Устройство для определения динамических наклонений морского судна на качке Советский патент 1989 года по МПК G01C9/22 

Описание патента на изобретение SU1525461A1

(риеЗ

Изобретение относится к измерительной технике в судовождении и может быть использовано для определения динамических наклоненир морского судна на качке.

Цель изобретения - повьпиение точности за счет уменьшения влияния ошибок, обусловленных изменением положения центра масс и действием угловой скорости и углового ускорения.

На фиг. 1 дана схема размещения маятников на судне; на фиг. 2 - схема сил, действующих на маятник на качке; на фиг. 3 - схема предлохсенного устройства.

Устройство содержит датчики 1-4, вычислительную схему 5 и индикатор 6, вход которого соединен с выходом схемы 5. Выходы датчиков 1-4 соединены с входом схемы 5.

Устройство работает следующим образом.

На судне в плоскости мидель-щпан- гоута на вертикали, по которой указан ная плоскость пересекается с диаметральной плоскостью, в точках А, А,, А, А. на .четырех уровнях, например выше центра тяжести судна (т. 0), принимаемого за центр качания, устанавливают датчики 1, 2, 3, 4 (кренометры маятникового или жидкостного типа) . При этом расстояние между датчиками равно Л (между I и 2, 2 и 3, 3 и 4 соответдтвенно).

При наклонах судна на качке одновременно производят отсчеты по кренометрам 1-4 и по полученным измеренным данным вычисляют действительные текущие значения углов наклона судна.

Это возможно по следующим соображениям.

При качке судна механический маятник, если он подвешен в точке, не сов падающей с центром качания корпуса судна, дает угол наклона судна, не равный действительному.

На фиг. 2 прямая ОА изображает след диаметральной плоскости судна, наклонившегося при бортовой качке на угол ср к вертикали. Точка О - центр качания судна, т. А, - точка подвеса маятника кренометра 1, отстоящая от центра качания на расстояние г, а - ускорение, обусловленное действием радиального и тангенциального ускорений, R - равнодействующая ускорений.

Производя отсчет по датчику 1, получают угол (, , не равный tf. При

это.ч связь между текушими значениями этих углов можно 11редс авить как atcos - Ч

--g(4, )

g .t l/ + а pCosM

(I)

10

15

20

25

30

35

40

где (f, , С/) - измеренный с помощью кре- нометоа 1 и действительный угол наклона судна;

dCO а. г -- - тангенциальное ускорение;

2 а ru) - радиальное ускорение;

g ускорение силы тяжести;

U - У|ловая скорость наклона судна;

г - отстояние точки А, подвеса маятника до центра О качания судна.

При динамическом крене судна на каждую единицу массы в точке А « действует ускорение силы тяжести g и ускорение а, обусловленное действием тангенциального aj и радиального а ускорений при колебательном движении точки А( на качке. Поэтому положение маятника в каждый данньЕЙ момент соответствует не направлению действия ускорения силы тяжести g (не по отвесной линии), а равнодействующей R (мгновенной вертикали), т.е. маятник отклоняется от отвесной линии на некоторый угол. Величина этого отклонения зависит от значения ускорений на качке, угла наклона и расстояния от точки подвеса маятника до центра качания судна. Значение разностного угла увеличивается по мере удаления точки подвеса маятника от центра качания судна, т.е. значения измеренных углов q, , Cft « М, 1|ф наклона судна, полученные одновременно от датчиков I, 2, 3, 4, расположенных на вертикальной оси судна на различных расстояниях от его центра качания, отличаются по величине.

45

На этом основании (с подстановкой вместо а и а их вьфажений) для текущих значений углов наклона, измерен- ньпс с помощью датчиков 1-4, можно записать;

5

tg(4 i-4 )

tg(4 i -Ч)

(2)

do)1 .

