Фиг.1
Изобретение относится к машиностроению, к высокоресурсным заклепочным соединениям
Цель изобретения - повышение усталостной долговечности и удобства сборки
На фиг 1 изображена конструкция заклепочного соединения до расклепывания заклепки, на фиг 2 - то же. после расклепывания, на фиг 3 - разрез А-А на фиг 2
Заклепочное соединение содержит соединяемые детали 1 и 2 и заклепку состоящую из высокопрочного стержня 3 с закладной головкой 4 и втулки из материала более пластичного, чем материал стержня состоящей из набора колец5. причем сопряженные между собой торцы колец образуют плоскость, наклонную к продольной оси
стержня под углом оЈ Последнее кольцо втулки имеет внутреннюю кольцевую расточку 6 под замыкающую головку стержня 7 которая расположена внутри замыкающей головки втулки 8 После расклепывания заклепки образуется заклепочное соединение, статическая прочность которого на отрыв головок обеспечивается прочностью головки стержня 7, а на срез крепежных элементов - статической прочностью стержня 3 и колец 5 Поскольку торцы колец втулки образуют клиновидное зацепление, то при расклепывании заклепки по стенкам отверстия под нее образуется радиальный натяг Дн Величина радиального натяга неравномерна по окружности отверстия Поскольку плоскость сопряжения колец образована расчленением цилиндрической втулки наклонной к продольной оси плоскостью, то форма сопряженного торца кольца представляет собой эллипс. Наибольший натяг кольцо обеспечивает вдоль клиновидного зацепления (вдоль продольной оси эллипса) и наименьший вдоль поперечной оси. Поэтому заклепку следует располагать в отверстии таким образом, чтобы большая ось эллипса была ориентирована перпендикулярно действующей на соединяемый лист эксплуатационной нагрузке Рэ В этом случае наибольший натяг попадает в зону вероятного усталостного разрушения, чт.о обеспечивает наибольшую эффективность натяга при некотором снижении величины широтных напряжений на контуре нагруженного отверстия
Величина угла с& f&p , , где р - угол трения клиновидного зацепления.Количество колец зависит от толщины пакета деталей, целесообразно использование 4-8 колец. Замыкающая головка образована из
части втулки, выступающей за пределы соединяемых листов на величину Из, и из части высокопрочного стержня, выступающего за пределы соединяемых листов на величину
he, а глубина кольцевой расточки величиной h и диаметром dn Величина ha традиционна для заклепочных соединений и равна ha 1,1-1,3 da Величину диаметра стержня заклепки целесообразно применять dc 0.30,6 da Величину hc hn. dn следует выбирать из условия статической прочности заклепки на отрыв головки Но первоначально следует назначить dn 06-0,8 da по условию технологичности клепки (отсутствия заеаливания стенок последнего кольца втулки).
Данное заклепочное соединение применяется для многорядных соединений, при этом для крайних рядов крепежных элементов используются составные заклепки (с
кольцами) а для внутренних рядов - обычные Это снижает силонагруженность крайних рядов заклепок и повышает усталостную долговечность соединяемых листов
При сборке заклепочного соединения
нет необходимости ориентировать кольца, образующие втулки относительно плоскости стыка соединяемых листов, что повышает удобство сборки.
Формула изобретения
1 Заклепочное соединение содержащее установленный в отверстиях соединяемых деталей высокопрочный стержень с закладной головкой, а также охватывающую стержень втулку выполненную в виде набора колец, сопряженных между собой по тор- цам, при этом замыкающая головка
выполнена из части втулки и части высокопрочного стержня отличающееся тем, что с целью повышения усталостной долговечности и удобства сборки сопряженные между собой торцы колец втулки выполнены
наклонными к оси втулки торец кольца со стороны закладной головки стержня выполнен перпендикулярным к оси втулки, а на торце замыкающей головки выполнена выемка, заполненная частью высокопрочного
стержня.
2. Соединение по п 1 отличающееся тем,что большая ось эллипса образованного наклонным торцом колец втулки рас- положена в плоскости перпендикулярной к направлению действия эксплуатационной нагрузки
А 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Заклепочное соединение | 1988 |
|
SU1555549A1 |
Заклепка | 1989 |
|
SU1687944A1 |
Заклепка | 1987 |
|
SU1439307A1 |
Заклепка | 1989 |
|
SU1670205A1 |
Способ получения заклепочного соединения деталей | 1990 |
|
SU1735627A1 |
Способ выполнения заклепочного соединения | 1990 |
|
SU1751460A1 |
Способ получения заклепочного соединения | 1989 |
|
SU1732022A1 |
Заклепка | 1986 |
|
SU1401171A1 |
Способ образования заклепочного соединения | 1990 |
|
SU1738460A1 |
Заклепка | 1990 |
|
SU1807265A1 |
Изобретение относится к машиностроению, к высокоресурсным заклепочным соединениям. Цель изобретения - повышение усталостной долговечности и удобства сборки. Заклепочное соединение состоит из установленной в отверстиях соединяемых деталей 1 и 2 заклепки, выполненной из высокопрочного стержня 3 с закладной головкой 4. Сердечник охвачен втулкой, состоящей из набора колец 5, сопряженных между собой по наклонным к оси заклепки торцам. Последнее кольцо втулки имеет кольцевую торцовую расточку 6, в которой расположен конец стержня 3. После расклепывания заклепки между втулкой и стенками отверстия в соединяемых листах образуется неравномерный радиальный натяг. Наибольший натяг обеспечивается вдоль продольной оси эллипсного торца колец, поэтому заклепку следует располагать в отверстии соединяемых листов таким образом, чтобы большая ось эллипса была ориентирована перпендикулярно эксплуатационной нагрузке. Наибольший натяг попадает в зону вероятного усталостного разрушения. Заклепочное соединение обеспечивает повышение усталостной долговечности. При сборке нет необходимости предварительно ориентировать кольца втулки, что упрощает сборку. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Заклепочное соединение | 1988 |
|
SU1555549A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1991-08-30—Публикация
1989-09-04—Подача