а
ОС 01
ее ос
4
Изобретение относится к технике контроля технического состояния под- в|ижньгх сопряжений машин и механизмов и может быть использовано для контроля технического сдстояния фрикционных пар.
Цель изобретения - повышение информативности за счет измерения ли- Цейного износа, а также повьппение производительности и точности за счет сокращения времени испытания и регистрации частот акустического из™ лучения (АИ), соответствующих процессу разрушения поверхностей трения.
: На фиг. 1 представлена зависимость Мощности АИ от степени износа Ь/Ь„% фя сцепления автомобиля УАЗ-469 (штрихами показана возможная погрешность измерения при доверительной вероятности 0,95); на фиг. 2 - зависимость спектральной плотности мощности АИ (кривая 1.соответствует степени износа в 10%; кривая 2 - 28%| кривая 3 - 43%); на фиг. 3 - зависимое- ти относительной мощности Р(Ь/Ьд,) АИ о|т степени износа h/h (кривая 1 со- dTBeTCTByeT диапазону частот (0,1- -Гд/1Г) Гц, кривая 2 - (0,,1-2Д/1) Гщ |ривая 3 - OJ - ЗЛ/1Т) Гц).
; При изнашивании поверхностей тре- 4ия муфты величина контактной нагрузки на них при полностью включенном сцеплении уменьшается линетйно по мере увеличения износа:
N K.m(),
(О
где N контактная нагрузка на.поверхности трения муфты; К - коэффициент жесткости упругих элементов муфты; m - количество упругих элементов муфты;
п - число поверхностей трения; Х - перемещение нажимного эле- мента при отсутствии износа;h - линейный износ поверхностей
трения муфты.
При этом мощность АИ изменяется, т.е. существует взаимнооднозначная связь между мощностью АИ и величиной линейного: износа поверхностей трения муфты.
Способ осуществляют следующим об- pjaaoMo
Определяют жесткостные параметры упругих элементов муфты, выбирают частотный диапазон АИ и предваритель
5
о 5 о
5
0
г
0
но измеряют эталонную зависимость мощности АИ в выбранном диапазоне от контактной нагрузки N на поверхности трения муфты или их относительном скольжении.
Пользуясь известной линейной связью контактной нагрузки N на поверхности трения муфты-от величины их линейного износа h, строят по эталонной зависимости мощности АИ от N зависимость мощности АИ от h (фиг. 1).
При испытаниях осуществляют функциональный контакт поверхностей трения муфты и измеряют мощность АИ в выбранном частотном диапазоне во время относительного скольжения поверхностей трения при включении сцепления. Затем, пользуясь посторонней зависимостью мощности АИ от h, находят текущее значение линейного износа.
Результаты, представленные на фиг. 2, свидетельствуют о незначительном изменении мощности АИ на частотах ниже 0,1 Гц. К тому же регистрация низкочастотных составляющих АИ приводит к значительному увеличению времени наблюдения.
На частотах АИ, больших А/ ;Г, спет- ральная плотность мощности АИ обус- ловлена, главным образом, упругими деформациями, тогда как в npoiiecce разрушения поверхностей трения сопровождается пластическим деформиро- ванием материала таким образом, что при увеличении значений частоты АИ свьш1е I Л/1 точность способа снижается за счет ослабления зависимости мощности АИ от линейного износа h (фиг. 3).
Формула изобретения
1. Способ диагностики фрикционных муфт сцепления, заключающийся в тому- что осуществляют фрикционное взаимодействие поверхностей трения муфты и регистрируют акустическое излучение, по-характеристикам которого судят о состоянии поверхностей трения, отличающийся тем, что, с целью повышения информативности за счет измерения линейного износа, определяют жесткостные параметры упругих элементов муфты, предварительно измеряют эталонную зависимость мощности акустического излуче/f
80
60
40
20
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДИНАМИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ МОБИЛЬНЫХ НЕЛИНЕЙНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ | 2020 |
|
RU2745984C1 |
СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ВЫСОКОМОБИЛЬНЫХ НЕЛИНЕЙНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ | 2020 |
|
RU2745382C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗА ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА МЕТАЛЛА ДИАГНОСТИРУЕМОГО ОБЪЕКТА (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2267121C1 |
Способ контроля механических свойств металлопроката, изготовленного из ферромагнитных металлических сплавов и устройство для его осуществления | 2023 |
|
RU2807964C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗА ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА НЕРАЗРУШАЮЩИМ КОНТРОЛЕМ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ | 2003 |
|
RU2267776C2 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2006 |
|
RU2343450C2 |
Способ прогнозирования остаточного ресурса работы подшипников электродвигателя | 1988 |
|
SU1582047A1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ИЗНОСА РЕЖУЩЕГО ИНСТРУМЕНТА | 1991 |
|
RU2024006C1 |
ДИНАМИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ УЗЛОВ ТРЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ | 2020 |
|
RU2748933C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ПАРАМЕТРОВ УЗЛОВ ТРЕНИЯ ПРИ ИСПЫТАНИИ В СТЕНДОВЫХ УСЛОВИЯХ | 2015 |
|
RU2647338C2 |
Изобретение относится к технике контроля технического состояния подвижных сопряжений машин. Целью изобретения является повышение информативности за счет измерения линейного износа, а также повьш1ение производительности и точности за счет сокращения времени испытания и регистрации частот акустического излучения (АИ), соответствующих процессу разрушения поверхностей трения. Предварительно строят зависимость мощности АИ от величины линейного износа. Измеряют мощность АИ во время относительного скольжения поверхностей трения муфты. С помощью построенной зависимости мощности АИ от линейного износа определяют текущий линейный износ. 1 з.п. - ф-лы, 3 ил. Q @ с
20
1ф
MX Ю ;1 вг/Л4
0.01
O.J
iOO
W
Фиа.2
ts
IS20
SO Ф(в.З
100 h/hg %
Крагельский И | |||
В., Михин Н | |||
М | |||
Узлы трения машин | |||
М., 1984, с | |||
230231 | |||
Нарышкин А | |||
К., Врачев А | |||
С | |||
Теория низкочастотных шумов | |||
М., 1972 | |||
Способ диагностики фрикционной пары | 1980 |
|
SU1113710A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1988-05-15—Публикация
1986-03-19—Подача