Соединение деталей Советский патент 1988 года по МПК F16B5/02 

Описание патента на изобретение SU1409788A1

со

00

00

Изобретение относится к машиностроению, а именно к высокоресурсным многорядным соединениям деталей.

Цель изобретения - повышение усталостной долговечности.

.На фиг. 1 изображено многорядное соединение деталей; на фиг. 2 и 3 - схемы силового взаимодействия стержней крепежных элементов со стенками отверстий в соединяемых деталях (соответственно узлы I и II на фиг. 1); на фиг. 4 - эпюра распределения усилий по рядам крепежных элементов для соединения без зазоров; на фиг. 5 - эпюра распределения усилий по рядам крепежных элементов для соединения с зазорами; на фиг. 6 - вариант соединения деталей.

Соединение деталей содержит соединяемые детали 1-3 и ряды крепежных элементов 4, например болтов с шайбами и гайками. Стержни крепежных элементов установлены в отверстиях соединяемых деталей с радиальными зазорами 5, при этом радиальные зазоры постепенно увеличиваются в направлении, противоположном направлению приложения эксплуатационной нагрузки Рд.

Местом вероятного усталостного разрушения соединения являются плоскости А-А и Б-Б (крайние ряды крепежных элементов), причем плоскость А-А является первым рядом крепежных элементов для деталей 1 и 2, а сечение Б-Б - для детали 3. Целесообразно с точки зрения усталостной долговечности устанавливать крепежные элементы с натягом в детали 1, 2 в плоскости А-А (фиг. 2), а в детали 3 - b плоскости Б-Б (фиг. 3). Для повышения усталостной долговечности этих зон целесообразно при- менять не пониженную, а нормируемую затяжку крепежных элементов.

Известно, что оценить напряженное состояние на контуре нагруженного отверстия можно по величине приведенных напряже- HHii:

б л +0,56 м,

где бьм - нормальные напряжения смятия в листе от действия крепежных элементов;

-л - величина действующих напряжений растяжения в листе (за крепежным элементом); - величина изгибных напряжений в месте вероятного усталостного разрушения; экспериментальный коэффициент

повреждаемости.

Цель оптимального проектирования соединения - достижение в каждо.м ряду крепежных элементов условия const.

Необходимо отметить, что разработанное техническое решение целесообразно в основном для болтовых соединений и имеет при сборке соединений технологические особенности. Поскольку желательно выполнение соосности крепежных элементов и отверстий под них, то технология изготовления таких 45 соединений примерно такова: взаимная фиксация соединяемых деталей (фиксатор 6), совместное сверление отверстий под крепежные элементы, разделение пакета, индивидуальная разделка отверстий в каждой детали, например, развертками или протяжка- .ми, сов.местная фиксация деталей, сборка пакета на крепежные элементы и затяжка их.

Преи.муществом данного технического решения являемся то, что подбором системы зазоров (экспериментально или расчетом

Для обычных средних соединений (без сие- 55возможно достижение желаемого распре.де- темы зазоров) характерно постепенное умень ления загруженного по рядам крепежных шение бл от первого ряда отверстий под кре-элементов и повышение усталостной долго- нежные элементы к последнему ряду и не-вечности соединения.

равномерная (для первого ряда больше) или близкая к равномерной загрузка рядов крепежных элементов.

Рационально при уменьшении л увеличивать 0с« , т.е. перераспределять усилия по рядам крепежных элементов. Этого можно достигнуть системой зазоров, при которой ряды крепежных элементов последовательно увеличивают степень загруженности от первого ряда.

Обозначим величину наибольшего зазора между стержнем первого ряда крепежных элементов и стенкой отверстий (фиг. 2); для детали 3

.ji.ei

д.

для детали

(2)

(2)

.« Р1 - d65

г

(3)

Тогда рационально связать величину .максимальных зазоров в деталях с величиной эксплуатационной нагрузки Р, действующей на соединение:

Д7 Сб1-Рз;д; Сб5-Рз, (4)

где CSi, Csj-податливости первого ряда крепежных элементов (фиг. 1).

Величину зазора i-ro ряда крепежных элементов, следующего за первым (). можно определить

-i,(5)

л- -

Лс - -rf5

0

0

где 11- -количество рядов крепежных элементов;t - номер ряда крепежных элементов.

