-- t
HjnTirri
п W
17
1
-бЭгТ
,
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ступенчатым, переключаемым под нагрузкой коробкам передач, используемым, например, в тракторах и анало- гичных транспортных средствах.
Цель изобретения - повьшение эффективности путем обеспечения максимального числа передач при наименьшем -числе используемых элементов.
На фиг.1 представлена гидравлическая принципиальная схема четырехско- ростной коробки передач; на фиг,2 - вариант выполнения гидравли еской части коробки передач для восьми передач; на фиг.З - то же, для шестнадцати передач.
Коробка передач транспортного средства содержит дифференциальный механизм 1 с входным звеном 2, связанным с двигателем 3, выходным звеном 4, связанным с движителем 5, и промежуточным звеном 6, связанным с гидромотором 7.
Четырехскоростная коробка передач (фиг.1) также содержит основной гидронасос 8 и равный удвоенной производительности основного 8 дополнительный гидронасос 9, связанные с двигателем 3, обратные клапана 10 и 11, установленные между нагнетательными магистралями 12 и 13 гидронасосов 8 и 9 и нагнетательной магистралью 14 гидромотора 7, и установленный между нагнетательными магистраля ми 12 и 13 и гидробаком 15 распределитель 16 с позициями 17 - 20, при этом в позиции 17 магистрали 12 и 13 связаны с гидробаком 15, в позиции 18 магистраль 12 заперта, а магистраль 13 связана с гидробаком 15, в позиции 19 магистраль 12 связана с гидробаком 15, а магистраль 13 заперта, в позиции 20 магистрали 12 и 13 заперты.
Для обеспечения восьмискоростного варианта (фиг.2) коробка передач снабжается связанным с двигателем 3 дополнительным гидронасосом 21, про изводительность которого равна удвоенной производительности гидронасоса 9, и обратным клапаном 22, установленным между нагнетательной магистралью 23 гидронасоса 21 и нагнетательной магистралью 14 гидромотора 7, а распределитель 16 выполняется восьмипозиционным, при этом в первых четырех позициях 24 - 27, являющихся
0
для гидронасосов 8 и 9 повторением позиций 17 - 20, нагнетательная ма- гистраль ,23 связана с гидробаком 15, и во вторых четырех позициях 28 - 31, также являющихся для гидронасосов 8 и 9 повторением позиций 17 - 20, наг- нета1тельная магистраль 23 заперта.
Для обеспечения шестнадцатискоро- стного варианта (.фиг.З) коробка передач снабжается связанным с двигателем 3 дополнительным гидронасосом 32, производительность которого равна удвоенной производительности гидронасоса 21, и обратным клапаном 33, установленным между нагнетательной магистралью 34 гидронасоса 32 и нагнетательной магистралью 14 гидромотора 7, а распределитель 16 вьшолняется шестнадцатипозиционным, при этом в первых восьми позициях 35 - 42, являющихся для гидронасосов 8, 9 и 21 повторением, позиций 24 - 31, нагнетательная магистраль 34 связана с 5 гидробаком 15, во вторых восьми позициях 43 - 50, также являющихся для гидронасосов 8, 9 и 21 повторением позиций 24 - 31, нагнетательная ма- гистраль 34 заперта.
0 Принцип изменения скорости движения транспортного средства .предлагаемой коробки- передач основан на принципе работы двухпоточной гидромеханической передачи с постоянной мощ- 5 костью, предлагаемой механической
ветвью, и изменяемой мощностью, передаваемой гидравлической ветвью. В позиции 17 распределителя 16 для че- тырехскоростного варианта () или в позиции 24 для восьмискорост но- го (фиг. 2) , или -в позиции 35 для шест- надцатискоростного варианта (фиг.З) гидронасосы 8 и 9 (фиг.1), а также гидронасос 21 (фиг.2) и гидронасос 32 45 (фиг.З) связаны с гидробаком 15, в результате чего гидромотор 7 и промежуточное звено 5 дифференциального f механизма 1 не вращаются, а через дифференциальный механизм 1 на выход- 5Q ное звено 4 и движитель 5 передается только мощность, получаемая от двигателя 3 входным звеном 2, и в остальных позициях распределителя 16 - один, два, три или четыре насоса 8, 55 9, 21 и 32 -выборочно отсоединяются от гидробака 15 и через обратные клапа ны 10, 11, 22 и 33 подключаются на питание гидромотора 7, в результате чего на движитель 5 от выходнйго зве0
2 от двигате- получаемая от двигателя
10
- 1368199
на 4 дифференциального механизма 1 подается как постоянная мощность, получаемая входным звеном ля 3, так и переменная, промежуточным звеном 6 3 через гидропередачу.
Выбор производительности последующего гидронасоса, равной удвоенной производительности предыдущего гидронасоса, позволяет, за счет их ком- бина.ций, создаваемых распределителем 16, обеспечивать равные интервалы изменений скорости между соседними передачами .
Максимальное число гидронасосов составляет четыре, однако, как следует из принципа работы предложенной коробки, их число конструктивно не ограничено и может быть большим, при этом добавление одного насоса удваивает количество передач.
