Изобретение относится к прокатному производству, в частности к конструкции прокатных станов, и наиболее эффективно может быть использовано при производстве горячекатаных и холоднокатаных полос и листов.
Целью изобретения является повы- шйняе производительности за счет увеличения скорости задачи металла в клеть путем уменьшения взаимного смещения верхнегс и нижнего рабочих валков вдоль оси прокатки и снижения изгиба переднего конца раската при одновременном повь шении долговечности элементов приводов за счет снижения динамических нагрузок.
На фиг о 1 приведена схема прокатного стака с горизонтальной рабочей клетью, в которой только одна из трансмиссий содержит зубчатую передачу; на фиг. 2 - схема сил, дейст- вую;цих на валковые системы; на фиг, 3 схема сил, действующих на рабочие и опорные валки в четырех- валковой рабочей клети.
Прокатный стан включает горизон-, гальи-;ло рабочую клеть, содержащую верхглою 1 и нижнюю 2 валковые системы с вер хиим 3 и нижним 4 рабочими вал- :;:ами.1 каждый -из которых имеет индивидуальный привод 5 и 6. Последние содер:кат электродвигатели 7 и 8 и трансмиссии, одна из которых включает зубчатую передачу 9 и соединительные палы 10 и 11 а другая - соединительный вал 12 Валы 10 и 11 осуществляют передачу вращения от электродви- гятеля 3 к рабочему валку 4, а вал 12
валка 3 на величину 1 и валка 4 н величину 1 . Параллельно оси прока ки на валки действуют усилия Т.
Уравнения движения валковых сист записываются следующим образом:
Ii 1 М,,р - М
Пр.1
10
I,, Ср,, М,пр,, - М
пр. 11
где I
1
15
(J - 11
20
,М,„р,,М
М
25
npi
М
inf 11
ПР 11
приведенные к оси вра щения рабочих валков динамические моменты инерции валковых систем 1 и 2 соответст- венно;
угловые ускорения раб чих валков 3 и 4 соот ветственно; моменты сил упругости в соединительных вала 12 и 10;
моменты прокатки соответственно на рабоч валках 3 и 4, равные (фиг. 2)
М
30
Р1, + Тг; М пр„ Тг,
пр
35
где г - радиус рабочего валка, fe условия равновесия полосы действием сил Р и Т получают,
Р (1 - 1,, ) Th
под что
(5
где h - плечо сил Т.
Учитывая, что разность моментов пйрадает вращение от электродвигателя до прокатки на рабочих валках 3 и 4 7 к рабочему валку 3 пропорциональна разности их угловых
В запис};мости от компановки рабочих клетей стана и их приводов зубчатая передача может быть установлена в приводе 5 нижней валковой системы 2 5 (фигс t) или в приводе 5 верхней валскоростей ( и 1/, с учетом зависимостей (3) - (5) получаем выражени
Т (2г + h) k ( If ).
(6
ковок системы 1. В последнем случае привод 5 нижней валковой системы 2 ме содержит зубчатую передачу. Место установки зубчатой передачи не меняет сущности изобретения и работу устройств а, .
При прокатке полос в рабочей клети лрогсатного стана в приводах 5 и 6 РЙООЧИ : йалков формируются моменты сил упругости,а на рабочие .валки 3 и 4 со стороны полосы 13 (фиг. 2) деист- - вуют усилия прокатки, равнодействзпо- щие Р которых смещены от оси вращения
валка 3 на величину 1 и валка 4 на величину 1 . Параллельно оси прокатки на валки действуют усилия Т.
Уравнения движения валковых систем записываются следующим образом:
Ii 1 М,,р - М
Пр.1
I,, Ср,, М,пр,, - М
пр. 11
(1) (2)
где I
1
5
(J - 11
0
,М,„р,,М
М
5
npi
М
inf 11
ПР 11
приведенные к оси вращения рабочих валков динамические моменты инерции валковых систем 1 и 2 соответст- венно;
угловые ускорения рабочих валков 3 и 4 соответственно;моменты сил упругости в соединительных валах-. 12 и 10;
моменты прокатки соответственно на рабочих валках 3 и 4, равные (фиг. 2)
М
Р1, + Тг; М пр„ Тг,
пр
(3) (4)
35
где г - радиус рабочего валка, fe условия равновесия полосы действием сил Р и Т получают,
Р (1 - 1,, ) Th
под что
(5)
скоростей ( и 1/, с учетом зависимостей (3) - (5) получаем выражение
Т (2г + h) k ( If ).
