ел со ю ел
J-74
i, i ifi 4 тение относится к машиностроению и приборостроению и может быть ис- прльчопано в механизмах, обеспечивающих адержк включения ведомого элемента пос- т включения ведущего.
: изобретения - расширение функциональных возможностей путем задержки передачи момента на нагруженный тормозным моментом ведомый элемент механизма, а также сокращение осевых габари- foB, повышение долговечности путем умень- 1|пенпя контактных напряжений в момент заклинивания, импульсная передача момента i(i прощение конструкции. | На фш. S показана кинематическая (:хема механизма; на фиг. 2 - элемент ограничители, выполненный на зубе колеса; га фиг. 3то же, выполненный на
зпадине; на фиг 4 -- то же, выпол- 1СШЫЙ подпрчжиненным; на фиг. 5 - ки- ic-матическан схема механизма с внутренним зацеплением; на фиг. 6 - то же, с до- |по.1ннтельным зубчатым колесом; на фиг. 7 - механизм согласно фиг. 6. сечение.
Механизм (фиг. I) содержит централь jiroe зчбчатое колесо 1, планетарное зубчатое колесо 2, установленное на водиле 3, на зубе 4 одного из з бчатых колес закреплен ччсмент 5 ограничителя, второй элемент 6 которого расположен на дне впааины 7 зубчатого колеса. Элементы 5 и 6 образуют ограничитель вращения зчбчагых колес 1 и 2. Указанные элементы могут быть выполнены из упругих материалов либо в виде стержней, закрепленных, например запрессованных, в г б и во впадину, .либо выполнены в виде подпрчжиненного стержня 8. Элементы ограничителен могут быть закреплены также на торцах зубчатых колее.
Центральное зхбчатое колесо может быть выполнено в виде колеса 9 с внутренним зацеплением. По другому варианту дополнительное зубчатое колесо 10 установлено на водиле 3 и образуют зубчатую передачу с колесом 2. Ось колеса 10 расположена в плоскости осей зубчатых колес 1 и 2. В з бчатом колесе 2 выполнено диаметральное отверстие 11, в котором установлены с обеих сторон элементы ограничителей вращения колес 2 и 10, жестко соединенные между собой, образуя стержень 12. На дополнительном колесе 10 установлен стержень 13, длина которого F определяется из выражения
F A-D-B,
где ,4 межцентровое расстояние;
И расстояние между осью вращения
колеса и выступом в его впадине;
D расстояние между осью вращения
колеса и выступом на его зубе.
5
5
Стержень 13 вместе с одним из концов стержня Г2 образует ограничитель вращения колес 2 и 10.
На водиле может быть закреплен противовес 14. Механизм работает следующим образом.
При вращении колеса 1 водило 3 неподвижно. Колеса 1 и 2 вращаются свободно, так как элементы 5 и 6 ограничителя не взаимодействуют с элементами зубча- 0 того зацепления. При возникновении контакта между элементами 5 и 6 последние заклинивают колеса 1 и 2 и механизм начинает вращаться как единое целое, передавая момент на водило 3.
Аналогично работает механизм с колесом 9, имеющим внутреннее зацепление, и механизмы с дополнительным колесом 10. В последнем случае для заклинивания колес 1, 2 и 10 необходимо обеспечить одновременный контакт между элементами огра- 0 ничителей, расположенными на колесах, 1, 2 и 10. В случае возникновения контакта между указанными элементами на одной из пар колес, например между колесами 1 и 2, стержень 12 переместится в отверстии 11, заклинивание колес 1 и 2 не произойдет. То же произойдет и в случае контактирования между стержнем 13 на колесе 10 и концом стержня 12 на колесе 2.
Необходимость одновременного заклинивания двух ограничителей (для пар колес 1,2 Q и 2, 10) позволяет увеличить величину задержки передачи момента на ведомый элемент механизма.
Возврат механизма в исходное положение осуществляется обратным вращением ведущего элемента.
5
Механизм обратим.
Для обеспечения лучшей работы механизма необходимо,чтобы момент сопротивления вращению ведомого элемента превышал
0 суммарный момент трения ведущих звеньев. Например, при вращении колеса 1 момент сопротивления вращению водила 3 должен быть больше, чем результирующий момент от сил трения в зубчатой передаче и в шарнире колеса 2 (фиг. 1), либо в зубча5 тых передачах, шарнирах колес 2 и 10 и в отверстии 11 при перемещении в нем стержня 12 (фиг. 6).
В случае применения подпружиненных стержней 8 снижаются контактные напряжения в момент заклинивания, что повышает долговечность механизма. Такое выполнение указанных элементов, а также их выполнение из упругих материалов позволяет передавать момент на ведомый элемент механизма импульсами при непрерывном враще5 нии ведущего элемента, а также сократить осевые габариты, так как последние в этом случае не превышают габариты зубчатых колес. Выполнение элементов ограничителей из упругих материалов (например, упругих
полимеров, приклеенных к колесам) упрощает конструкцию механизма.
Предложенный механизм позволяет получить большие величины задержки.передачи момента на ведомый вал механизма (кото рые могут составлять тысячи оборотов ведущего вала).
