- сддержание азота в чугуне
белого рабочего слоя, мас.%;
- содержание азота в чугуне
для промывки, мае. %; ,
- масса отбеленного хромонике- левого чугуна с низким содержанием кремния, кг;
- масса рабочего слоя валка,
кг;10
- масса чугуна для промывки,
кг.
При этом содержание никеля, мас.%, в отбеленном низкокремнистом чугуне устанавливают в соответствии с завис симостью
N, 4,0 - (10-20) Np.t.
Необходимость разработки нового способа получения двухслойных валков вызвана интенсификацией в последнее время процесса прокатки на листовых станах страны путем увеличения скорости прокатки, применением более вы- соких давлений, а также расширением сортамента и объемов проката из труднодеформируемых марок легированных сталей. Увеличение динамических циклических нагрузок на валки привело к возрастанию выкрашиваний в рабочем слое, повышению случаев поломок шеек и трефов.
Анализ,валков текущего производства показал, что при использовании известного способа применение в качестве отбеливающей добавки теллура позволяет расширить глубину отбеленного слоя за счет подавления графити- зации в его частях, удаленных от ли- той поверхности бочки, снизив тем самым спад твердости. Однако введение теллура сопровождается изменением в структуре рабочего слоя строения аустенито-карбидной эвтектики, крис- таллизация которой переходит от кооперативного роста эвтектических фаз к их раздельному росту и вместо ледебурита сотового строения в рабочем слое валков появляется грубый конгломерат эвтектических фаз с массивными кристаллитами цементита. Это приводит к снижению прочности и возрастанию хрупкости белого рабочего слоя. Известно, что в условиях высоких давлений и циклических нагрузок в ра бочем слое валков возникают микротрещины, являющиеся причиной выкрашиваний. Зарождение и рост микротрещин
,
,
10
15
20 25 зд
-,, Q д50
55
происходит в хрупком цементе. Недостаточный уровень прочности на изгиб, предопределяющий высокие значения критерия износа валков, связан также и с тем, что теллур является причиной появления в структуре металлической матрицы большого количества включений теллуридов марганца и хрома на междендритных границах, а также повышения степени аномальности продуктов эвтек- тоидного превращения аустенита. В связи с понижением уровня механических свойств рабочего слоя валков под влиянием теллура решено исключить его применение при отливке прокатных валков.
В связи с изложенным при разработке нового способа получения двухслойных валков методом промывки литейной формы в качестве отбеливающей добавки вместо теллура применяют азот, обеспечивающий низкий спад твердости за счет повышения степени дисперсности продуктов эвтектоидного превращения аустенита в удаленных от поверхности бочки областях рабочего слоя. В отличие от теллура азот не повышает склонность белого чугуна к раздельной кристаллизации эвтектических фаз, а поэтому повышает твердость (износостойкость) без его охрупчивания. Однако применение азота связано с опасностью образования в медленно охлаждающихся частях отливок (сердцевине и шейках валков) газовой пористости. Для исключения этого негативного явления азот в чугуне необходимо связать в нерастворимые соединения (нитриды) . Этого можно достигнуть ввеле- нием в жидкий чугун Ti, В или А1. Установлено, что для этой цели можно также использовать барий, который образует с азотом нерастворимые нитриды BaN.
Однако введение в металл, легированный азотом, Ti, В, А1 или Ва в сте- хиометрическом соотношении для образования нитридов приводит к нейтрализации азота как легирующего элемента и увеличению критерия износа чугуна рабочего слоя валков Цель изобретения достигается, когда нитридообразу- ющие элементы вводят в металл промывки так и в таком количестве, чтобы в рабочем слое валков азот находился в растворенном в матрице чугуна состоянии, а в сердцевине и шейках валков он был связан в нитриды.