г -- cosc; - гизшч)

d(0 .I

g + Г-- sincf+rucobtf

(r+u) - cos(f-(r-fu)o sin(f at

.dCO

;(3)

g+(r-fb)-- sin((.)(jfco3(t

dt

.d(J

()-- cosif-(r + 2u)u sinif tg(cf, -(f)- ------;

g+(r+2A)7- sin(f4(r + 2A)(JcosCP

(r+3u)-- cost/ -(r-t-3A)Wsin(/ dt

gW4-l/)

g+(r+3b)-- sinCf+Cr+SAX/cosif

(5)

где cp, , Cf , Ц, , Cp - измеренные с по-

мощью датчиков 1 4 текущие значения динамических углов крена судна на качке; Cf - текущее значение действительного динамического угла крена судна; СО - текущее значение действительной угловой скорости наклонения судна при крене, В уравнениях (2)-(5) неизвестными

являются cf, СО, и г. Для исключения

.0 dCO

осреднения т величина -- также принята неизвестной. Поэтому в предложенном устройстве для определения знача- НИИ 1 должно быть использовано не менее чьгырех датчиков, размещенных на судне указанным образом.

Решая совместно уравнения (2)-(5), получим

,. 4 arctgC2а

(6)

где а Atgq, tgg,- 3tg(pitgCf,-3tg4. Atgcfitgif - tgg ,tgCf4-4o

-tgqi, tg4i;

b - 3tgifitgVi- 3tg4 itgg ,tg(f4+

+ - , 3tgq , tgc,tg(| -4tgVtgCf + 3tgVtgU ,+ tgq, tgV-3tgif, tgifitgCf, 3tgcf,tg(/itgci4; 45 с 4tgtf,tgtfitg 4 3- tg(/ tg i/.tgo,-3tgCf. tg4 itgt; tgcf4+ tg cfjtgt tgtp - -Stg ljtg i;,- tgq itgq .tgcp.

Таким образом, в предложенном уст- ,« ройстве действительные текущие значения углов tf наклона судна на качке получают путем вычислений по формуле (6) по данным измеренных с помощью датчиков 1-4 углов („ Ч .ч.Ч ,, на уровнях А(, Ае, А, А по вертикали судна.

Устройство позволяет определить динамические наклонения судна при кре1525A61

не или дифференте на качке в зависимости от того, в какой плоскости установлены кренометры.

Данные об измеренных текущих значениях углов наклона ср, , gi , ц, , ср от датчиков 1-4 поступают в вычислительную схему 5, где по формуле (6) определяется действительное текущеее значение угла С наклона судна, которое затем поступает на индикатор 6 (фиг. 3).

Точность определения углаCf, в основном, зависит от точности выбранных датчиков 1-4. Если расстояния меж ду смежными уровнями не равны и выбраны произвольно, расчетная формула принципиально не изменяется. При этом изменяются только значения а, Ь и с, так как в них присутствуют расстояния между уровнями, т.е.:

- - -г| Г:ГЙ1 м.-(М,

i.b.,.

.- .)

ь -6,(6,u.)(6,tg%-u,t8(f, s,(i.H.)tgi,.(i,-A,||:f|| - - гЙ: Й - - -(M..t.6,MfgbEf| - (A,es4.-«.ts4,,A.-a.. с . (Me4-N.i :Eff|).

,u,tgCf4- (й.Лг+Д1 +&.&,)«

(&,,)tgCf.(u,tgqi,- Д tgl trtgVi-. ,

где Д , расстояние между A, и ug - расстояние между A и uj - расстояние между A, и A4.. Отметим, что датчики можно устанавливать как ниже, так и выпе центра масс судна. Тогда при вычислениях необходимо учитьшать изменение знака составляющих ускорения.

Предложенное устройство для определения динамических наклонений морского судна на качке, кроме углов, определения других характеристик не требует ( в том числе положения центра качания судна и позволяет повысить точность определения текущих значений углов наклона судна на качке, что обеспечивает более полные возможности изучения качки и оперативного контроля остойчивости судов.

Формула изобретения

1. Устройство для определения динамических наклонений морского судна на качке, содержащее первый и второй ма- ятниковые датчики и вычислительную

схему с индикатором, входы которой соединены с выходами датчиков, о т- личающееся тем, что, с целью повьш1ения точности за счет уменьшения влияния ошибок, обусловленных изменением положения центра масс и действием угловой скорости и углового ускорения, оно дополнительно снабжено третьим и четвертым маятниковыми датчиками, выходы которых подключены к вычислительной схеме, каждый из датчиков вьшолнен короткопериодным, а все датчики расположены на одной прямой на известных расстояниях друг от друга.