Формула изобретения
2.Механизм по п. 1, отличающийся тем, что, с целью сокращения осевых габаритов, выступы выполнены в виде стержней
3.Механизм по п. , отличающийся тем, что, с целью увеличения величины задержки, ок снабжен установленным на во- диле с возможностью вращения и образующим зубчатую передачу дополнительным зубчатым колесом, ось которого расположена в плоскости осей зубчатых колес, и до1. Зубчатый механизм, содержащий ки- Ю полнительным ограничителем вращения, нематически связанные между собой зуб- один из элементов которого расположен на чатые колеса и ограничитель их относи- дополнительном зубчатом колесе, а - тельного вращения, выполненный в виде на установленном на водиле другом зубча- расположенных на зубчатых колесах с воз- том колесе, при этом расположенные на можностью взаимодействия между собой эле- последнем элементы ограничителя вращения ментов, отличающийся тем, что, с целью выполнены в виде стержней, соединенных расширения функциональных возможностей между собой и установленных с возмож- путем задержки передачи момента на нагру- костью перемещения в предусмотренном в женный тормозным моментом ведомый эле- этом колесе диаметральном отверстии, сум- мент механизма, он снабжен водилом, ось марная длина стержней определяется из вы- вращения которого совпадает с осью од- 20 ражения ного из зубчатых колес, другое зубчатое колесо установлено на водиле, один из элементов ограничителя выполнен в виде выступа на вершине зуба, а другой - в виде выступа во впадине, при этом расстояние 25 от вершины зуба до выступа во впадине
на одном колесе больше высоты зуба на другом колесе, расстояние от основания зуба до выступа на нем на одном колесе меньше глубины впадины на другом колесе,
F A-D-B,
где F - длина стержней;
А -межцентровое расстояние;
D -расстояние между осью вращения
колеса и выступом на его зубе; В -расстояние между осью вращения колеса и выступом в его впадине. 4. Механизм по пп. 2 и 3, отличающийся тем, что, с целью повышения долговеча сумма расстояния от оси вращения од- 30 кости путем уменьшения контактных напряполнительным ограничителем вращения, один из элементов которого расположен на дополнительном зубчатом колесе, а - на установленном на водиле другом зубча- том колесе, при этом расположенные на последнем элементы ограничителя вращения выполнены в виде стержней, соединенных между собой и установленных с возмож- костью перемещения в предусмотренном в этом колесе диаметральном отверстии, сум- марная длина стержней определяется из вы- ражения
F A-D-B,
где F - длина стержней;
А -межцентровое расстояние;
D -расстояние между осью вращения
колеса и выступом на его зубе; В -расстояние между осью вращения колеса и выступом в его впадине. 4. Механизм по пп. 2 и 3, отличающийся тем, что, с целью повышения долговеч
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Передача | 1982 |
|
SU1101608A1 |
Двухскоростной ручной привод запорной арматуры | 2019 |
|
RU2725336C1 |
Обгонный механизм | 1986 |
|
SU1411528A1 |
УСТРОЙСТВО для ПОВЕРХНОСТНОГО УПРОЧНЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1970 |
|
SU278379A1 |
Кантователь металлоконструкций под сварку | 1988 |
|
SU1532260A1 |
Устройство для наклонно-строчной магнитной записи и воспроизведения | 1986 |
|
SU1578759A1 |
Способ компенсации погрешностей типа "люфт" и устройство для его осуществления | 1977 |
|
SU682710A1 |
Механизм для передачи крутящего момента в двух направлениях с разной скоростью | 1981 |
|
SU1008531A1 |
САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ | 2007 |
|
RU2332601C1 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ | 1993 |
|
RU2097214C1 |
Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и может быть использовано в механизмах, обеспечивающих задержку включения ведомого элемента после включения ведущего. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем задержки передачи момента на нагруженный тормозным реактивным моментом ведомый элемент механизма, а также сокращение осевых габаритов, повышение долговечности путем уменьшения контактных напряжений в момент заклинивания, импульсная передача момента и упрощение конструкции. Механизм содержит центральное колесо 1, планетарные колеса 2 и 10, установленные на водиле 3, и элементы ограничителей вращения колес 1,2 и 10, выполненные в виде стержней (в т.ч.подпружиненных) либо вставок из упругих материалов. Вращение ведущего элемента, например колеса 1, происходит без передачи момента на ведомый элемент - водило 3 до тех пор, пока элементы ограничителя вращения не входят друг с другом в контакт, в результате чего происходит заклинивание колес 1, 2 и 10. В случае выполнения элементов ограничителей подпружиненными либо из упругих материалов может быть осуществлена передача момента импульсами при непрерывном вращении ведущего элемента механизма. 4 з.п.ф-лы. 7 ил.
ного колеса до выступа в его впадине и расстояния от оси вращения другого колеса до выступа на его зубе больше межцентрового расстояния колес, расстояние от выступа зуба до впадины на одном колесе больше
жении в момент заклинивания и импульсной передачи момента, стержни подпружинены в радиальном направлении.
3 т
ЛЈ6 7777
Фиг.1
жении в момент заклинивания и импульсной передачи момента, стержни подпружинены в радиальном направлении.
Рие.2
Фиг.З
9 Z
Г Фиг.5
Фиг.Ч
414
Справочник конструктора точных приборов/Под ред | |||
И | |||
Я | |||
Левина | |||
М.: Гос | |||
изд-во оборонной промышленности, 1953 с | |||
Кухонный очаг | 1922 |
|
SU537A1 |
Авторы
Даты
1989-12-30—Публикация
1987-10-02—Подача