(Л
С
Изобретение относится к узлам И деталям машин, в частности к радиальным подшипникам скольжения, и может быть использовано в машиностроении, особенно в узлах трения сельхозмашин
Целью изобретения является повышение долговечности и нагрузочной спо сдбностй металлополимерного подшипника.
i На фиг. 1 изображен вкладьш: подшипника, продольный разрез; на фиг,2- тд же, вид сбоку; на фиг. 3 - раз- р4з А-А на фиг. 2 (развертка рабочей поверхности вкпадьш1а); на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 3; на фиг. 5.- элемент 1, поперечное сечение.
Вкпадыш предлагаемого подшипника скольжения состоит из пористых спе- ченньпс зигзагообразных элементов 1, изготовленнь1х методами порошковой металлургии и соединенных сваркой (Контактной рельефной) в каркас.
Ячейки каркаса заполнены антифрикционными полимерными вставками 2;. Фиксация торцовых полимерных вставок 3 осуществляется за счет перемы- ч.ек 4, образовавшихся после заполнения отверстий полимером в процессе, литья под давлением.
Пористый каркас перед запрессовкой В кладьш1а в корпус пропитывается жид- кЪй смазкой. При работе подшипника Происх;одит его нагрев, в результате чего расширяются полимерные вставки 2 в ячейках, возникают- напряжения изза разности коэффициентов линейного термического расширения материала каркаса и антифрикционного полимера.
Под воздействием этих напряжений полимерные вставки 2 прижимаются к смежным поверхностям элементов 1 пористого карка.са, повьш1ая фиксацию вставок и препятствуя тем самьгм их перемещению в радиальном направлении
При размещении вставок 2 происходит герметизация прилегаюдах поверхностей пористых элементов 1, что обеспечивает вьделение жидкой смазки из
лор каркаса на рабочую поверхность.
I , .
Вьщёление жидкой смазки в зону ирония снижает интенсивность износа И уменьшает тепловую напряженность подшипника, и соответственно, размеры полимерных вставок. Таким образом, применение предлагаемой конструкции вкладьш1а способствует саморегулированию процесса трения, что обеспечивает повьш1енную долговечность.
Изготовление зигзагообразных элементов с профилем сечения в виде двояковогнутой линзы позволяет после соединения их получить каркас, который обеспечивает прочную фиксацию полимерных участков в ячейках. А изготовление элементов каркаса с кривизной
4Н2 + а2 8а.
R
обеспечивает фиксацию полимера в ячейках при минимальном увеличении местных напряжений, происходящих за счет изменения профиля сечения. При изготовлении элементов с кривизной
4нг + а2
R
8а
0
5 0
0
5
0
5
отношение наиболее узкого сечения профиля к наиболее широкому достигает оптимального значения, равного 0,5, что позволяет уменьшить коэффициент концентрации местных напряжений до а 1 ,1 .
Уменьшение радиуса кривизны приводит к повьш1ению концентрации местных напряжений, что из-за значительно более низких значений разрывного напряжения G. и относительного удлинения S пористого материала ( (J- в 4-5 раз ниже, а 8 з 2-3 раза ниже, чем у стали) сдособствует образованию трещин, сколов и ограничивает допустимые нагрузки.
-
Увеличение радиуса кривизны выше рекомендуемых значений практически не снижает коэффициент концентрации местных напряжений, что уменьшает прочность фиксации полимера в ячейках за счет уменьшения объема полимера, находящегося в полости зигзагообразных элементов.
Изготовление элементов с отверстиями, периодически расположенными по окружности в плоских частях элементов, позволяет обеспечить фиксацию полимерных участков, расположенных в торцовых ячейках, за счет соединения их через отверстия с полимерными участками, расположенными в ячейках, и образовать, таким образом, полимерный каркас, зафиксированный в ячейках металлического каркаса, Г
Это исключает необходимость облицовочного полимерного наружного слоя
и способствует повышению нагрузочной способности подшипника.
