Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым в конструкциях самоходных машин, требующих увеличения числа передач.
.Известна коробка передач транспортного средства, содержащая входной и выходной валы, дифференциальный механизм с входным звеном, связанным с входным валом, выходным звеном, связанным с выходным валом, и промежуточным звеном, связанным с гидромотором, по крайней мере два гидронасоса, связанных с входным валом, и распределитель (авт.св.СССР Мг 1368199, кл. В 60 К 17/08, 1988).
Недостатком данной коробки передач является уменьшенное, количество обеспечиваемых передач, что сужает ее технологические и эксплуатационные возможности.
- Известна также коробка передач транспортного средства, содержащая входной и выходной валы, дифференциальный механизм с входным звеном, связанным с входным валом, выходным звеном, связанным с выходным валом, и промежуточным звеном, связанным с гидромотором, по крайней мере два гидронасоса, связанных с входным валом посредством по крайней мере двух передач, управляемых фрикционными элементами, распределитель, источник рабочей жидкости и гидробак (авт.св. СССР № 1512817, кл. В 60 К 17/08, 1989).
Недостатком данной коробки передач является усложненность конструкции, Обусю
ловлено это необходимостью в дополнительных тормозах для связи гидронасосов с корпусом, а также в усложнении распределителя для обеспечения управления данными тормозами.
Цель изобретения - упрощение конструкции.
Поставленная цель достигается тем, что в коробке передач транспортного средства нагнетательные магистрали гидронасосов связаны с нагнетательной магистралью гидромотора посредством обратных клапанов с проводимостью в сторону нагнетательной магистрали гидромотора, а распределитель выполнен шестилинейным, первая его линия связана с источником рабочей жидкости, вторая - с гидробаком, третья-и четвертая - с магистралями управления фрикционных элементов первого гидронасоса, и пятая и шестая - с магистралями управления фрикционных элементов второго гидронасоса. При этом в первой позиции распределителя третья, четвертая, пятая и шестая линии связаны с второй, во второй позиции третья линия связана с первой, а четвертая, пятая, шестая - с второй, в третьей позиции четвертая линия связана с первой, а третья, пятая и шестая - с второй, в четвертой позиции пятая линия связана с первой, а третья, четвертая и шестая - с второй, в пятой позиции третья и пятак линии связаны с первой, а четвертая и шестая .
-с второй, в шестой позиции четвертая и пятая линии связаны с первой, а третья и шестая - с второй, в седьмой позиции шестая линия связана с первой, а третья, четвертая и пятая - с второй, с восьмой позиции третья и шестая линии связаны с первой, а четвертая и пятая - с второй,и в девятой позиции четвертая и шестая линии связаны с первой, а третья и четвертая
-со второй.
Введение упомянутых изменений в коробку передач транспортного средства обеспечивает упрощение конструкции.
Сущность предложенного решения иллюстрируется приведенной схемой.
Коробка передач транспортного средства содержит входной 1 и выходной 2 валы, связанны соответственно с двигателем 3 и движителем 4, дифференциальный механизм 5 с входным звеном 6, связанным с входным валом 1, выходным звеном 7, связанным с выходным валом 2, промежуточным звеном -8, связанным с гидромотором 9, два гидронасоса 10,11, связанных с входным валом 1 посредством управляемых фрикционных элементов 12-15 передач 16- 19, распределитель 20, источник21 рабочей жидкости, гпдробак 22. Возможно и большее число гидронасосов, а также большее число передач между входным валом 2 и гидронасосами. Нагнетательные магистрали 23,24 гидронасосов 10,11 связаны с нагнетательной магистралью 25 гидромотора 9 посредством обратных клапанов 26,27 с проводимостью в сторону нагнетательной магистрали 25 гидромотора 9, а распределитель 20 выполнен с шестью линиями, первая
0 28 из которых связана с источником рабочей жидкости 21, вторая 29 - с гидробаком 22, третья 30 и четвертая 31 - с магистралями управления фрикционных элементов 12,13 гидронасоса 10. и пятая 32 и шестая 33 - с
5 магистралями управления фрикционных элементов 14,15 гидронасоса 11. При этом в первой позиции 34 распределителя 20 линии 30-33, связаны с линией 29, во второй позиции 35 линия 30 связана с линией 28, а
0 линии 31-33 - с линией 29, в третьей поз.и- ции 36 линия 31 связана с линией 28, а линии 30-33 - с линией 29, в четвертой позиции 37 линия 32 связана с линией 28, а линии 30-33 - с линией 29, в пятой позиции
5 38 линии 30,32 связаны с линией 28, а линии 31 и 33 - с линией 29, в шестой позиции 39 линии 31,32 связаны с линией 28, а линии 30,33 - с линией 29, в седьмой позиции 40 линия 33 связана с линией. 28, а линии
0 30-32 - с линией 29, в восьмой позиции 41 линии 30,33 связаны с линией 28, а линии 31,32 - с линией 29, и в девятой позиции 42 линии 31, 33 связаны с линией 28, а линии 30,32-с линией 29.
