Фие.
Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к упрочняющей обработке металлов давлением, и может быть использовано при производстве зубчатых колес.
Цель.изобретения - повышение усталостной .прочности за счет стабилизации микротвердости поверхности зубьев по всей длине
На , 1-4 показана схема осуществления предлагаемого способа.
Способ осуществляют следующим образом.
Зубчатое колесо 1 расположено на шпинделе 2 установки для упрочнения (не показана), содержащей упрочняющие инструменты 3 и снабженной упорами, ограничивающими перемещение деформируемых зубьев нагрузками. На фиг.3 и 4 представлены эпюры остаточных напряжений и распределение микротвердости, полученные экспериментально на зубчатых колесах, обработанных по известному и предлагаемому спосо- бам.
Технологические усилия Р прикладывают к зубьям колеса 1 по длине их образующих (а,б,в,г) с исключением от действия нагрузок Р зон аб и вг, имеющих величину не менее трети модуля зуба, примыкающих к торцовым поверхностям колеса 1, но не более расстояния от торцовых поверхностей зубчатого колеса, в соответствии с соотношением
-- (0,8-1,2)-10
где Гр - радиус кривизны упрочняющего инструмента, мм; m - модуль упрочняемого колес а, мм.
Обработка зубчатых колес по предлагаемому способу может быть произведена на специализированных установках для урочнения с введением устройств или механизмов по ограничению и распределению нагрузок. Зубчатое колесо 1 устанавливают на оправку и закрепляют на шпинделе 2 станка для упрочнения. Упрочняющий инструмент 3 (по диаметральной плоскости) устанавливают относительно базового торца колеса на расстоянии, равном одно трети модуля зубьев, причем ход шпин деля 2 регулируют величиной управляющей нагрузки так, что остановка хо
10
15
20 25
о
35
40
45
50
55
да шпинделя 2 в верхнем положении происходит также на расстоянии не менее одной трети модуля зуба. Перемещая возвратно-поступательно шпиндель 2, производят поочередное упрочнение всех зубьев колеса 1 при приложении и снятии технологического усилия Р и синхронном ( в момент остановки колеса 1) вводе и выводе инструментов 3 под действием управляющей погрузки из впадин зубьев.
Благодаря применению предлагаемого способа практически полностью устраняется негативное действие поверхностного краевого эффекта, в существенно большей мере реализуется объемное деформационное упрочнение, в то же время компенсируется неравномерная конструктивная жесткость вдоль зубьев, снижается действие различных технологических отклонений, возникающих при производстве зубчатых колес, таких как погрешности геометрических параметров и формы зуба, разброс по механическим характеристикам, термообработке и т.п.
Для подтверждения эффективности предлагаемого способа осуществлена экспериментальная проверка на зубчатых колесах привода горизонтального вала трансмиссии одноковшового экскаватора 30-4111В, имеющих следующие геометрические параметры: модуль 10 мм, число зубьев 14, ширина венца 70 мм, материал-сталь 40х, термообработка-закалка ТВЧ активных поверхностей зубьев с обрывом закаленного слоя в пластической зоне переходных кривых-галтелях зубьев. Твердость при закалке ТВЧ-50 55HRC, переходной зоны 208 235НВ.
Упрочнение производят на модернизированном станке для автофретирова- ния типа ЛКП-34.М.01.М с использованием специального роликового инструмента типа 1ОЛКП-Д.ЭЗ.14.01 диаметром 120 мм при технологическом усилии на силовом гидроцилиндре 20х10 -3кгс. Регулировку хода шпинделя осуществляют за счет использования дросселя хода в гидросистеме протяжки. Последовательность обработки соблюдалась по следующему пдклу:
установка и закрепление колеса на шпинделе, снятие нагрузки на силовые гидроцилиндры и установка колеса по отношению к верхнему торцу на одну треть модуля, т.е., на 3+0,5 мм
51
относительно диаметральной плоскости упрочняющего инструмента
включение нагрузки на силовых гидроцилиндрах 20 0 кгс, ввод системы протяжки колеса через роликовые инструменты до отмеченного по колесу положения относительно нижнего торца (до расстояния 3+0,5 мм)j
остановка системы протяжки колеса и выключение нагрузки на силовых гидроцилиндрах;
ввод системы протяжки колеса при отведенных инструментах, выход колеса в свободное положение и поворот на шаг с последующим входом колеса в зону упрочняющих инструментов.
Формула изобретения 20
1. Способ упрочняющей обработки зубчатых колес при котором пластическое деформирование рабочих поверхнос
тей зубьев, дна впадины зубьев и переходных поверхностей осуществляют с нагружающим и технологическим усилиями, отличающийся тем, что, с целью повышения усталостной прочности зубьев за счет стабилизации микротвердости поверхности зубьев по всей длине, технологическое усилие прикладывают к зубьям по длине их образующих на расстоянии не менее 1/3 модуля от торцов зубчатого колеса.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при нагружающем усилии жесткого инструмента расстояние S определяется соотношением
-- (0,8-1,2)10- Р
где 3 р - радиус кривизны упрочняющего
инструмента, мм
m - модуль упрочняемого зубчатого колеса, мм.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ упрочнения деталей с выступами | 1973 |
|
SU859466A1 |
Способ упрочнения зубчатых колес | 1980 |
|
SU949009A1 |
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПОВЕРХНОСТНОГО УПРОЧНЕНИЯ ЗУБЬЕВ КРУПНОМОДУЛЬНЫХ КОЛЕС ПЛАСТИЧЕСКИМ ДЕФОРМИРОВАНИЕМ | 2002 |
|
RU2213148C1 |
Способ упрочняющей обработки зубчатых колес | 1981 |
|
SU982839A1 |
СПОСОБ СТАТИКО-ИМПУЛЬСНОГО ПОВЕРХНОСТНОГО УПРОЧНЕНИЯ СФЕРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ | 2008 |
|
RU2361716C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИМПУЛЬСНОГО УПРОЧНЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2007 |
|
RU2360781C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТАТИКО-ИМПУЛЬСНОГО ПОВЕРХНОСТНОГО УПРОЧНЕНИЯ СФЕРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ | 2008 |
|
RU2361717C1 |
СПОСОБ СТАТИКО-ИМПУЛЬСНОЙ ОБРАБОТКИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2011 |
|
RU2470761C2 |
Устройство для обработки впадин зубьев зубчатых колес | 1985 |
|
SU1389918A1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ПОВЕРХНОСТНЫМ ПЛАСТИЧЕСКИМ ДЕФОРМИРОВАНИЕМ | 2009 |
|
RU2430806C2 |
Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при производстве зубчатых колес. Изобретение позволяет повысить усталостную прочность зубчатых колес, подвергаемых объемному упрочнению, и сохранить геометрию зубьев. Технологические усилия прикладывают к зубьям колеса по длине их образующих с исключением от действия нагрузок зон аб, вг, имеющих величину не менее трети модуля зуба, примыкающих к торцовым поверхностям колеса. Эпюра остаточных напряжений вдоль зуба равномерно распределяется за счет волны пластического течения материала от начала деформирования непосредственно до торцовой поверхности. Показатели микротвердости имеют стабильные значения с небольшим, до 5%, уменьшением на торцах зубьев. Это позволяет стабилизировать микротвердость поверхности зубьев по всей длине. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Фие.2
i
Ну
Ib
(- O O P о 0
Фиё.З
uT
.
Тг
«t
ё.
0
M
F
фиеЛ
Устройство для упрочнения зубчатых колес | 1980 |
|
SU948509A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1989-06-23—Публикация
1986-02-27—Подача