I ,
Ь : . /liiii, 111,
, VC l Oi
,M V (ГПККМГ .;-,4 К ТбХНИЧеСHiH ;пич-, a HML HKo к средства I I iM |-.аи11я T;.pMi.i3OB автомоби- ,, i Г я усг прл.чпенствованием г.н ,;.. апт. сь. i 1 I6845A. M.e ih H T o iijeieHHH - повышение эффективно и ксжтроля eт)aвнoмepнocти срлбат 1 гии;ия тормозов пзгомобиля.
На ilnr-, 1 прнведоня |1г/нк.;иональ- ная устройства т .я контроля J (-рабатывания тормо- .; фиг. 2 - графики нарастания :)г1о:(;.IX сил левого и прапотч) колес
Ус ро1 . гно содержит пычитатоль 1 , sx-.-av ю.п с.рого подключены датчи1 ..;:мозн: 1х сил правого и лс- .:) К :; , с а|:томоби. 1я одной оси, Вы-- ( вичитатс;:я соединен с информации
к
цчь м интегратора 4, выход ко- 20 датчиков 2 и 3. . Шительность времени
и
01,1 ciuir an с объединенными входа- 1,пух компараторов 5 и 6. Выходы
ju)Mi;iparopon 5 и 6 соединены с входа- г-.и элемента 7 РАВНОЗНАЧНОСТЬ, выход KO iopci о подключен к входу пуска :. ионбуждгния) управляемого генерато- 1/, ;;, Выхоц генератора 8 связан с ьг :1цьгм - XO;IUM элемеи га И-НЕ 9, к вы- ,;Лу 1,...Т ,)риго подключен светодиодЮ. /lai uiK 1 торможения связан через осле.дивательно соединенные одновиб- 12 и дифференцирующую цепь 13 : чуленым триг гера 14. Нулевой ных1 )д pHrrf-p,4 lA сш динен с вторым H.uu ON :-лемс-И га И-НЕ 9, Единичный .;:-г1 iiiir (4)ti I 1 1о;;кл1очен к выходу ;iitn. i-i Xi Ti :5, -запретный и пря- - . Rxojj.M 1ч-)Г(1р||ГО С1зя: аны соответст- .(t Hiiij );uiM и цыхо; 1.м одновибрато- i:,-) i/. Bxc i ; зыход ;лифферепцирующей nerui 1 „ :, Дг1пены CDO гмс гственно с I -r . р.- Г -ч1-,цим и установочным входами -. 1 см р;г:ч ря 4, Вход пе11еключения час- .oTi., i ., л ш. яемого гч нерутора 8 соеди- . t-H Mc pfj )чевой эле мен 16 с ныхо- дс.м luiiMnapaTopa 5.
Управпяемый генератор 8 устроен та ivifM с.П разом,- что при поступлении на гхо.г, 1 огического О, он заторможен и выдает логическую l, а при по- гч утглении на вход пуска логической 1 возбуждается и выдает импульсы, частота следования которых определяется лог ическим уровнем сигнала на входе ключевого элемента 16. Если на входе элемента 16 логический О, то частота следования импульсов генератора 8 равна, например, 1 Гц, если на входе элемента 16 логическая 1,
то часч ота импульсов равна, например, А Гц (нремя задающий резистор 17 шунтируется открытым транзистором элемента 1 6) .
Сущность метода определения неравномерности срабатывания тормозов заключается в следующем (фиг. 2). Вычисляют интеграл и от разности тормозных сил Р правого Р„ и левого Рд колес в течение установленного времени о на участке их нарастания (т.е. в процессе срабатывания тормозов), начиная от момента t, достижения тормозной силой первого из колес заданного уровня .
Величина Р . выбирается минимальзаАно возможной, но такой, чтобы превышала значение помех, поступающих от
интегрирования t задается такой постоянной неличины, чтобы при всяких торможениях вычисление щтеграла про- изводи.чось на участке нарастания тор- мозньк сил колес.
Величина и знак заштрихованной части i 1ч,1рмозпой Д 1аграммы позволяет СУЛИТ1. о неравномерности действия тормозов колес одной оси в процессе их срабат111вания,. Помехи компенсируются интегратором, что пoвьшJaeт достоверность и стабильность измерений.