При изготовлении зигзагообразных элементов с соотношением толщины опор ной части а к ширине b менее 0,5 любая точка сопряженной поверхности вала периодически контактирует с полимерной и металлической частями вкладьш1а , что исключает выход подтип- ника за .счет схватывания металлических поверхностей.
При отношении г э 0,5 b
на сопряжен.
ной поверхности вала образуются кольцевые участки, постоянно контактирующие только с металлической частью вкладьш1а, что уменьшает долговечност подшипника из-за повьш1енного износа или возможного схватывания при недостатке смазки.
Изготовление вкладьш1а подшипника может быть осуществлено следующим образом.
Методами порошковой металлургии изготавливаются зигзагообразные зле- менты предлагаемой конфигурации с отверстиями, периодически расположенными по окружности элемента.
Элементы соединяются в каркас на,оправке со штыревым фиксатором. Методом сварки (например, контактной рельефной сварки) элементы прочно соединяются в каркас. Образован- ньй каркас устанавливается на знак в литьевую пресс-форму, где ячейки
и соединительные отверстия заполняются антифрикционным полимером.
После изготовления вкладьша пористый каркас насьш1ается жидкой смазкой и вкладыш запрессовывается в корпус.
Полученный подшипник отличается высокой несущей способностью и долго- вечностью. Формула изобр
е т е н и я
- ю
15
20
1. Подшипник скольжения, содержащий вкладьш в виде соединенных в каркас зигзагообразных элементов из пористого спеченного материала с образованием сотовых ячеек, о т л и ч а ю- щ и и с я тем, что, с целью повышения долговечности и нагрузочной способности, стенки сотовых ячеек выполнены вогнутыми с радиусом кривизны, определяемым соотношением
4Н2 -fa 8а
R
где а - толщина зигзагообразного элемента на опорной поверхности; Н - толщина вкладьш1а.
2.Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что в контактирующих одна с другой стенках зигзагообразных элементов выполнены отверстия .
3.Подшипник по пп. 1 и 2, о т - личающийся тем, что отношение толшины Z-образного элемента на опорной поверхности к его ширине менее 0,5.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АНТИФРИКЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2025588C1 |
Опора скольжения кузова рельсового транспортного средства | 1987 |
|
SU1439000A1 |
Подшипник скольжения | 1981 |
|
SU1143901A1 |
Сферический подшипник скольжения | 1988 |
|
SU1612132A1 |
Направляющее устройство шахтного подъемного сосуда | 1984 |
|
SU1221148A1 |
Подшипник скольжения | 1982 |
|
SU1124137A1 |
Подшипник скольжения | 1977 |
|
SU709859A1 |
Вкладыш подшипника скольжения | 1983 |
|
SU1186848A1 |
Подшипниковый узел сателлита | 1981 |
|
SU1090941A1 |
Способ изготовления самосмазывающихся подшипников скольжения | 1983 |
|
SU1178551A1 |
Изобретение относится к узлам и деталям машин, в частности к радиальным подшипникам скольжения, и мо- жет быть использовано в узлах трения сельхозмашин. Цель - повышение долговечности и нагрузочной способ - ности подшипника. Подшипник выполнен в виде набора соединенных друг с другом зигзагообразных элементов с образованием сотовых ячеек. Стенки сотовых ячеек выполнены вогнутыми. Радиус кривизны определяется по специальному соотношению. В местах сое- динения зигзагообразных элементов друг с другом выполнены отверстия Такое выполнение обеспечивает саморегулирование процесса трения. 2 з.п, ф-лы, 5 ил.
Фиг./
Фиг. 2
- Л/Г
Л
liL
развернуто
Редактор А. Ворович
Составитель Т. Хромова
ТехредМ.Лидык Корректор Л. Патай
Заказ 5105/33
Тираж 757
ВИИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Фш.J
Фш.5
Подписное
Патент США № 3436129, кл | |||
Распределительный механизм для паровых машин | 1921 |
|
SU308A1 |
Газостатический подшипник | 1981 |
|
SU979740A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1988-10-07—Публикация
1986-06-10—Подача