Способ получения многорядного соединения деталей Советский патент 1991 года по МПК F16B5/02 

Описание патента на изобретение SU1682655A1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к самолетостроению, и может быть использовано при изготовлении многорядных срезных болтовых соединений.

Целью изобретения является повышение срока службы путем повышения усталостной долговечности соединения.

На фиг. 1 изображена конструкция пя- тирядного односрезного болтового соединения деталей до затяжки болтов; на фиг. 2 - конструкция и геометрические размеры распорной прокладки; на фиг. 3 - конструкция и параметры напряженного состояния после осевой затяжки болтов; на фиг. 4 - конструкция и параметры напряженного состояния после осевой затяжки болтов и приложения эксплуатационной нагрузки.

Соединение деталей состоит из соединяемых листов 1 и 2 и крепежных элементов - болтов 3, шайбы 4 и гайки 5. Между соединяемыми листами установлена высокопрочная прокладка 6. имеющая переменный по длине соединения на участках между рядами болтов первоначальный изгиб. Местом усталостного разрушения соединения является сечение по первому относительно эксплуатационной нагрузки Рэ ряду отверстий под болты: сечение по линии А-А для листа 1 и сечение по линии Б-Б для листа 2.

Переменный от крайнего ряда болтов к внутреннему изгиб прокладки реализуется последовательным смещением отверстий в листах и прокладке. Пусть лист 1 имеет рядный шаг отверстий ti, t2, ta, t4 (фиг. 1), а прокладка соответственно tp , tp , tp . tp . Выполнение смещения осей отверстий (относительно среднего ряда) в прокладке в сторону действующей на лист нагрузки Atp и Д tp1, причем Atp2 A tp1 (фиг 2) приводит при совмещении отверстий при сборке соединения к переменному изгибу прокладки.

После осевой затяжки болтов изогнутая прокладка выпрямляется и расширяет болЁ

О 00

ho

о

СЛ

сл

ты от внутреннего ряда к крайним. На стенках отверстий под болты возникают

технологические напряжения смятия 7См i, действие которых противоположно действию эксплуатационных напряжений смятия,

причем отм i оЈм 2 (фиг, 3), т.е. распор болтов увеличивается от внутреннего ряда к крайним.

После приложения эксплуатационной нагрузки Рэ происходит перераспределение напряжений смятия по рядам отверстий, причем

ОЬм I I + Осм I,№

где OCM i - величина напряжений смятия на -м отверстии под действием эксплуатационной нагрузки Рэ без применения распора болтов.

Поскольку направление 0ТМ| от внутреннего ряда болтов к первому ряду противоположно I, а от внутреннего к последнему

ряду болтов совпадает с i. то и величина результирующих напряжений смятия постепенно увеличивается от первого ряда болтов к последнему (фиг. 4), т.е.

(Тем 1 СГсм 2 ОЬм 3 ОЬм 4 ОЬм 5.

Таким образом, происходит реализация принципа рационального проектирования соединения по критерию усталостной долговечности.

Применение данного соединения целесообразно для многорядных (с числом рядов

более четырех) одно- и двухсрезных соединений. Для четного количества рядов в качестве среднего ряда берется один из внутренних либо объединяются два срезных ряда (без прогиба прокладки между ними).

Таким образом, предлагаемый способ соединения деталей позволяет обеспечить равномерную загруженность соединения

по его длине, что повышает его усталостную долговечность и приводит к повышению ресурса соединения.

Ф о р м у л а и з о б р е те н и я

Способ получения многорядного соединения деталей, при котором изготавливают детали с рядами отверстий и прокладку с соответствующими рядами отверстий и с изгибами на крайних участках, расположенных между крайними рядами отверстий и соседними с ними промежуточными рядами, соединяют детали и прокладку между ними в пакет, устанавливают крепежные

элементы в отверстия пакета и затягивают их, отличающийся тем, что, с целью повышения срока службы путем повышения усталостной долговечности соединения, прокладку выполняют с аналогичными изгибами на участках между промежуточными рядами отверстий, причем величину прогиба последовательно уменьшают от крайних участков к середине прокладки.

Похожие патенты SU1682655A1

название год авторы номер документа
Способ получения многорядного соединения деталей 1990
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Новожилов Александр Егорович
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1712686A1
Способ получения соединения деталей 1990
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Низковский Владимир Львович
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1754926A1
Способ получения болтового соединения деталей 1989
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
  • Румянцева Марина Владимировна
SU1691589A1
Способ получения многорядного срезного соединения деталей 1990
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Гребеников Александр Григорьевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1735625A1
Способ получения соединения деталей 1990
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Новожилов Александр Егорович
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1735626A1
Способ получения многорядного соединения деталей 1989
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
  • Новожилов Александр Егорович
SU1691592A1
Соединение деталей 1989
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Анатолий Григорьевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
  • Низковский Владимир Львович
SU1712685A1
Соединение деталей 1990
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Новожилов Александр Егорович
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1733732A1
Болтовое срезное соединение деталей 1989
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Стебенев Валерий Николаевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1710877A1
Многорядное соединение деталей 1990
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Андрющенко Владимир Михайлович
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1753077A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 682 655 A1

Реферат патента 1991 года Способ получения многорядного соединения деталей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при соединении различных деталей друг с другом. Цель изобретения - повышение срока службы путем повышения усталостной долговечности соединения. Изготавливают детали с рядами отверстий и прокладку с изгибами между отверстиями. Соединяют их в пакет. Устанавливают в отверстие пакета крепежные элементы и затягивают их. Изгиб прокладки имеет величину, (последовательно уменьшающуюся от крайних участков между рядами отверстий к середине прокладки. 4 ил.

Формула изобретения SU 1 682 655 A1

Фиг.1

Фиг.2

0V

JCMl

Фиг.1

РЗ

Фиг. 4

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1682655A1

Соединение деталей 1987
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Гребеников Александр Григорьевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1493804A2
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 682 655 A1

Авторы

Румянцев Эдуард Николаевич

Шаманов Александр Григорьевич

Бабичев Владимир Григорьевич

Румянцева Марина Владимировна

Даты

1991-10-07Публикация

1989-04-11Подача