1
изобретение относится к машинотроению и может,быть использовано беззазорных зубчатых передачах с егулируемым натягом.
Цель изобретения - повьппение надежности передачи путем упрощения регулирования и контроля натяга;в без- люфтовой кинематической цепи.
На чертеже схематически изображена предлагаемая беззазорная зубчатая
передача.
Беззазорная зубчатая передача содержит корпус 1, размещенные в нем входной взл 2, промежуточные валы 3-6 и выходной вал. Последний может §ыть выполнен в виде двух коаксиаль- но установленных с возможностью ограниченного относительного окружного смещения, внутренней и-наружной частей 7 и 8. На валах 2-6 и части 8 установлены зацепляющиеся и образующие замкнутую кинематическую цепь из двух ветвей зубчатые колеса 9-18. Колесо 9 установлено на -ведущем валу 2. Одна из ветвей кинематической цепи образована колесами 10-14, а другая - колесами 15-19. Передача содержит также устройство для выборки люфта с регулированием натяга в ветвях цепи,выполненное в виде замы- кающего ветви из колес 10-14 и колес 15-19 упругого элемента 20 и установленной в ветви из колес 15-19 сцепной зубчатой муфты для размыкания цепи. Упругий элемент 20 выполнен в виде пружины кручения, закрепленной
одним концом на выходном валу, а другим - на зубчатой колесе 14, установленном на выходном валу с возможностью окружного смещения. Сцепная зубчатая муфта состоит Из двух полумуфт. 21 и 22 с торцовыми зубьями,, первая из которых жестко соединена с колесом 17, установленным на про- 0 межуточном валу 6 с возможностью окружного смещения, а вторая закрепле-. на на. валу 6 осеподвижно и подпружинена к первой пружиной 23. В корпусе 1 шарнирно установлен рычаг 24 для 5 управления, включением сцепной муфты. Для взаимодействия рычага 24 с муфтой на прлумуфте 22 имеется упор 25, а на рычаге 24 - соответствующий упор 26. Рычаг 24 подпружинен относительно корпуса 1 в сторону размыкания упоров 25 и 26 пружиной 27. В корпусе 1 установлен также осеподвиж- ный управляющий вал 28 с закрепленным на нем дополнительным зубчатым ко лесом.29. На одном, из.кондов вала 28 закреплен наконечник 30 для взаимодействия с рычагом 24, а на другом - рукоятка 31 управления. Вал 28 подпружинен относительно корпуса 30 1 пружиной 32..
В варианте, выполнения выходного вала из двух коаксиальных частей 7 и наружной части 8 выполнен окружной паз, а упругий элемент 20 . крепится к .внутренней части 7 разме0
25
35
щенным в пазу наружной части 8 поводком 33. Вне корпуса 1 на одном
из одноименных концов частей выход- ного. вала установлено ведомое зубчатое колесо из двух закрепленных со- отве-тственно на упомянутых концах внутренней и наружной частей 7 и 8 вала дисков 34 и 35. На торце диска 34 выполнен окружной паз, а на смежном торце диска 35 установлен размещенный в пазу диска 34 ограничитель 36 смещения частей 7 и 8. Ведомое зубчатое колесо взаимодействует с зубчатым колесом 37 исполнительного органа (не показан). Входной вал 2 приводится во вращение двигателем 38
Передача работает следующим образом.
