Коробка передач транспортного средства Советский патент 1988 года по МПК B60K17/08 

Описание патента на изобретение SU1368199A1

-- t

HjnTirri

п W

17

1

-бЭгТ

,

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ступенчатым, переключаемым под нагрузкой коробкам передач, используемым, например, в тракторах и анало- гичных транспортных средствах.

Цель изобретения - повьшение эффективности путем обеспечения максимального числа передач при наименьшем -числе используемых элементов.

На фиг.1 представлена гидравлическая принципиальная схема четырехско- ростной коробки передач; на фиг,2 - вариант выполнения гидравли еской части коробки передач для восьми передач; на фиг.З - то же, для шестнадцати передач.

Коробка передач транспортного средства содержит дифференциальный механизм 1 с входным звеном 2, связанным с двигателем 3, выходным звеном 4, связанным с движителем 5, и промежуточным звеном 6, связанным с гидромотором 7.

Четырехскоростная коробка передач (фиг.1) также содержит основной гидронасос 8 и равный удвоенной производительности основного 8 дополнительный гидронасос 9, связанные с двигателем 3, обратные клапана 10 и 11, установленные между нагнетательными магистралями 12 и 13 гидронасосов 8 и 9 и нагнетательной магистралью 14 гидромотора 7, и установленный между нагнетательными магистраля ми 12 и 13 и гидробаком 15 распределитель 16 с позициями 17 - 20, при этом в позиции 17 магистрали 12 и 13 связаны с гидробаком 15, в позиции 18 магистраль 12 заперта, а магистраль 13 связана с гидробаком 15, в позиции 19 магистраль 12 связана с гидробаком 15, а магистраль 13 заперта, в позиции 20 магистрали 12 и 13 заперты.

Для обеспечения восьмискоростного варианта (фиг.2) коробка передач снабжается связанным с двигателем 3 дополнительным гидронасосом 21, про изводительность которого равна удвоенной производительности гидронасоса 9, и обратным клапаном 22, установленным между нагнетательной магистралью 23 гидронасоса 21 и нагнетательной магистралью 14 гидромотора 7, а распределитель 16 выполняется восьмипозиционным, при этом в первых четырех позициях 24 - 27, являющихся

0

для гидронасосов 8 и 9 повторением позиций 17 - 20, нагнетательная ма- гистраль ,23 связана с гидробаком 15, и во вторых четырех позициях 28 - 31, также являющихся для гидронасосов 8 и 9 повторением позиций 17 - 20, наг- нета1тельная магистраль 23 заперта.

Для обеспечения шестнадцатискоро- стного варианта (.фиг.З) коробка передач снабжается связанным с двигателем 3 дополнительным гидронасосом 32, производительность которого равна удвоенной производительности гидронасоса 21, и обратным клапаном 33, установленным между нагнетательной магистралью 34 гидронасоса 32 и нагнетательной магистралью 14 гидромотора 7, а распределитель 16 вьшолняется шестнадцатипозиционным, при этом в первых восьми позициях 35 - 42, являющихся для гидронасосов 8, 9 и 21 повторением, позиций 24 - 31, нагнетательная магистраль 34 связана с 5 гидробаком 15, во вторых восьми позициях 43 - 50, также являющихся для гидронасосов 8, 9 и 21 повторением позиций 24 - 31, нагнетательная ма- гистраль 34 заперта.

0 Принцип изменения скорости движения транспортного средства .предлагаемой коробки- передач основан на принципе работы двухпоточной гидромеханической передачи с постоянной мощ- 5 костью, предлагаемой механической

ветвью, и изменяемой мощностью, передаваемой гидравлической ветвью. В позиции 17 распределителя 16 для че- тырехскоростного варианта () или в позиции 24 для восьмискорост но- го (фиг. 2) , или -в позиции 35 для шест- надцатискоростного варианта (фиг.З) гидронасосы 8 и 9 (фиг.1), а также гидронасос 21 (фиг.2) и гидронасос 32 45 (фиг.З) связаны с гидробаком 15, в результате чего гидромотор 7 и промежуточное звено 5 дифференциального f механизма 1 не вращаются, а через дифференциальный механизм 1 на выход- 5Q ное звено 4 и движитель 5 передается только мощность, получаемая от двигателя 3 входным звеном 2, и в остальных позициях распределителя 16 - один, два, три или четыре насоса 8, 55 9, 21 и 32 -выборочно отсоединяются от гидробака 15 и через обратные клапа ны 10, 11, 22 и 33 подключаются на питание гидромотора 7, в результате чего на движитель 5 от выходнйго зве0

2 от двигате- получаемая от двигателя

10

- 1368199

на 4 дифференциального механизма 1 подается как постоянная мощность, получаемая входным звеном ля 3, так и переменная, промежуточным звеном 6 3 через гидропередачу.

