульсов,выход которого непосредственно соединен со вторым входом блока отображения учебной информации, а второй вход - через первый формирователь импульсов развертки со вторым выходом генератора, первьв вход и второй выход первого формирователя импульсов синхронизации подключены соответственно ко вторым выходу и входу первого регистра, второй вход - тсо вто- ipOMy .выходу второго регистра, а третий и четвертый выходы - ко вторым
входам генератора и первого блока памяти соответственно, отличающийся тем, что , с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введены два счетчика и последовательно включенные второй блок памяти, третий регистр, блок сравнения и второй формирователь импульсов синхронизации, выход которого соединен с первым входом второго блогка памяти, второй вход которого подключен ко второму выходу первого блока памяти, второй вход блока срав
966628
нения соединен с третьим выходом второго регистра, а второй выход со входом одного из счетчиков, вход другого счетчика подключен к третьему выходу первого регистра.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 238912, кл. G 09 В 13/00, 1962. 10 2. Сулим М. К. Аналоговые устройства отображения на электронных лучевых трубках. М., Статистика, 1977, с. 51 (прототип);
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер радиотелеграфиста | 1979 |
|
SU824270A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1986 |
|
SU1336087A1 |
Обучающее устройство | 1981 |
|
SU1015414A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1981 |
|
SU1012321A1 |
Обучающее устройство | 1980 |
|
SU983737A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ | 1991 |
|
RU2020538C1 |
Тренажер радиооператоров | 1984 |
|
SU1280429A2 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1983 |
|
SU1111194A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1984 |
|
SU1354233A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОПЕРАТОРА | 1991 |
|
RU2024067C1 |
Авторы
Даты
1982-01-07—Публикация
1980-04-28—Подача