гчэ
Изобретение относится к сигнальным устройствам транспортных средств позволяет при помопщ одного элемента световой индикации информировать водителя об экономичном режиме работы двигателя в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и является усовершенствованием устройства по авт. св. № 1342783.
Цель изобретения - повышение точности.
На чертеже представлена функциональная блок-ехема предложенного устройства.
Устройство содержит датчик 1 частоты вращения коленчатого вала, связанный через формирователь 2 сигнала с входами трех частотных компараторов 3-5 с последовательно убывающими порогами срабатывания. Выход компаратора 3 соединен с входом запуска управляемого генератора бис инверс- ным входом первого элемента И-НЕ 7, прямой вход которого подключен к вы- ходу компаратора 4. Выход компаратора 5 связан с инверсным входом второго элемента И-НЕ 8. Прямые входы элемента И-НЕ 8 соединены раздельно с выходами управляемого генератора 6 и элемента И-НЕ 7. К выходу элемента И-НЕ 8 подключен элемент 9 световой индикации (светодиод).
Частотные компараторы 3 и 5 срабатывают и вырабатывают на выходах логические 1 в моменты перехода значения частоты вращения соответственно в запретньш верхний и нежелатель- НИ5КНИЙ диапазоны скоростей вращения коленчатого вала двигателя. Компаратор 4 срабатывает и вырабатьшает на выходе 1 в момент перехода из экономичного диапазона в нежелательный верхний диапазон. Управляемый генератор 6 при поступлении на вход 1 возбужден и вырабатывает на выходе импульсы, например, с частотой следования 2 Гц, а при поступлении О заторможен и вырабатывает на выходе сигнал логической 1.
Устройство работает следующим образом,
Если значение контролируемой скорости вращения находится в нижнем нежелательном диапазоне частот, то на выходах компараторов 3-5 вырабатываются соответственно логические О О и 1. При этом 1 с выхода компаратора 5 блокируется работа элемен
та И-НЕ 8, и на его выходе вырабатывается 1, включакщая светодиод 9, который горит непрерывно.
Если значение скорости находится в экономичном диапазоне частот, то на выходах .компараторов 3-5 формируются логические О. Генератор 6 заторможен О с выхода компаратора 3 и вырабатывает на выходе 1, поступающую на первый вход элемента И-НЕ 8, на второй его вход поступает 1 с выхода элемента И-НЕ 7, а на третий инверсный вход подается О .с выхода компаратора 5. При таких комбинациях входных сигналов на выходе элемента И-НЕ 8 формируется логический О, отключающий светодиод, и он не горит.
Если значение скорости находится в верхнем нежелательном диапазоне частот, то на выходах компараторов 3-5 формируются соответственно логи05 О
5
0
5
0
5
МП 1
О
1 и О. При этом на
ческие
выходе элемента И-НЕ 7 вырабатывается сигнал О, блокирующий работу элемента И-НЕ 8, и на его выходе формируется 1, включакацая светодиод 9, который горит непрерывно.
Когда значение скорости находится в верхнем запретном диапазоне частот, то на выходах компараторов 3-5 формируются соответственно логические 1, 1 и О. При этом 1 с выхода компаратора 3 запускается управляемый генератор 6, а сигналы 1 с выхода элемента И-НЕ 7 и О с выхода компаратора 5 разрешают прохождение импульсов генератора 6 через элемент И-НЕ 8 на светодиод 9, который начинает мигать.
Таким образом, предложенное решение позволяет сигнализировать о четырех уровнях скорости вращения при помощи одного точечного элемента световой индикации, что повышает достоверность контроля частоты вращения коленчатого вала.
Предлагаемое устройство позволяет заменить стрелочные тахометры, устанавливаемые на щитках приборов серийных автомобилей, одним точечным элементом световой индикации, который привлекает к себе внимание водителя непрерывным или мигающим световым сигналом лишь при отклонении скорости вращения за пределы экономичной зоны частот, что повышает эффективность и оперативность сигнализации
облегчает восприятие информации с щитка приборов в процессе движения, улучшает аргономические показатели тахометра, повышает надежность и снижает стоимость щитков приборов транспортных средств.
Применение устройства на автомобилях повышает их топливную экономич- ность (рациональное управление автомобилем позволяет на 20% снизить расход топлива), надежность и комфортабельность, снижает вредное влияние автомобиля на окружающую среду.
IQ5
8986
Формула изобретения
Устройство для контроля частоты вращения коленчатого вала двигателя транспортного средства по авт. св. № 1342783, отличающееся тем, что, с целью повьшения точности, оно снабжено вторьт элементом И-НЕ и третьим частотным компаратором, входом соединенным с выходом формирователя сигнала, а выходом - с одним из входов второго элемента И-НЕ, другой вход которого подключен к выходу первого частотного компаратора, а выход - к третьему входу первого элемента И-НЕ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для сигнализации частоты вращения коленчатого вала двигателя транспортного средства | 1988 |
|
SU1532373A1 |
Устройство для контроля частоты вращения коленчатого вала двигателя транспортного средства | 1986 |
|
SU1342783A1 |
Устройство для сигнализации частоты вращения коленчатого вала двигателя транспортного средства | 1988 |
|
SU1532374A1 |
Устройство контроля источника питания | 1987 |
|
SU1515117A1 |
Устройство для контроля неравномерности срабатывания тормозов автомобиля | 1984 |
|
SU1168454A1 |
Устройство для контроля напряжения аккумулятора | 1982 |
|
SU1048537A1 |
Индикатор состояния источника питания | 1986 |
|
SU1401392A1 |
Сигнализатор износа тормозных накладок | 1987 |
|
SU1411189A1 |
Устройство для контроля неравномерности срабатывания тормозов автомобиля | 1986 |
|
SU1342791A2 |
Четырехуровневый индикатор напряжения аккумулятора автомобиля | 1984 |
|
SU1188811A1 |
Изобретение относится к сигнальным устройствам трйнспортных средств и обеспечивает повьшение точности, Устройство при помощи одного свето- диода 9 информирует водителя о четы- Р.ех различных уровнях частоты вращения коленчатого вала двигателя. Если скорость находится в нижнем нежелательном диапазоне частот, то на выходах компараторов 3-5 соответственно логические 0,0,1. При этом единицей с выхода компаратора 5 блокиру ётся работа вентиля И-НЕ 8, на его выходе формируется единица, включаю- .щая светодиод 9, который горит непре- рьюно. Если скорость в экономичном диапазоне, то на выходах частотных компараторов логические нули. При этом с выходов элементов 6,7 и 5 поступают на входы элемента 8 соответственно .1,1 и О и на его выходе формируется нуль, отключающий светодиод 9, и он не горит. Если скорость в верхнем нежелательном диапазоне, то на выходах компараторов 3-5 соответственно 0,1,0. При этом на выходе элемента И-НЕ 7 вырабатывается нуль, блокирукидий работу элемента И-НЕ 8 и на его выходе формируется единица, включающая светодиод 9, который горит непрерывно. Когда скорость в верхнем запретном диапазоне, то на выходах компараторов 3-5 соответственно Г ,Г ,0. Единицей компаратора 3 возбуждается генератор 6 и его импульсы поступают через элемент И-НЕ 8. на светодиод, который начинает мигать, например, с частотой 2 Гц. Сигнал от датчика скорости 1 через формирователь поступает на входы частотных компараторов 3-5.. 1 ил. (Л « 00 00 о 00 Од
Устройство для контроля частоты вращения коленчатого вала двигателя транспортного средства | 1986 |
|
SU1342783A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1988-11-23—Публикация
1987-06-05—Подача