2. Устройство по п. 1,отлича- ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения, расстояния между соседними маятниковыми датчиками равны между собой.

Похожие патенты SU1525461A1

название год авторы номер документа
Устройство для измерения углов наклона 1986
  • Бойков Вячеслав Иванович
  • Лебедев Владимир Васильевич
  • Рыжков Виталий Аркадьевич
SU1420369A1
Судовой электронный кренодифферентометр 2023
  • Грязин Дмитрий Геннадиевич
  • Падерина Татьяна Владимировна
RU2817308C1
СТАТОДИНАМИЧЕСКИЙ КРЕНОМЕТР 1992
  • Ходорковский Яков Ильич
  • Анучин Олег Николаевич
  • Биндер Яков Исаакович
  • Гусинский Валерий Залманович
  • Емельянцев Геннадий Иванович
RU2057679C1
Маятниковый кренометр 1976
  • Котов Михаил Матвеевич
  • Демин Анатолий Владимирович
  • Панков Эрнест Дмитриевич
SU591690A1
СИСТЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ПОСАДКИ АВАРИЙНОГО ПОДВОДНОГО ОБЪЕКТА В НАДВОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ В УСЛОВИЯХ КАЧКИ 1997
  • Алексеев С.В.
  • Абатуров С.Б.
  • Вакс А.И.
  • Спиро В.Е.
  • Баранов П.С.
  • Позняк К.С.
  • Касьянов В.В.
  • Кузнецов Ю.И.
  • Мещеряков В.Е.
RU2116929C1
Маятниковый кренодифферентометр 1977
  • Бублик Григорий Федорович
  • Глазунов Иван Егорович
  • Слюсарь Виктор Михайлович
  • Федоров Владимир Николаевич
SU678286A1
Измеритель собственной частоты и коэффициента демпфирования бортовой качки судна 1971
  • Агеев Михаил Дмитриевич
  • Горнак Виталий Евгеньевич
  • Ялынычев Николай Андреевич
SU441193A1
Обращенная маятниковая система с гипертрофированным периодом колебания для определения угла отклонения от горизонтальной плоскости 2020
  • Бровкин Владимир Николаевич
  • Маркин Александр Борисович
RU2748648C1
КРЕНОМЕТР 1973
  • Н. С. Терехов
SU395712A1
САМОСТАБИЛИЗИРУЮЩИЙСЯ АНТЕННЫЙ ПОСТ СУДОВОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СТАНЦИИ 1997
  • Виноградов Л.Г.
RU2125755C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 525 461 A1

Реферат патента 1989 года Устройство для определения динамических наклонений морского судна на качке

Изобретение относится к измерительной технике в судовождении и может быть использовано для определения динамических наклонений морского судна на качке. Целью изобретения является повышение точности за счет уменьшения влияния ошибок, обусловленных изменением положения центра масс и действием угловой скорости и углового ускорения. С четырех датчиков 1-4 устройства, выполненных в виде короткопериодных маятников, поступает информация на вычислительную схему 5 с индикатором 6. Датчики 1-4 расположены на одной прямой на известных расстояниях друг от друга. Положение прямой линии относительно центра масс может быть произвольным. Для упрощения, расстояния между соседними маятниковыми датчиками выбраны равными между собой. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения SU 1 525 461 A1

./

иг

Фиг. 2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1525461A1

Шулейкин В.В
Физика моря
М., АН СССР, 1953, с
Непрерывно действующая хлебная печь 1925
  • Ф. Кютс
SU968A1
Палент Великобритании № 1321025, кл
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 525 461 A1

Авторы

Бойков Вячеслав Иванович

Кирсанова Нина Александровна

Лебедев Владимир Васильевич

Рыжков Виталий Аркадьевич

Даты

1989-11-30Публикация

1987-03-11Подача