При действии на соединение нагрузки, близкой к статической разрушающей, зазоры между крепежными элементами и отверстиями под них выбираются и соединения включаются в работу по традиционной схеме многорядного срезного соединения без зазоров.

Необходимо отметить, что разработанное техническое решение целесообразно в основном для болтовых соединений и имеет при сборке соединений технологические особенности. Поскольку желательно выполнение соосности крепежных элементов и отверстий под них, то технология изготовления таких 5 соединений примерно такова: взаимная фиксация соединяемых деталей (фиксатор 6), совместное сверление отверстий под крепежные элементы, разделение пакета, индивидуальная разделка отверстий в каждой детали, например, развертками или протяжка- .ми, сов.местная фиксация деталей, сборка пакета на крепежные элементы и затяжка их.

Преи.муществом данного технического решения являемся то, что подбором системы зазоров (экспериментально или расчетом

Формула изобретения

Соединение деталей, содержащее установленные в отверстиях соединяемых деталей ряды крепежных элементов, при этом крепежные элементы первого по отношению к нагрузке ряда установлены с радиальным зазором в детали, образующей край соединения, и с натягом во второй детали, от- личающевся тем, что, с целью повышения усталостной долговечности, крепежные элементы каждого последующего ряда установлены с радиальными зазорами в деталях, причем величина радиального зазора в каждом последующем ряду крепежных элементов больше, чем в предыдущем.

Похожие патенты SU1409788A1

название год авторы номер документа
Соединение деталей и способ сборки соединения деталей 1986
  • Румянцев Эдуард Николаевич
SU1343132A1
Способ получения многорядного соединения деталей 1989
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
  • Новожилов Александр Егорович
SU1691592A1
Способ получения многорядного срезного соединения листовых деталей 1990
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Новожилов Александр Егорович
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1767244A1
Соединение деталей 1986
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Гребеников Александр Григорьевич
  • Стебенев Валерий Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
SU1428844A1
Соединение деталей и способ сборки деталей 1986
  • Гребеников Александр Григорьевич
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Стебенев Валерий Николаевич
  • Василевский Евгений Тимофеевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
SU1444566A1
Соединение деталей 1987
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1479734A1
Многорядное срезное соединение деталей 1987
  • Румянцев Эдуард Николаевич
SU1490327A1
Соединение деталей 1987
  • Гребеников Александр Григорьевич
  • Андрющенко Владимир Михайлович
  • Тимченко Алексей Михайлович
  • Стебенев Валерий Николаевич
  • Василевский Евгений Тимофеевич
SU1418524A1
Способ получения многорядного соединения деталей 1989
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
  • Румянцева Марина Владимировна
SU1682655A1
Заклепочное соединение 1989
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
  • Низковский Владимир Львович
SU1673758A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 409 788 A1

Реферат патента 1988 года Соединение деталей

Изобретение относится к области машиностроения, к высокоресурсным многоряд- институтным соединениям деталей. Цель - повышение усталостной долговечности. Соединение содержит соединяемые детали и ряды кре- - нежных элементов. Крепежные элементы установлены в отверстия.х соединяемых де- с радиальными зазорами. Эти зазоры постепенно увеличиваются в направлении, противоположном направлению приложения эксплуатационной нагрузки. Наличие зазоров позволяет снизить загруженность крайних рядов крепежных элементов, повысив те.м самым усталостную долговечность соединения. 6 ил.

Формула изобретения SU 1 409 788 A1

/

I

CJ3US.2

L, 3

j A

I

сриаЗ

фиг. ЧФаг. 6

фиг. 5

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1409788A1

Авторское свидетельство СССР № 1168755,
кл
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Соединение листовых деталей внахлестку 1980
  • Гребеников Александр Григорьевич
  • Андрющенко Владимир Михайлович
  • Тимченко Алексей Михайлович
  • Стебенев Валерий Николаевич
  • Бычков Сергей Андреевич
  • Василевский Евгений Тимофеевич
SU1010325A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 409 788 A1

Авторы

Румянцев Эдуард Николаевич

Даты

1988-07-15Публикация

1986-08-04Подача