Устройство работает следующим образом.
При торможении автомобиля, когда усилие на педали тормоза превыщает заданный уровень, срабатывает датчик 11 торможения (вырабатывает логическую 1) и возбуждает одновибратор 12.
По переднему фронту импульса одновиб- ратора 12 вырабатывается дифференци- рующей цепью 13 короткий импульс, возвращающий в исходное состояние интегратор 4 и триггер 14. Одновременно, выходным импульсом одновибрато- ра 12, поступающим на вход разрешения интегрирования интегратора 4, разрешается работа интегратора 4. Последний начинает выдавать сигнал,
пропорциональный разности тормозных сил колес, KOTopbtfi поступает на его информационный вход с выхода вычита- теля 1. По окончании импульса одно- вибратора 12 на выходе интегратора 4
вырабатывается напряжение, пропорциональное разности интегралов от сигналов датчиков 2 и 3, тормозных сил, которое соответствует неравномерности срабатывания тормозов колес авто
13
мобиля. Оно поступает на входы компараторов 5 и 6.
Уставки компараторов 5 и 6 задают диагностические нормативы неравномерности срабатывания тормозов, настроены таким образом, что эти нормативы должны быть установлены исходя из условия, что автомобиль при экстренном торможении не должен выходить за пре делы коридора движения шириной 3,5 м Для этого в тормозной системе автомобиля моделируются неисправности, после чего производят затормаживание на стенде и в дорожных условиях. При торможении на стенде фиксируется выходное напряжение интегратора 4, а при торможении на дороге измеряется рулеткой поперечное смещение крайней габаритной точки автомобиля. Выходное напряжение интегратора 4, соответствующее поперечному смещению ав- тОм обиля на 1,75 м, принимается за диагностический норматив неравномерности срабатывания тормозов и в соответствии с полученным нормативом устанавливаются пороги срабатывания компараторов 5 и 6 (например, +1 и -1 В соответственно).
Тогда, если по окончании процесса торможения выходное напряжение интегратора 4 находится в пределах зоны -1...+1 В, то компаратор 5 вырабатывает логический О, а компаратор 6 - логическую 1. При этом элемент РАВНОЗНАЧНОСТЬ 7 выдает О, посту- лающий на вход пуска управляемого генератора 8, который затормаживается и выдает на выходе 1. В этом случае, если триггер 14 находится в нулевом состоянии, то на выходе элемента И-НЕ 9 вырабатывается О, которым светодиод 10 отключен, что свидетельствует о том, что неравномерность срабатывания тормозов испытуемой оси автомобиля не превьшает допустимого уровня.
Если выходное напряжение интегратора 4 меньше -1 В, то на выходах компараторов 5 и 6 логические О, а на выходе элемента РАВНОЗНАЧНОСТЬ 7 - 1. Этим сигналом запускается управляемый генератор 8, вырабатывающий на выходе импульсы с частотой 1 Гц, поско|1ьку на входе элемента 16 логический О. При этом, если триггер 14 в нулевом состоянии, то разрешается прохождение импульсов генератора 8 через элемент И-НЕ 9 на свето
5
20
27
,„ 25
5
0 5
0
5
91
диод 10, которьш начинает мигать г частотой 1 Гц, что сигнализирует о превьшгении неравномерности срабатыип- ния тормозов норматива, причем правое колесо затормаживает позже левого (требуется регулировка тормоза правого колеса).
Когда выходное напряжение интег-ра- тора 4 больше +1 В, то на выходах компараторов 5 и 6 логические 1, на выходе элемента РАВНОЗНАЧНОСТЬ 7 - 1, генератор 8 возбужден и вырабатывает импульсы с частотой следования 4 Гц, поскольку на входе ключевого элемента 16 логическая 1. Если триггер 14 в нулевом состоянии, то разрешается прохождение импульсов генератора 8 через элемент 9 на светодиод 10, кото- рьм начинает мигать с повышенной частотой 4 Гц, сигнализируя о превьшгении норматива неравномерности срабатывания и запаздывании тормоза левого колеса по отношению к затормаживанию правого (необходима регулировка тормоза левого колеса).