51
Нейтрализация находящегося в медленно охлаждающихся частях отливок, азота нитридообразующими элементами позволяет применять для снижения критерия износа чугуна рабочего слоя валков сверхравновесные по отношению к пределу растворимости в жидком чугуне (0,015-0,02%) концентрации азота, поскольку в условиях ускорен- ного охлаждения поверхностного слоя бочек валков избыточный азот фиксируется в матрице чугуна в растворенном виде.
При смешивании заливаемых в форму расплавов в процессе промывки он взамодействует с введенными в соответствии с формулой изобретения элементами Ti, Ва, В, А1, образуя в жидком чугу сердцевины и шеек дополнительные цен тры графитизации. Это приводит к уве личению в структуре чугуна эвтектических зерен и полной его графитизации, результатом чего является повышение стрелы прогиба и циклической вязкости чугуна сердцевины и шеек валков.
Поскольку эти элементы связывают растворенный в расплаве азот, то они устраняют его отбеливающее влияние и степень графитизации чугуна повышается. Поэтому при разработке изобретения, предусматривающего ввод в чугун для промывки элементов, имеющих высокое химическое сродство с азотом, со- держание их определяют в количествах необходимых для связывания растворенного азота в нитриды и исключающих присутствие свободного азота, отбеливающего чугун. Таким образом, ввод азота в чугун для формирования рабочего слоя валков не только обеспечивает снижение спада твердости аналогично теллуру, но и в отличие от него обеспечивает снижение комплексного критерия износостойкости валков, а ввод в чугун для формирования сердцевины и шеек одного из элементов группы Ti, Ва, В, А1 устраняет число эвтектических ячеек, что обеспечивает повышение стрелы прогиба и циклической вязкостил Исключение применения теллура, который по нормам промсани- тарии относится к высокоопасным токсичным веществам, обеспечивает улучшение санитарно-гигиенических условий труда.
Учитывая то, что количество азота, который находится в рабочем слое вал
составляет
6
Np.p- тг 100
кг
N,.frсо5
д
5
0 с
держание азота в чугуне рабочего слоя, мае. %; mt - масса рабочего слоя валка, кг), то в остальном легированном низкокремнистом чугуне заливаемом в валковую форму, необNpc(m i - mi)
ходимо связать кг азота (m( - масса легированного низкокремнистого чугуна).
Кроме того, необходимо связать еще Nnpi пн
кг азота, (Nn«- содержание в промывном чугуне, мае. %;
100 азота nij - масса промьгоного высококремнистого чугуна, кг), который присутствует в промывном чугуне за счет пог- 0 лощения из атмосферы.
Для того, чтобы связать весь этот
кг нитг м
азот необходимо ввести -т-.- N,
14 Г
ридообразующего элемента (М - мол.м. вводимого элемента; 14 - атомный вес
азота) или 100% по отношению 14-М3
к металлу промывки„
i
Таким образом, количество, , Ti, В, Ва, А1, необходимое для полного связывания азота в сердцевине и шейках валка, можно определить по формуле
v - .c(m1 - та) + Nnpm
Л. - п 4 / LT
14 т
Азот является подобно никелю элементом, повышающим устойчивость аус- тенита.
Поскольку азот является аналогом никеля, то содержание последнего можно снизить на определенную величину, обеспечивающую получение бейнитной структуры и высокий критерий износа чугуна. Поскольку никель является дорогостоящим элементом, то снижение его содержания в чугуне приводит к существенному удешевлению последнего. Кроме того, при снижении содержания ,никеля в низкокремнистом металле автоматически уменьшается его содержание в сердцевине валков, а следовательно, и дисперсность продуктов распада аус- тенита, т.е. дополнительно повышаются вязкость и пластичность металла.
Азот в чугуне действует как мар- тенситообразующий элемент примерно
в 15 раз сильнее никеля и для обеспечения бейнитной структуры матрицы чугуна рабочего слоя валков содержание этих элементов в нем должно быть связано зависимостью
N
р.о
4,0 - (10-20) ,
где
N с - содержание никеля в рабочем слое валков.
