Храповой механизм свободного хода Советский патент 1988 года по МПК F16D41/12 

Описание патента на изобретение SU1416771A1

О5

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для обеспечения плавного безударного стопоренкя храпового колеса.

Цель изобретения - повышение нагрузочной способности и уменьшение динамических нагрузок в период холостого хода.

На фиг. 1 изображен предлагаемый храповой механизм; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - узел I на фиг. 2 (собачка предлагаемого храпового меха- низма, вариант исполнения).

Храповой механизм свободного хода содержит храповое колесо 1, обойму 2 с установленной в ее направляющих между двумя опорными поверхностями 3 и 4 собачкой в виде набора пластин, состояш,его из опорных пластин 5 и расположенных между ними стопоряших пластин 6. Набор пластин устанавливается в обойму с минимальным зазором между опорными поверхностями, достаточным для свободного поступа- тельного перемеш,ения каждой пластины до взаимодействия с зубьями храпового колеса. Максимальное перемещение пластин в обойме ограничивается выступом 7 на обойме, взаимодействующим с выступом 8 на плас- тинах.

Перемещение пластин в обойме в разных вариантах исполнения механизма может происходить под действием собственного веса, под действием пружин 9 (фиг. 3) или других сил, например центробежных, при установке собачки на вращающейся платформе испытательного стенда.

Храповой механизм работает следующим образом.

Пластины 6 собачки под действием свое- го веса или усилия пружин 9 перемещаются в пазу обоймы 2 до взаимодействия с зубьями храпового колеса 1.

При враш.ении храпового колеса 1 по часовой стрелке стопорения механизма не про- исходит, так как пластины 6 свободно скользят по наклонным плоскостям зубьев и перемещаются вверх в обойме 2, при этом профиль, образованный концами пластин 6 собачки стремится повторить форму зуба, т.е. по концам пластин, взаимодействующих с храповым колесом, как бы двигается «волна. При обратном движении храпового колеса 1 чаеть пластин 6 собачки, находящаяся между зубом и опорной поверхностью обоймы 2, сжимается, создавая необходимый упор для стопорения храпового механизма. При этом

во время взаимодействия зуба храпового колеса 1 с пакетом пластин дополнительно снижаются ударные нагрузки за счет сжатия пакета. Для того, чтобы обратный холостой ход храпового колеса не превыщал по величине толщину стопорящей- пластины при любом положении зуба храпового колеса относительно пакета стопорящих

пластин, толщина пакета должна быть равна или превыщать щаг храпового колеса. Наибольшая толщина пакета стопорящих пластин при проектировании принимается в зависимости от числа зубьев, шага храпового колеса и толщины стопорящих пластин.

Толщина опорной пластины выбирается

из условия ее прочности на срез зубом храпового колеса по формуле

h J5.lE

()ч:ср

0

5

0 Q

5

где k Р Н Б

толщина опорной пластины;

стопорящее усилие;

щирина храпового колеса;

высота зуба храпового колеса; Сор - предельные напряжения на срез

материала опорной пластины; k - коэффициент запаса прочности. Подбором толщины стопорящих пластин, устанавливаемых в собачке, можно добиться безударной работы механизма при стопорении. Пластины собачки технологически просты при изготовлении, не требуют точной механической обработки, имеют одинаковую форму, могут изготавливаться из стального листа или ленты при совместной обработке всего пакета.

Формула изобретения

Храповой механизм свободного хода, содержащий храповое колесо, обойму и установленную в ней собачку в виде пакета пластин, размещенных в направляющих обоймы с возможностью перемещения в направлении храпового колеса, отличающийся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и снижения динамических нагрузок в период холостого хода, пластины в пакете выполнены разнотолщинными, толщина крайних пластин определяется из нагрузочной способности механизма, а расположенные между, ними пластины выполнены меньшей толщины, при этом их суммарная толщина по меньшей мере равна шагу расположения зубьев храпового колеса.

цзиг.2.

сриг.З

Похожие патенты SU1416771A1

название год авторы номер документа
ХРАПОВОЙ МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА 1997
  • Бондалетов В.П.
  • Заплаткин А.А.
  • Михеев С.С.
RU2138707C1
Двухсторонний стопорный механизм 1981
  • Измалков Герман Иванович
SU1044858A1
Реверсивный храповой механизм 1986
  • Зайденко Анатолий Михайлович
  • Евтушенко Людмила Федоровна
  • Чигрина Ирина Петровна
SU1366746A1
ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР 1995
  • Гречишкин В.Ф.
  • Димитров В.И.
  • Дубровский А.Ф.
  • Колесников А.Л.
RU2087781C1
ХРАПОВОЙ МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА 2002
  • Мосур В.Г.
RU2221943C2
Механизм свободного хода 1986
  • Ивачев Леонид Михайлович
SU1318751A1
КЛИНОВОЙ МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА 2000
  • Карабань В.Г.
  • Скребцов А.И.
RU2194199C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ЛИСТОВЫХ ДЕТАЛЕЙ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ФЛАНЦЕВ ИЗ ШИН К ВОЗДУХОВОДАМ И СЕКЦИЙ КАРМАННЫХ ФИЛЬТРОВ ОЧИСТКИ ВОЗДУХА 2015
  • Бояркин Максим Владимирович
  • Бояркин Владимир Федорович
  • Бояркина Елена Ивановна
  • Филякин Александр Валериевич
  • Баканов Алексей Юрьевич
RU2617805C2
ХРАПОВОЙ МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА 2010
  • Леонов Сергей Анатольевич
  • Леонов Анатолий Иванович
RU2422694C1
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 1995
  • Кулешов Виталий Валентинович
RU2086831C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 416 771 A1

Реферат патента 1988 года Храповой механизм свободного хода

Изобретение относится к области .машиностроения и м.б. использовано в .механизмах для обеспечения плавного безударного стопорения храпового колеса. Цель - повышение нагрузочной способности и у.мень- шение дина.мических нагрузок в период холостого хода. Механиз.м состоит из храпового колеса 1, обоймы 2 и собачки. Собачка состоит из пакета разнотолшинных пластин. Толшина крайних опорных пластин 5 определяется нагрузочной способностью механизма. Промежуточные стопоряшие пластины 6 имеют меньшую толщину. При вра- шении колеса I против часовой стрелки часть пластин собачки, находящаяся между зубом и направляющей обоймы, сжимается, создавая необходимый упор для стопорения механизма. Обратный .холостой ход определяется толшипой стопоряп1ей гк-частины 6. Толш,ина пакета пластин по меньп1ей мере равна шагу расположения зубьев храпового колеса. 3 ил.

Формула изобретения SU 1 416 771 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1416771A1

Патент США № 3743065, кл
Вагонный распределитель для воздушных тормозов 1921
  • Казанцев Ф.П.
SU192A1

SU 1 416 771 A1

Авторы

Иванов Василий Михайлович

Толочек Вячеслав Николаевич

Даты

1988-08-15Публикация

1984-01-26Подача