(6)
где
50
k - коэффициент пропорциональности.
Дифференцируя выражение (6) по времени, получаем
, -Г 2
h),
(7)
55
где Т - производная усилия Т по времени t.
Учитывая, что для большинства прокатных станов величины 1 и 1 практически равны, вычитая из выражения (1) выражение (2), с учетом
31
зависимостей (3)-(5) и (7) получаем следующее выражение;
т+Т - См -М ) (8)
I, (2г+Ь). УР -
Начальное условие для уравнения (8) имеет вид при .
Решая уравнение (8), получаем
k -Г (2 Thjir (M.np.-Mvpp..)
- q е o(s.
(9)
Таким образом, в случае неравенства моментов сил упругости , i vup-n полосу и рабочие валки действуют усилия, стремящиеся переместить валковые системы вдоль оси прокатки и изогнуть полосу. Усилия, изгибающие передний конец раската, формируются в начале процесса прокаки полосы валками в относительно короткий промежуток времени.
Внутри этого промежутка моменты сил упругости М
Vnp-1
и М ,,„р,„ могут
быть аппроксимированы функциями
М М
Vnp. 1 Пр.1
М у пр yip 11
где М .np1 I ,
:-jnp
- значения производных по времени величин Мупр, и 11 в МОВеличина М
vnp 1
мент t 0.
t О может быть
принята равной
MVHP I t 0 A-1,
где Д - частота собственных крутильных колебаний привода 5, Гц; А - коэффициент пропорциональности, Н М.
А1 логично в приводе 6, когда амплитуды колебаний моментов сил уп- ругостей во второй форме колебаний существенно меньше амплитуд по первой форме колебаний, можно принять
М
jnp -I
Jt о К,,,
где А, - первая частота собственных крутильных колебаний привода 6, Гц;
1
3608334
А,- коэффициент пропорциональности, Н-м.
Подставляя выражения (10) и (11) g в уравнение (9) с учетом соотношений (12) и (13) получаем t
1 )Se- .dS
10
)
)
(14)
Учитывая, что при , Л, величины А А, из выражения (14) получаем, что в этом случае величина Т близка 15 к нулю и, следовательно, усилия,
изгибающие передний конец раската при прокатке его в рабочей клети, при Л А , минимальны.
Для стана с клетями, валковые сис- 20 темя 1 и 2 которых выполнены в виде двух рабочих и двух опорных валков 3 и 4 и 14 и 15 (фиг. 3), в дополнение к з силиям Т в 9оне контакта опорных и рабочих валков формируются 25 усилия, составляющие которых, парал- . лельные оси прокатки и действующие
на верхние и нижние валки,обозначают через Q, и Q соответственно. Эти силы перемещают и изгибают валковые 30 системы в направлении оси прокатки. Для определения их записывают следующие уравнения движения рабочих и опорных валков:
Ion, 001 Q.R; (15)
IP, Q М,„р, - М„р - (16)
Ion,i )
I p M np,, - M np,,- ,
(18)
)
где I
0(1 1
on 11
45
PI р 11
50
от
ОЛ 11
55
R Примем, что I
ОП 1
оп
р(
I
динамические моменты инерции опорных валков 14 и 15 соответственно;динамические моменты инерции рабочих валков 3 и 4 соответственно;угловые ускорения опорных Ьалков 14 и 15 соответственно;
радиус опорного валка.I
-L on 11
При отсутстри IP
ВИЙ проскальзывания рабочих валков относительно опорных справедливы соотношения
Г
r.i.
(19) (20)
Решив з равнения (15) - .(20) относительно Q и Q ., получаем выражения
Q,
(21)
Q.,
-оп
(22)20
Из выражений (21) и (22) следует, что величины и направления составляющих Q и Q в общем случае не одинаковы и зависят от соотношений моментов сил упругости и моментов про- кдтки, действующих верхний и нижний рабочие валки. В случае неравенства сил Q и Q происходит взаимное
25
30
смещение рабЪчих валков вдоль оси прокатки за счет их перемегдения и изгиба, что приводит к изгибу переднего конца раската. Указанное смещение может быть охарактеризовано разно- : стью Q 1 Q11 , которая из выражений 35 (21), (22), (3), (А), (5) и (9) равна
1
-4i
1При
Т упр.„)е dS). (23)
45
Из выражения (23) следует, что |чем меньше разность моментов сил упругости на верхнем и нижнем рабочих валках, тем меньше влияние сил Q и Q на изгиб переднего конца раската.