Выбор производительности последующего гидронасоса, равной удвоенной производительности предыдущего гидронасоса, позволяет, за счет их ком- бина.ций, создаваемых распределителем 16, обеспечивать равные интервалы изменений скорости между соседними передачами .

Максимальное число гидронасосов составляет четыре, однако, как следует из принципа работы предложенной коробки, их число конструктивно не ограничено и может быть большим, при этом добавление одного насоса удваивает количество передач.

15

20

л сн на ос ро ра св ги по ше ра ст ми на лин по бой на тре вер вер той

Формула изобретения

-1. Коробка передач транспортного средства, содержащая дифференциальный механизм с входным звеном, связанным с двигателем, выходным звеном, свя- занным с движителем, и промежуточным звеном, основной гидронасос, связанный с движителем, гидромотор, связанный с промежуточным звеном дифференциального механизма, обратный клапан установленный между нагнетательными магистралями гидронасоса и гидромотора, и гидробак, отличающая- с я тем, что, с целью повьшения эффективности путем обеспечений макси - мального числа передач при наименьшем числе используемых элементов, она снабжена дополнительным гидронасосом, кинематически связанным с основным HacdcoM, нагнетательная магистраль . которого через обратный клапан связа.на с нагнетательной магистралью гидромотора, и распределителем, выполненным в виде четырехпозиционного четырехлинейного , при этом первая линия соединена с нагнетательной магистралью основного насоса, вторая - с нагнетательной магистралью дополнительного гидронасоса, а третья и четвертая - с гидробаком, причем в первой позиции распределителя первая линия соединена с третьей, а вторая - с четвертой, во второй позиции вторая линия соединена с четвертой, а в третьей первая линия соединена с третьей.

0

5

0

2. Коробка передач по п.1, о т личающаяся тем, что она снабжена вторым дополнительным гидронасосом, кинематически связанным с основным и первым дополнительным гидронасосами, нагнетательная магистраль которого через обратный клапан связана с нагнетательной магистралью гидромотора, и распределителем, выполненным в виде восьмипозиционного шестилинейного, при этом первая, вторая и третья линии связаны соответственно с нагнетательными магистралями осгновного и дополнительных гидронасосов, а четвертая, пятая и щестая линии - с гидробаком, причем в первой позиции все линии связаны между собой, во второй - вторая линия связана с пятой, а третья - с щестой, в третьей - первая линия связана с четвертой, а третья - с шестой, в четвертой - третья линия связана с щестой, в пятой позиции первая линия

5 связана с четвертой, а вторая - с пятой,- в шестой - вторая с пятой, а в седьмой позиции первая линия связана с четвертой.

3. Коробка передач по пп.1 и 2,

0 отличающаяся тем, что она снабжена третьим дополнительным гид-: ронасосом, кинематически связанным с основным и дополнительными гидронасосами, нагнетательная магистраль котоg рого через обратный клапан связана с нагнетательной магистралью гидромотора и распределителем, выполненным в виде щестнадцатипозиционного восьмилинейного, при этом первая, вторая, третья и чет0 вертая линии соединены соответственно с нагнетательными магистралями основного и дополнительных гидронасосов, а пятая, шестая, седьмая и восьмая линии соединены с гидробаком, причем в

5 первой позиции все линии связаны между собой, во второй позиции вторая линия связана с щестой, третья линия- с седьмой, четвертая линия - с восьмой, в третьей позиции первая линия

0 связана с пятой, третья - с седьмой, четвертая линия - с восьмой, в 4ej- вертой позиции, третья линия связана с седьмой, четвертая - с восьмой, в пятой позиции первая линия связана с

c пятой, вторая линия - с шестой, четвертая линия - с восьмой, в шестой позиции вторая линия связана с шестой, четвертая линия - с восьмой, в седьмой позиции первая линия связана

