(Л
с
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ восстановления коленчатых валов | 1991 |
|
SU1792817A1 |
Коленчатый вал | 1989 |
|
SU1666820A1 |
КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2106547C1 |
КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2003 |
|
RU2238445C1 |
Способ правки коленчатых валов | 1985 |
|
SU1289897A1 |
СПОСОБ ПРАВКИ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ | 1989 |
|
RU2007476C1 |
Электромагнитная опора | 1991 |
|
SU1809191A1 |
Коленчатый вал | 1990 |
|
SU1751486A1 |
Коленчатый вал | 1991 |
|
SU1751487A1 |
КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2025582C1 |
Изобретение относится к области машиностроения и, в частности, может быть использовано в двигателестрое- нии и при ремонте двигателей внутреннего сгорания. Цель - повьш1ение надежности. В опасных сечениях снижают пик напряжений в местах сопряжения шеек со щеками. Для этого перпендикулярно плоскости, проходящей через оси смежных коренных и шатунных шеек, на последних вьшолняют профилированные лыски. 3 ил.
1 Сл
1
Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к двигате- лестроению и ремонту двигателей внутреннего сгорания.
Цель изобретения - повышение надежности за счет снижения пика напряжений в опасных сечениях вала.
На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид Б на фиг. 1.
Коленчатый вал состоит из коренных шеек 1 и шатунных шеек 2, сопрягающихся со щеками 3 с помощью галте Лей 4, Каждая шатунная шейка 4 вмест со своими щеками и примыкающими к ним смежными коренными шейками 1 образует один кривошип вала. Число кривошипов вала равно числу коренных шеек, уменьшенному на одну единицу.
Силы, действующие на вал, вызывают трение и изнашивание его шеек и подшипников, усталостные разрушения в местах переходов шеек в щеки.
Прочность коленчатых валов может быть повышена оптимизацией геометрии элементов колена с улучшением распределения напряжений в сечениях вала, а также применением материалов и спо собов обработки, способствующих повышению предела выносливости. Особенно важно снижение напряжений в зонах концентрации (в местах расположения отверстий для смазывания и в местах Сопряжений щек и шеек).
Одной из причин неравномерного р аспределения напряжений по частям кюлена является резкое изменение на- п|равления осевой линии при переходе от шеек к щекам, в результате чего Н ейтральная ось при изгибе искривля- , приближаясь к входящим углам к эивошипа.
Анализ поломок коленчатых валов показывает, что большей частью изло- Mbi имеют усталостный характер. Разрушение начинается от зон наибольших концентраций напряжений, расположен- ньк у краев отверстий для смазьшания в шатунных и коренных шейках или (чаще) у галтелей щек и шеек.
Наиболее частыми являются поломки коленчатых валов в зонах сопряжений шеек и щек-.
Главным видом нагружения коленчатого вала, лимитирующим его ресурс по усталостной прочности, является
0
11
с
752
его изгиб в плоскости кривошина, т.е. в плоскости, где расположены оси его шатунной и коренной шеек. В этой плоскости в опасных сечениях вала в зоне галтелей 4 имеют место максимальные напряжения - пики напряжений,
С целью повьщ1ения надежности коленчатого вала в данной плоскости выполняются профилированные лыски 5.
Профилированная лыска 5 на шатунной и коренной шейках оговорена только по глубине и E. . Глубина лыски должна подчиняться равенствам
е, d,/2 - .d /2; ,Р
Б AJ2 - . dJ/2,
где об ё 1; d - номинальные значения диаметра коренной и шатунной .„ шеек;
чт. -: 1 , и. - предельные ремонтные размеры коренной и шатунной шеек.
Сечение лыски 5 не оговорено, так как оно может быть описано разными геометрическими формами, в том числе и круговой формой определенного радиуса, который выбирают конструкторы с целью обеспечения минимально возможного концентратора напряжений в опасном сечении вала, где расположена лыска.
Коленчатый вал в эксплуатации испытывает динамические нагрузки. Эффективность введения лысок должна по- этомУ оцениваться на базе динамических испытаний.
Наиболее опасной динамической нагрузкой коленчатого вала в условиях эксплуатации является переменный изгиб его в плоскости кривошипа.
Введение лыски не изменяет момент инерции щеки вала при изгибе. Но при этом момент сопротивления щеки в зоне максимальных напряжений с введением лыски возрастает, что снижает пик напряжений. Это ведет к росту усталостной прочности вала при изгибе в плоскости кривошипа. Таким образом, лыски в динамике работают как разрушающие элементы.
Это подтверждается испытаниями разтружаюрих лысок на стальных коленчатых валах двигателей ЗИЛ-130, на валах из высокопрочного чугуна
14
двигателей ЗМЗ-53, УАЗ-Д51, ЗИЗ-24, ГАЗ-21 и стальных валах компрессоров
Введение, лыски ведет к незначительному уменьшению момента сопротивления коленчатого вала на кручение в сечении, где располагается лыска, всего на 2-4%.
Кроме того, лыска располагается вне зоны максимальных напряжений от кручения, коленчатый вал по кручению всегда имеет очень большие запасы прочности. Опасным видом нагружения вала является изгиб вала в плоскости кривошипа, и он определяет ресурс из- делия.
С.введением лыски в опасные сечения вала представляются экономически оправданными операции локального повышения чистоты поверхности и уп- .рочнения в зоне расположения лыски.
Ремонтные перешлифовки вала с лыс ками упрощаются, так как нет опасности подрезки галтелей в зоне максимальных напряжений при изгибе вала.
Формула изобретения
Коленчатый вал, содержащий коренные и шатунные шейки и щеки, сопряженные между собой профилированными галтелями, отличающийся тем, что, с целью повьшения надежности за счет снижения пика напряжений в опасных сечениях вала, на шейках в местах их сопряжения со щеками выполнены профилированные лыски, расположенные перпендикулярно плоскости, проходящей черкз оси симметрии смежных коренных и шатунных шеек.
X
фиг.г duff 6
Приспособление для разматывания лент с семенами при укладке их в почву | 1922 |
|
SU56A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Увеличение ресурса машин технологическими методами | |||
- М,: Машиностроение, ,1978, с.43-46. |
Авторы
Даты
1988-06-07—Публикация
1986-07-21—Подача