Используя соотношения (10) и (11) аналогично (12) - (14) можно показать, что уменьшение разности величин усилий Q 1 - Q , и уменьшение усилия Т, а следовательно, снижение величины изгиба переднего конца полосы может быть достигнуто путем вырав нивания первой частоты крутильных колебаний
336
привода 6 и частоты крутильных баний привода 5 при одновременном уменьшении-амплитуд колебаний моментов сил упругости по второй форме колебаний в приводе 6, трансмиссия которого содержит зубчатую передачу„
Для обеспечения сформулированных условий соединительные валы трансмиссий рабочей клети следует выполнять с крутильными жесткостями, удовлетворяющими заявляемым зависимостям.
Свободные крутильные колебания масс привода 6, трансмиссия которого содержит зубчатую передачу, могут быть описаны уравнениями
,, + 1/„ - ,
21
0;
(24)
V2i-,42/(/2, 25)
б5,(26)
5
где L/ ,
0
5
,1
0
/51 закручивания приведенных к оси вращения рабочего валка 4 масс соответственно валковой системы 2, зубчатой передачи 9 и якоря электродвигателя 8, рад;
ti si вторые производные величин q , 1/:,и соответственно по безразмерному времени
ч
5
„
ticjl, , рад. Квадраты Р первой и q второй безразмерных собственных частот крутильных колебаний указанной системы являются корнями характеристического уравнения
.(,4-.,.,-.. (.п
21
51
Таким образом
psq-|(н li .
02,03,
ф
)).(28)
УН Wji
Д,,(Гц) час- li
Первая ;
11
9з, и вторая
оты свободных крутильных колебаний
масс привода 6 определяются из безразмерных частот по формулам
й„ Pfc/l,, /();
21
q т|с,/1,,/(2).
Для крутильной системы привода 5, трансмиссия которого не содержит зубчатой передачи, уравнения свобод- JO ных колебаний имеют вид
моментах прокатки, характерных для начального периода захвата металла рабочими валками, амплитуды колебаний моментов сил упругости в каждой из форм соотносятся друг с другом приблизительно как величины, обратно пропорциональны,е квадратам собственных частот. Поэтому при
1, 3 -jr 3
(35)
,
,- ,- 0;
0Vj- ,+ Ч ,
- углы закручивания приведенных к оси враще- , ния рабочего валка 3 масс валковой системы 1 20 и якоря электродвигателя 7 соответственно, рад; вторые производные
углов ц и ц соответ- 25 ственно по безразмерному времени i
t Vc/i,.
(Гц) свободных колебаода 5 в соответствии с (31) и (32) определяется
30
) ) 15
, 20
25
30
амплитудь: колебаний моментов сил упругости по первой и второй формах отличаются не менее, чем в три раза, С .учетом демпфирования колебаний в результате внутреннего трения эта разница становится еще больше.
Поскольку близость собственных частот в первой и второй формах колебаний приводит к росту динамических нагрузок, формирующихся в приводе 6 во время переходного процесса при захвате металла валками, выполнение условия (35) обеспечивает снижение этих нагрузок и, следеэвательно, повышение долговечности элементов этого привода.
Подставляя в условие (35) значения и ,2 из соотношений (29) и (30) с учетом выражения (28), получаем:
9,,(1+,J+№2( 1)
и
1
. 2,3,(36)
(33) 35
и II , ..5,
Приравнивая выражения (33) и (29) для частот Л и Д и разрешая полученное равенст во относительно крутильной жесткости С, имеем
С C,F (1 - J-)
ЛЛСГ .-1ГГ
Выполнение последнего соотношения обеспечивает равенство первых частот колебаний приводов.верхней и нижней валковых систем.
При выборе конструктивных парамет- ров привода 6, трансмиссия которого содержит зубчатую передачу, для обеспечения снижения амплитуд колебаний . моментов сил упругости в соединительных валах 10 и U по второй форме колебаний сравнительно с амп- литудами по первой форме учитывается, что при линейно растущих во времени от нуля до установившихся значений
40
45 сп5 °
Таким образом, .получены зависимости (34) и (36), адекватные предлагаемым. Пример. Прокатный стан (фиг. 1) имеет следующие характеристики: динамический момент инерции валковых систем 1 и 2 I I 10 кг-м ; динамический момент инерции зубчатой передачи 912, 3-10 динамический момент инерции якорей электродвигателей 7 и 8 1 5 -10 кг-м2, I 5, 10 крутильные жесткости соединительных валов - вала 10 С, 10 Н-м/рад, вала 11 С .,. 1,5 х X 10 Н-м/рад,.вала 12 С 8,8 х X 10 Н-м/ рад; передаточное отношение зубчатой передачи 9 U 2,5.