При кратковременных нажатиях на педаль тормоза, когда сигнал датчика 11 торможения оканчивается при возбужденном состоянии одновибрато- ра 12, элементом ЗАПРЕТ 15 вырабатывается импульс, устанавливающий триггер 14 в единицу, при этом логический О с его нулевого выхода блокирует прохождение сигнала через элемент И-НЕ 9. При этом, вне зависимости от результатов диагноза (вне зависимости от состояния управляемого генератора 8), на выходе элемента И-НЕ 9 вырабатывается логическая 1 и светодиод излучается непрерывно, что сигнализирует о необходимости повторного торможения для получения достоверных результатов диагноза.
Если по окончании процесса торможения светодиод отключен, то это свидетельствует об исправности тормозов, если мигает с пониженной частотой 1 Гц, то неисправен тормоз правого колеса, если мигает с повьштенкой частотой 4 Гц то требуется регулировка тормоза левого колеса, а когда светит непрерывно - то, это свидетельствует о невьшолиении диагностирования и необходимости повторного торможения.
Ф о м У Л ) 1 ( обре т е и и я
Устройство для контроля неравномерности срабатывания тормозов автомобиля по авт, св. № 1168454, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности контроля,
ино снабжено дополнитс.арпю -ключевым элементом, а управляемый генератор выполнен днухчастотным, вход переключения частоты которого соединен через ключевой элемент с выходом одного из компараторов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для контроля неравномерности срабатывания тормозов автомобиля | 1984 |
|
SU1168454A1 |
Устройство для определения неравномерности срабатывания тормозов транспортного средства | 1983 |
|
SU1094778A2 |
Трехуровневый индикатор напряжения аккумулятора автомобиля | 1986 |
|
SU1379836A2 |
Сигнализатор исправности двухконтурной тормозной системы автомобиля | 1985 |
|
SU1258744A1 |
Устройство для определения неравномерности срабатывания тормозов транспортного средства | 1979 |
|
SU787220A1 |
Устройство для определения неодновременности срабатывания тормозов автомобиля | 1983 |
|
SU1119893A1 |
Устройство для контроля частоты вращения коленчатого вала двигателя транспортного средства | 1987 |
|
SU1438986A2 |
Сигнализатор износа тормозных накладок | 1987 |
|
SU1411189A1 |
Устройство контроля источника питания | 1987 |
|
SU1515117A1 |
Устройство для контроля неравномерности действия тормозов автомобиля | 1984 |
|
SU1204991A1 |
Изобретение относится к области технической диагностики автомобилей. Цель изобретения - повышение эффективности контроля неравномерности срабатывания тормозов автомобиля. Датчики 2 и 3 тормозных сил правого и левого колес соединены через вычи- татель 1, интегратор 4 и компараторы 5 и 6 с элементом РАВНОЗНАЧНОСТЬ 7, которьп вырабатывает сигналы управления двухчастотным генераторсзм 8. Вькод генератора 8 через элемент 9 И-ПЕ соединен со светодиодом 10. В схеме использованы ключевой элемент 16, определяющий частоту генератора 8 (1 или 4 Гц), и датчик торможения 11, соединенный с интегратором 4 через одновибратор 12, вырабатывающий сигнал разрешения интегрирования. Интегратор 4 вырабатывает сигнал, пропорциональны11 разности интегралов от тормозных си.ч датчиков 2 и 3, соответствующий неравномерности срабатывания тормозов. Ecjni напряжс- пиг на выходе интегратора 4 меньше -1В, то генератор 8, светодиод 10 работают с частотой 1 Гц, что указывает на недостаточную силу торможения правого колеса. В случае недостаточной силы торможения левого колеса интегратор 4 вырабатывает напряжение больше +1В, тогда генератор 8 и светодиод 10 работают с частотой 4 Гц. 2 ил. lO а) со 4; ю со 14) f
Яг
заЭ
Устройство для контроля неравномерности срабатывания тормозов автомобиля | 1984 |
|
SU1168454A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1987-10-07—Публикация
1986-04-07—Подача