5Предложенная коробка передач работает по принципу двухпоточной гидромеханической передачи с постоянной мощностью, передаваемой механической ветвью, и переменной мощностью, передаваемой гид0 равлической ветвью, которые складываются на выходном звене 7 дифференциального механизма 5. Постоянная мощность, передаваемая механической ветвью, обеспечивается за счет постоянной скорости
5 входного звена 6, связанного с входным валом 1. и переменная мощность, передаваемая гидравлической ветвью, обеспечивается за счет переменной скорости промежуточного звена 8, связанного с гид0 ромотором 9, что достигается за счет включения позиций 34-42 распределителя 20, выборочного включения или отключения фрикционных элементов 12-15 гидронасосов 10,11. При этом при выключении фрик5 ционных элементов 12,13 или 14,15 гидронасос 10 или 11 останавливается и не подает рабочую жидкость в гидромотор 9, при включении фрикционных элементов 12 или 14 он приводится через шестеренную передачу 16 или 18с увеличенным передаточным числом, т.е. с уменьшенной скоростью, и подает уменьшенное количество рабочей жидкости в гидромотор 9, и при включении фрикционного элемента 13 или 15 он приводится через шестеренную пере- дачу 17 или 19 с уменьшенным передаточным числом, т.е. с увеличенной скоростью, и подает увеличенное количество рабочей жидкости в гидромотор 9. При отсутствии подачи от гидронасоса 10 или 11 в гидромо- тор 9 его обратный клапан 25 или 27 за счет давления в магистрали 25 закрыт, и при наличии подачи от противодавления в магистрали 23 или 24 от открывается, чем достигается автоматическое разьедине- ние - соединение магистралей 23-25.
Девять позиций 34-42 распределителя 20 при рассмотренном количестве гидронасосов 10 и 11 и их передач 16-19 обеспечи- вают девять различных комбинаций включения-отключения фрикционных элементов 12-15 и девять различных подач от гидронасосов 10,11 в гидромотор 9 и приводят промежуточное звено 8 с девятью скоростями, чем достигается девять различных передач предложенной коробкой передач транспортному средству. При увеличении числа гидронасосов или их передач число обеспечиваемых транспортному средству скоростей движения увеличивается в гео- ме трической прогрессии.
Таким образом, связь нагнетательных магистралей гидронасосов с нагнетательной магистралью гидромотора посредством обратных клапанов с проводимостью в сто- рону нагнетательной магистрали гидромотора и выполнение распределителя шестилинейным, причем первая линия связана с источником рабочей жидкости, вторая - с гидробаком, третья и четвертая - с магистралями управления фрикционных элементов первого гидронасоса, и пятая и шестая - с магистралями управления фрикционных элементов второго гидронасоса, обеспечивает упрощение конструкции ко- робки передач транспортного средства за счет исключения необходимости в торможении и упрощения распределителя управления фрикционными элементами. Формула изобретения Коробка передач транспортного средства, содержащая входной и выходной валы, дифференциальный механизм с входным звеном, связанным с входным валом, выходным звеном, связанным с выходным валом, и промежуточным звеном, связанным с гидромотором, по крайней мере два гидронасоса, связанных с входным валом посредством по крайней мере двух передач, управляемых фрикционными элементами, распределитель, источник рабочей жидкости и гидробак, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, нагнетательные магистрали гидронасосов снабжены обратными клапанами, установленными с проводимостью в сторону нагнетательной магистрали гидромотора, а распределитель выполнен шестилинейным, первая ее линия связана с источником рабочей жидкости, вторая - с гидробаком, третья и четвертая связаны с магистралями управления фрикционных элементов первого гидронасоса, пятая и шестая - с магистралями управления фрикционных элементов второго гидронасоса, при этом в первой позиции распределителя третья, четвертая, пятая и шестая линии связаны с второй, во второй позиции третья связана с первой, з четвертая, пятая, шестая - с второй, в третьей позиции четвёртая линия связана с первой, а третья, пятая и шестая - с второй, в четвертой позиции пятая линия связана с первой, а третья, четвертая и шестая - с второй, в пятой позиции третья и пятая линии связаны с первой, а четвертая и шестая - с второй, в шестой позиции четвертая и пятая линии связаны с первой, а третья и шестая - с второй, в седьмой позиции шестая линия связана с первой, а третья, четвертая и пятая - с второй, в восьмой позиции третья и шестая линии связаны с первой, а четвертая и пятая - с второй, и в девятой позиции четвертая и шестая линии связаны с первой, а третья и четвертая - с второй.
i J5 36 37 38 39 40 41 «
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач транспортного средства | 1985 |
|
SU1368199A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1987 |
|
SU1512817A1 |
Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства | 1987 |
|
SU1511159A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1791176A1 |
Гидроходопреобразователь транспортного средства | 1986 |
|
SU1421554A1 |
Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства | 1987 |
|
SU1583311A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1342757A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1988 |
|
SU1618680A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2030304C1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1986 |
|
SU1623888A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым в конструкциях самоходных машин. Цель изобретения - упрощение конструкции коробки передач. В системе управления коробкой передач транспортного средства нагнетательные магистрали 23,24 гидронасосов 10,11 связаны с нагнетательной магистралью 25 гидромотора 9 посредством обратных клапанов 26,27 с проводимостью в сторойу нагнетательной магистрали 25 гидромотора 9, а рас- пределитель 20 выполнен с шестью линиями, первая 28 связана с источником рабочей жидкости 21. вторая 29 - с гидробаком 22, третья 30 и четвертая 31 - с магистралями управления фрикционных элементов 12,13 гидронасоса 10, пятая 32 и шестая 33 - с магистралями управления фрикционных элементов 14,15 гидронасоса 11. 1 ил.
Коробка передач транспортного средства | 1987 |
|
SU1512817A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-03-07—Публикация
1990-05-29—Подача