Снижение содержания никеля в чугуне и связывание азота в сердцевине и шейках валков позволяют существенно понизить их твердость за счет повышения степени графитизации чугуна и .снижения микротвердости (дисперсности) продуктов распада аустенита., Это позволяет уменьшить расход металла на промыв-ку валков, снизить тем самым себестоимость литья.
Пределы содержания азота в чугуне ,07 мае. % определяются его количеством, необходимым для снижения критерия износостойкости валков и подавления графитизации в глубинных слоях рабочего слоя для получения низкого спада твердости. При содержании азота менее 0,01 мас.% не обеспечивается подавление графитизации в удаленных от литой поверхности бочки участках рабочего слоя и возрастает спад твердости, а также возрастают значения комплексного критерия изно- состойкости в связи со .снижением степени дисперсности продуктов эвтек- тоидного превращения аустенита. Увеличение концентрации азота более 0,07 мае Л приводит к увеличению содержания растворенного азота, что является причиной появления дефектов в виде азотистой пористости, и снижению стрелы прогиба и циклической вязкости ввиду образования большого количества нитридов.
Содержание элементов, имеющих высокое химическое сродство с азотом (Ti, Ва, В, А1), определяется их количеством, которое необходимо для нейтрализации отбеливающего действия азота и обеспечения дополнительных центров графитизации (подложек для выделения графита) в сердцевине и шейках. При уменьшении их содержания в промывном чугуне меньше величины
0 о Ј Гпе П тО , 0,8 д, где II u
не обеспечивается повышение стрелы прогиба и циклической вязкости. Увеличение их содержания до значений,
5
0
5
0
5
0
5
0
5
ношение
становится меньше
отношение
превышает 20,
превышающих величину 1,2 К/П, приводит к существенному возрастанию в чугуне количества нитридов, коагуляции их в крупные включения, что ведет к снижению циклической вязкости и стрелы прогиба чугуна шеек валков.
Если содержание никеля в чугуне увеличивается до значений, когда от- 4,0-Niy.c
К р.с 10, то чугун приобретает мартенситную
структуру, в результате чего уменьшается прочность, увеличиваются критерий износа чугуна, брак отливок по волосовидным трещинам и себестоимость, снижаются стрела прогиба и циклическая вязкость чугуна шеек.
Снижение содержания никеля в чугуне рабочего слоя до значений, когда 4,0-Hif.c
Np.c
приводит к получению трооститной и сорбитной структуры, имеющих низкие показатели прочности и твердости, в результате чего увеличивается критерий износа чугуна рабочего слоя.
Пример. В 30-тонной мартеновской печи выплавляют чугун для рабочего слоя -валков следующего состава, мае. %: С 2,71; Si 0,44; Мп 0,53; Р 0,32; S 0,05; Сг 0,75; Ni 3,42; N 0,04. Азот в чугуне получают добавлением в шихту азотированного феррохрома марки ФХН 1UOA (6,4% N) в количестве 300 кг. Усвоение азота составляет 62%.
Из полученного чугуна заливают 4 валка весом 7,2 т каждый. В качестве металла промывки используют ваграночный чугун в количестве 2,4 т на один валок. При проливке валков в чугун промывки поочередно вводятькг: ферробор марки ФБ20 10; алюминий 5; ферротитан 22 и .ферросиликобарий 95.. Температура заливки хромоникелевого чугуна 1330-1350 С, ваграночного - 1270-1300 С.
В процессе механической обработки валков от бочек и шеек отбираются темплеты для определения физико-меха нических свойств чугуна.
Предлагаемый способ обеспечивает снижение критерия износа валков на 27-41% при сохранении низкого спада твердости, повышение стрелы прогиба в 2,7-3,3 раза и циклической вязкости в 2,3-3,2 раза, а также снижение
стоимости валков на 10-27% и увеличение санитарно-гигиенических условий.