15
20
л сн на ос ро ра св ги по ше ра ст ми на лин по бой на тре вер вер той
Формула изобретения
-1. Коробка передач транспортного средства, содержащая дифференциальный механизм с входным звеном, связанным с двигателем, выходным звеном, свя- занным с движителем, и промежуточным звеном, основной гидронасос, связанный с движителем, гидромотор, связанный с промежуточным звеном дифференциального механизма, обратный клапан установленный между нагнетательными магистралями гидронасоса и гидромотора, и гидробак, отличающая- с я тем, что, с целью повьшения эффективности путем обеспечений макси - мального числа передач при наименьшем числе используемых элементов, она снабжена дополнительным гидронасосом, кинематически связанным с основным HacdcoM, нагнетательная магистраль . которого через обратный клапан связа.на с нагнетательной магистралью гидромотора, и распределителем, выполненным в виде четырехпозиционного четырехлинейного , при этом первая линия соединена с нагнетательной магистралью основного насоса, вторая - с нагнетательной магистралью дополнительного гидронасоса, а третья и четвертая - с гидробаком, причем в первой позиции распределителя первая линия соединена с третьей, а вторая - с четвертой, во второй позиции вторая линия соединена с четвертой, а в третьей первая линия соединена с третьей.
0
5
0
2. Коробка передач по п.1, о т личающаяся тем, что она снабжена вторым дополнительным гидронасосом, кинематически связанным с основным и первым дополнительным гидронасосами, нагнетательная магистраль которого через обратный клапан связана с нагнетательной магистралью гидромотора, и распределителем, выполненным в виде восьмипозиционного шестилинейного, при этом первая, вторая и третья линии связаны соответственно с нагнетательными магистралями осгновного и дополнительных гидронасосов, а четвертая, пятая и щестая линии - с гидробаком, причем в первой позиции все линии связаны между собой, во второй - вторая линия связана с пятой, а третья - с щестой, в третьей - первая линия связана с четвертой, а третья - с шестой, в четвертой - третья линия связана с щестой, в пятой позиции первая линия
5 связана с четвертой, а вторая - с пятой,- в шестой - вторая с пятой, а в седьмой позиции первая линия связана с четвертой.
3. Коробка передач по пп.1 и 2,
0 отличающаяся тем, что она снабжена третьим дополнительным гид-: ронасосом, кинематически связанным с основным и дополнительными гидронасосами, нагнетательная магистраль котоg рого через обратный клапан связана с нагнетательной магистралью гидромотора и распределителем, выполненным в виде щестнадцатипозиционного восьмилинейного, при этом первая, вторая, третья и чет0 вертая линии соединены соответственно с нагнетательными магистралями основного и дополнительных гидронасосов, а пятая, шестая, седьмая и восьмая линии соединены с гидробаком, причем в
5 первой позиции все линии связаны между собой, во второй позиции вторая линия связана с щестой, третья линия- с седьмой, четвертая линия - с восьмой, в третьей позиции первая линия
0 связана с пятой, третья - с седьмой, четвертая линия - с восьмой, в 4ej- вертой позиции, третья линия связана с седьмой, четвертая - с восьмой, в пятой позиции первая линия связана с
c пятой, вторая линия - с шестой, четвертая линия - с восьмой, в шестой позиции вторая линия связана с шестой, четвертая линия - с восьмой, в седьмой позиции первая линия связана
513681
с пятой, четвертая линия - с восьмсзй, в ВОСЬМОЙ позиции четвертая линия связана с восьмой, в девятой позиции первая линия связана с пятой, вторая g линия - с шестой, третья линия - с седьмой, в десятой позиции вторая линия связана с шестой, третья линия - с седьмой, в одиннадцатой позиции
99
первая линия связана с пятой, третья линия - с седьмой, в двенадцатой позиции третья линия связана с седьмой, в тринадцатой - первая линия связана с пятой, вторая линия - с шестой, в четырнадцатой позиции вторая линия связана с шестой, в пятнадцатой позиции первая линия связана с пятой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач транспорного средства | 1990 |
|
SU1717427A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1791176A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1988 |
|
SU1618680A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1987 |
|
SU1512817A1 |
Гидроходопреобразователь транспортного средства | 1986 |
|
SU1421554A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2030304C1 |
РЕГУЛИРУЕМАЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2230246C2 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1986 |
|
SU1623888A1 |
Гидроходопреобразователь транспортного средства | 1985 |
|
SU1255467A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1049273A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ступенчатым, переключаемым под нагрузкой, коробкам передач, используемым, например, в тракторах и аналогичных транспортных средствах. Цель изобретения - повышение эффе ктивности путем обеспечения максимального числа передач при наименьшем числе используемых элементов. Коробка передач транспортного средства содержит дифференциальный механизм 1 с входным звеном 2, связанным с двигателем 3, выходным звеном 4, связанным с движителем 5, к промежуточным звеном 6, гидронасос 8, связанный с двигателем, распределитель и гидробак. С промежуточным звеном, 6 дифференциального механизма связан гидромотор, с двигателем - дополнительный гидронасос 9, производиФельность которого равна удвоенной производительности основного, а между нагнетательными магистралями основного и дополнительного гидронасосов и нагнетательной магистралью гидромотора установлены обратные клапаны Ю, 11, при этом в первой позиции распределителя нагнетательные магистрали основного и дополнительного гидронасосов связаны с гидробаком, во второй - нагнетательная магистраль основного гидронасоса отсоединена от гидробака, а нагнетательная магистраль дополнительного - связана с гидробаком, в третьей - нагнетательная магистраль основного ,гидронасоса связана с гидробаком, а нагнетательная магистраль дополнительного - отсоединена от гидробака, и в четвертой - нагнетательные магистрали основного и дополнительного гидронасосов отсоединены от гидробака. 2 3.п.ф-лы, 3 ил. о S taoA СО G 00
28
Фиг. 2
1 ли -1 as, ii,
(
15
P«aJ
P«aJ
Маслобойка | 1933 |
|
SU37939A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1988-01-23—Публикация
1985-11-01—Подача