Безразмерные динамические моменты инерции масс приводов равны Q 3,0; .631 62,5; 6 66,5; в. 50; е 51.
Безразмерная крутильная жесткость соединительного вала 11 равна (Ws:9,4
Квадрат первой безразмерной частоты собственных крутильных колебани масс привода 6 определяется по форму ле (28) и равен Р 0,90.
Подставляя полученные величины в правую часть соотношения (34), получаем ;i8,8 10 .
Сравнивая результат вычислений со значением С, получаем, что соотношение (34) выполняется.
Подставляя исходные данные в левую, часть соотношения (36), получаем
/. откуда следует, что для предлагаемого прокатного стана соотношение (36) выполняется.
Прокатный стан работает следующим образом о
При захвате металла рабочими валками в их приводах формируются динамические моменты сил упругости, изменение которых во времени носит колебательный характер, причем частота колебания момента в приводе 5 верхнего и первая частота колебаний момента в приводе 6 нижнего рабочих валков одина1совы, а вторая частота в приводе 6 отличается от первой не менее,; чен в 1,7 раза. Последнее обеспечивает эффективное снижение макс1-т -5альных динамических моментов сил упругости в трансмиссии привода при захвате металла и увеличение долговечности элементов привода 6.
В резу,гштате указанного разнесе- -зкя первой и второй частот амплитуды моментов сил упругости по второй форме коле6п шй малы по сравнению с амплитудами по первой форме. Благодаря этому уменьшают:;я усилия, действующие параллельно оси прокатки в зоне контакта полосы и рабочих валков„ Это обеспечивает-уменьшение изгиба переднего конца полосы. Кроме того, .уменьшается взаимное смещение или изгиб верхнего и нилснего рабочих валков, что также приводит к умень- шенню изгиба переднего конца полосы. Снижение изгиба переднего конца поло сы позБолиет увеличить скорость ее задчи в следующую клеть и обеспечивает увеличение производительности прокатного станао
Для прокатного стана, содержащего
четырехвалковую рабочую клеть, дополнительно уменьшается разница между усилиями5 формирующимися в зонах
0
5
контакта рабочих и опорных валков верхней и нижней валковых систем, так как в предлагаемом стане эти усилия, близкие по величине, действуют в одном направлении5 причем смена направления происходит практически одновременно. Это также приводит к уменьшению взаимного смещения рабочих валков вдоль оси прокатки.
В конце прокатки при выходе полосы из рабочей клети имеют место динамические процессы, аналогичные указанным. Следовательно, предлагаемый прокатный стан обеспечивает также 5 уменьшение изгиба заднего конца полосы и, таким образом, в частном случае реверсивного прокатного стана повьш1ение его производительности за счет увеличения скорости задачи металла в клеть.
Использование предлагаемого прокатного стана обеспечивает по сравнению с известными повышение производительности за счет увеличения скорости задачи металла в рабочую клеть, а также снижение динамических нагрузок, возникающих в трансмиссиях при захвате раската валками5 и увеличение долговечности элементов привода.
Формула изобретения
0
Прокатный стан, включающий горизонтальную рабочую клеть, содержащую верхнюю и нижнюю валковые системы с рабочими в-алками, каждый из которых имеет индивидуальный привод в виде электродвигателя и трансмиссии, содержащей соединительные валы, причем одна из трансмиссий имеет зубчатую передачу, а соединительные валы трансмиссий выполнены с заданными соотношениями крутильных жесткостей, о т- личающийся тем, что, с целью повышения производительности за счет увеличения скорости задачи металла в клеть путем уменьшения взаимного смещения верхнего и нижнего рабочих валков вдоль оси прокатки и снижения изгиба переднего конца раската при одновременном повышении долговечности элементов приводов за счет снижения динамических нагрузок, соотношения крутильных жесткостей соединительных валов трансмиссий определяются зависимостями
Ij
1.1(1 - );
11
С2
ез,(1 9,)-ь№ (в, - 1)
,3,
де С
р2
-суммарная крутильная жесткость соединительных валов трансмиссии, не содержащей зубчатую передачу, JQ Н-м/рад;
-суммарная крутильная жесткость соединительных валов между рабочим валком и зубчатой передачей, Н-м/рад; J5
-квадрат первой безразмерной частоты собственных кру- тильных -колебаний участка валковая система - трансмиссия - якорь электродви- л гателя привода, трансмиссия которого содержит зубчатую передачу, равный Р
|о
1+М 2, 9з1
J(.)-V-55.-).