Формул
изобретения
1. Способ получения двухслойных прокатных валков, включающий заполнение литейной формы низкокремнистым хромоникелевым чугуном, введение в jg него отбеливающей добавки, выдержку этого чугуна для формирования однородного по глубине белого рабочего слоя, последующую промывку серым чугуном, отличающийся тем, что,с целью улучшения механических и служебных свойств валков,в низкокремнистый хромоникелевый чугун в качестве отбеливающей добавки вводят азот в количестве 0,01-0,07 мае. %, в чугун 20 промывки вводят один из элементов группы Ti, Ba, В, А1 в количестве К согласно зависимости
к(0,8-1,2) ,&(ш).ЫпршДмасЛ
где М - мол.Мо вводимого химического
элемента; Np.c содержание азота в рабочем
слое, мае. 7„ ъ
Nnp- содержание азота в чугуне для промывки, мае. %;
m - масса отбеленного хромоникелевого чугуна с низким содержанием кремния, кг;
та- масса рабочего слоя валка, кг;
т, - масса чугуна для промывки,
кг.
2. Способ поп.1, отличаюийся тем, что содержание никеля отбеленном низкокремнистом чугуне танавливают в соответствии с завимостью
Ni 4,0 - (10-20) Np.c , мас.%
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ отливки двухслойных чугунных прокатных валков | 1986 |
|
SU1452655A1 |
Чугун для прокатных валков | 1988 |
|
SU1636471A1 |
Способ отливки двухслойных прокатных валков | 1987 |
|
SU1480960A1 |
Чугун для прокатных валков | 1985 |
|
SU1323603A1 |
Чугун для прокатных валков | 1987 |
|
SU1516505A1 |
Брикет для модифицирования чугуна | 1990 |
|
SU1792999A1 |
Чугун для прокатных валков | 1991 |
|
SU1788070A1 |
Способ получения чугунных двухслойных прокатных валков | 1986 |
|
SU1337191A1 |
СПОСОБ ЛИТЬЯ ДВУХСЛОЙНЫХ ЧУГУННЫХ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ | 2004 |
|
RU2280534C2 |
Чугун для валков | 1982 |
|
SU1121309A1 |
Изобретение относится к литейному производству, а именно к способам получения двухслойных прокатных валков. Цель изобретения - улучшение механических и служебных свойств валков. Литейную форму заполняют низкокремистым чугуном,в него в качестве отбеливающей добавки вводят азот, выдерживают этот чугун до образования однородного по глубине белого рабочего слоя, затем "промывают" серым чугуном, в который вводят один из элементов группы TI, BA, B, AL в количестве, определяемом по формуле: K=(0,8-1,2){M[Nр.с(M1-M2+Nпр-M3]}/14 M3, где M - молекулярный вес вводимого химического элемента
Nр.с - содержание азота в рабочем слое, @ мас.%
Nпр - содержание азота в чугуне для промывки мас.%
M1-масса отбеленного хромоникелевого чугуна с низким содержанием кремния, кг
M2-масса рабочего слоя валка, кг
M3 - масса чугуна для "промывки", кг. Содержание никеля в отбеленном низкокремистом чугуне устанавливают по зависимости: NI = 4,0-(10-20)Nр.с, мас.%. Примщество. Использование феррованадиевого шлака позволяет ускорить процесс затвердевания шлака, повысить прочность и текучесть смеси, улучшить ее выбиваемость и санитарно-гигиенические условия труда из-за отсу
Будагьянц Н.А., Карский В.Е | |||
Литые прокатные валки | |||
- М.: Металлургия, 1983, с | |||
Способ обработки грубых шерстей на различных аппаратах для мериносовой шерсти | 1920 |
|
SU113A1 |
Способ получения чугунных двухслойных прокатных валков | 1986 |
|
SU1337191A1 |
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Авторы
Даты
1990-02-07—Публикация
1987-12-08—Подача