513681

с пятой, четвертая линия - с восьмсзй, в ВОСЬМОЙ позиции четвертая линия связана с восьмой, в девятой позиции первая линия связана с пятой, вторая g линия - с шестой, третья линия - с седьмой, в десятой позиции вторая линия связана с шестой, третья линия - с седьмой, в одиннадцатой позиции

99

первая линия связана с пятой, третья линия - с седьмой, в двенадцатой позиции третья линия связана с седьмой, в тринадцатой - первая линия связана с пятой, вторая линия - с шестой, в четырнадцатой позиции вторая линия связана с шестой, в пятнадцатой позиции первая линия связана с пятой.

Похожие патенты SU1368199A1

название год авторы номер документа
Коробка передач транспорного средства 1990
  • Довнар Олег Казимирович
  • Протасеня Олег Николаевич
  • Бобровник Александр Иванович
  • Амельянчик Василий Васильевич
SU1717427A1
Коробка передач транспортного средства 1990
  • Довнар Олег Казимирович
  • Протасеня Олег Николаевич
  • Амельянчик Василий Васильевич
  • Трофимович Михаил Иванович
SU1791176A1
Коробка передач транспортного средства 1988
  • Довнар Олег Казимирович
SU1618680A1
Коробка передач транспортного средства 1987
  • Довнар Олег Казимирович
SU1512817A1
Гидроходопреобразователь транспортного средства 1986
  • Довнар Олег Казимирович
  • Амельянчик Василий Васильевич
  • Макаревич Анатолий Григорьевич
SU1421554A1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Грицкевич Вацлав Владимирович[By]
RU2030304C1
РЕГУЛИРУЕМАЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2002
  • Филонов Н.В.
  • Юрьева В.Л.
  • Максютов Ю.В.
  • Козырева Т.С.
  • Гиниатуллин А.Г.
  • Фазылов Р.Р.
RU2230246C2
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1986
  • Довнар Олег Казимирович
SU1623888A1
Гидроходопреобразователь транспортного средства 1985
  • Довнар Олег Казимирович
  • Емельянчик Василий Васильевич
  • Стецко Петр Александрович
  • Ярош Семен Дмитриевич
SU1255467A1
Коробка передач транспортного средства 1982
  • Довнар Олег Казимирович
  • Савицкий Владимир Григорьевич
  • Стецко Петр Александрович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
SU1049273A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 368 199 A1

Реферат патента 1988 года Коробка передач транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ступенчатым, переключаемым под нагрузкой, коробкам передач, используемым, например, в тракторах и аналогичных транспортных средствах. Цель изобретения - повышение эффе ктивности путем обеспечения максимального числа передач при наименьшем числе используемых элементов. Коробка передач транспортного средства содержит дифференциальный механизм 1 с входным звеном 2, связанным с двигателем 3, выходным звеном 4, связанным с движителем 5, к промежуточным звеном 6, гидронасос 8, связанный с двигателем, распределитель и гидробак. С промежуточным звеном, 6 дифференциального механизма связан гидромотор, с двигателем - дополнительный гидронасос 9, производиФельность которого равна удвоенной производительности основного, а между нагнетательными магистралями основного и дополнительного гидронасосов и нагнетательной магистралью гидромотора установлены обратные клапаны Ю, 11, при этом в первой позиции распределителя нагнетательные магистрали основного и дополнительного гидронасосов связаны с гидробаком, во второй - нагнетательная магистраль основного гидронасоса отсоединена от гидробака, а нагнетательная магистраль дополнительного - связана с гидробаком, в третьей - нагнетательная магистраль основного ,гидронасоса связана с гидробаком, а нагнетательная магистраль дополнительного - отсоединена от гидробака, и в четвертой - нагнетательные магистрали основного и дополнительного гидронасосов отсоединены от гидробака. 2 3.п.ф-лы, 3 ил. о S taoA СО G 00

Формула изобретения SU 1 368 199 A1

28

Фиг. 2

1 ли -1 as, ii,

(

15

P«aJ

P«aJ

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1368199A1

Маслобойка 1933
  • Покровский Г.В.
  • Сысоев В.В.
SU37939A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 368 199 A1

Авторы

Довнар Олег Казимирович

Даты

1988-01-23Публикация

1985-11-01Подача