Вращающий момент от двигателя 38 через вал 2 и зубчатое колесо 9 пе- .редается на выходной вал по двум ветвям из колес 10-14 и 15-19 и далее на зубчатое колесо 37 исполнительного органа (не показан). Упругий элемент 20 обеспечивает относительный разворот частей 7 и В, а также выборку люфтов с необходимым натягом в ветвях из колес 10-14 и 15-19. При этом имеет место двухпро- фильное зацепление колес 10 и 15 с колесом 9 и дисков 34 и 35 с колесом 37. Сцепная муфта в рабочем положении включена, упоры ,25 и 26 по- лумуфты 22 и рычага 24 разведены. При необходимости регулировки или контроля натяга в ветвях цепи двигатель 38 выключают и перемещают управляющий вал 28 вдоль его оси (на чертеже в крайнее правое положение), сжимая пружину 32. Наконечник 30, упираясь в рычаг 24, поворачивает его на щарнире, сжимая одноврем.енно пружину 27. Упор 26 рычага 24 взаимодействует с упором 25 полумуфты 22 и перемещает последнюю вправо вдоль вала 6,. выключая тем самым сцепную муфту. Колесо 17 оказывается незафик сированньм в окружном направлении вала 6. Одновременно с перемещением вала 28 вправо закрепленное на нем колесо 29 вводится в зацепление с колесом 15 одной из ветвей. Вращением вала 28 в его крайнем правом положении с помощью рукоятки 31 устанавливают необходимую величину натяга в ветвях кинематической цепи и одновременно в зацеплении дисков 34 и 35 с колесом 37. Контролировать натяг можно динамометрическим ключом. После регулировки натяга снимают осевое
усилие с вала 28, вследствие чего вал 28, рычаг 24 и полумуфта 22 воз- . вращаются в исходное положение пружи- нами 32, 27 и 23 и передача готова к включению двигателя 38. Перемещением вала 28 в |срайнее левое, (на чертеже) положение можно ввести колесо 29 в зацепление с колесом 10 и с помощью
0 рукоятки 31 провернуть валы передачи |вручную для контроля свободы вращения. Наличие ограничителя 36 обеспечивает вывод из зацепления дисков 34 и 35 с колесом 37 без исчезнове5 ния натяга в цепи, что необходимо, например, при замене исполнительного органа. Ф о рмула изобретения
0 1. Беззазорная зубчатая передача, содержащая корпус, размещенные в нем входной-, выходной и промежуточные валы, установленные на валах и образующие замкнутую кинематическую цепь
5 из двух ветвей зубчатые колеса и устройство для выборки люфта с регулированием натяга в ветвях цепи, выполненное в виде замыкающего ветви цепи упругого элемента и установленной
0 в одной из ветвей сцепной зубчатой муфты для размыкания цепи, отличающаяся тем, что, с целью повьшения надежности, упругий элемент закреплен на выходном валу, передача
35
снабжена установленными в корпусе
рычагом для управления включением сцепной муфты и осеподвижным управляющим валом с закрепленным на нем дополнительным зубчатым колесом для
взаимодействия концом управляющего вала с рычагом и дополнительным колесом - с колесами ветвей цепи.
2. Передача по п.1, отличающаяся тем, что выходной вал выполнен в виде двух коаксиально установленных с возможностью ограниченного относительно окружного смещения внутренней и наружной частей с одними из одноименных концов, выступающими
из корпуса, упругий элемент закреплен на внутренней части, передача снабжена ведомым зубчатым колесом из двух закрепленных соответственно на выступающих концах внутренней и
наружной частей вала дисков, на торце одного из.последних выполнен окружной паз, а на смежном торце другого установлен размещенный в окружном пазу ограничитель смещения частей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Беззазорная зубчатая передача | 1988 |
|
SU1580101A1 |
ФРИКЦИОННЫЙ УСИЛИТЕЛЬ | 2003 |
|
RU2253769C2 |
АГРЕГАТ ДЛЯ УКЛАДКИ ОПТОВОЛОКОННОГО КАБЕЛЯ НА ПРОВОД ВОЗДУШНОЙ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ | 1996 |
|
RU2124256C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ АБРАМОВА В. А. | 2016 |
|
RU2686648C9 |
Устройство для формирования пакетов круглых лесоматериалов | 1986 |
|
SU1370035A1 |
Устройство для получения вращательного движения Абрамова Валентина Алексеевича (Абрамова В.А.) | 2016 |
|
RU2654690C9 |
СТАНОК ДЛЯ ОБТОЧКИ КОЛЕСНЫХ ПАР БЕЗ ВЫКАТКИ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОФИЛЯ БАНДАЖА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС | 1996 |
|
RU2107586C1 |
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЭНЕРГИИ ТЕКУЧЕЙ СРЕДЫ (ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2253039C2 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2006 |
|
RU2332599C2 |
Устройство для обработки цилиндрической поверхности с направляющей линией в виде трохоиды | 1981 |
|
SU984823A1 |
Изобретение относится к машиностроению, к беззазорным зубчатым передачам с регулируемым натягом. Цель - повышение надежности. Это достигается за упрощения регулирования и контроля натяга в безлюфто
Зубчатая передача | 1985 |
|
SU1307139A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1989-02-28—Публикация
1986-05-20—Подача