Hfx, в.
1
л
3(
11 Э
ii
и - приведенная к оси вращения рабочего валка безразмерная суммарная крутильная жесткость соединительных валов, расположённых между электродвигателем и зубчатой передачей, равная ( , ;
передаточное отношение передачи; суммарная крутильная жесткость соединительных валов , расположенных между электродвигателем и зубчатой передачей, Н-м/рад; безразмерный динамический момент инерции зубчатой передачи, равный
35
40
45
1.1/1
в,,
п
приведенный к оси вращения рабочего валка динамический момент инерции зубчатой передачи,
JQ
J5
й л я
25
я ,
35
40
45
50
.ы
31 2i
12
приведенный к оси врлще- ния рабочего валка динамический момент инерции валковой системы привода, трансмиссия которого содержит зубчатую передачу, кг. м ;
приведенный к оси вращения рабочего валка безразмерный динамический момент инерции якоря электродвигателя привода, трансмиссия которого содержит зубчатую передачу, равный
0,, ,/,,,: динамический момент инерции якоря электродвигателя привода, трансмиссия которого содержит зубчатую передачу, кг
безразмерный суммарный динамический момент инерции масс привода, трансмиссия которого содержит зубчатую передачу, равный 0
1 + 821 + 3.;
I, - приведен.ный к оси вращения рабочего валка динамический момент инерции валковой системы привода, трансмиссия которого не содержит зубчатую передачу, кг-м ;
0 - безразмерный суммарный
динамический момент инерции масс привода, трансмиссия которого не содержит зубчатую передачу, равный е 1 +9;
9 - безразмерньш динамический
момент инерции якоря электродвигателя привода, трансмиссия которого не содержит зубчатую передачу, равный
0 I/I,;
I - динамический момент инерции якоря электродвигателя привода, трансмиссия которого не содержит зубчатую передачу, кг-м..
: 6 про№гми
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Прокатный стан | 1986 |
|
SU1357548A1 |
Прокатная клеть | 1986 |
|
SU1404127A1 |
СПОСОБ ПРОКАТКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2312722C1 |
Прокатный стан | 1983 |
|
SU1091956A1 |
Прокатная клеть | 1990 |
|
SU1722634A1 |
Линия привода валков клети прокатного стана | 1985 |
|
SU1276387A1 |
ПРОВОЛОЧНО-ПРОКАТНАЯ КЛЕТЬ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ | 2010 |
|
RU2528931C2 |
Клеть прокатного стана с индивидуальным приводом валков | 1990 |
|
SU1763060A2 |
СПОСОБ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ В НЕРЕВЕРСИВНОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КЛЕТИ | 1998 |
|
RU2148444C1 |
Дрессировочный стан | 1989 |
|
SU1616727A1 |
Изобретение относится к прокатному производству, в частности к конструкции прокатных станов, и может быть использовано при производстве горячекатаных и холоднокатаных полос и листов. Цель изобретения - повышенре производительности за счет увеличения скорости задачи металла в клеть путем уменьшения взаимного смещения верхнего и нижнего рабочих валков вдоль оси прокатки и снижения изгиба переднего конца раската при одновременном повышении долговечности элементов приводов за счет снижения динамических нагрузок. Установлены оптимальные соотношения крутильных жесткостей соединительных валов трансмиссий стана, имеющего в составе одной из трансмиссий зубчатую передачу, при которых дополнительные динамические усилия, действующие на валки вдоль оси прокатки и изгибающие полосу, минимальны или близки к нулю. 3 ил. (Л 00 05 о СХ) со. со
П
VI
Составитель Б. Бейнфест Редактор И, Шулла Техред М.Ходанич Корректор Л, Патай
Заказ 6177/12 Тираж 481Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Проиэподственно-полиграфическое предприятие, г,-Ужгород, ул. Проектная, 4
Целиков А.И., Смирнов В.В | |||
Прокатные стены | |||
- М.: Металлургиздат, 1958, с | |||
Веникодробильный станок | 1921 |
|
SU53A1 |
Пишущая машина | 1922 |
|
SU37A1 |
Прокатный стан | 1983 |
|
SU1091956A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1987-12-23—Публикация
1986-04-24—Подача