ел ел
ел
vj
СО
со
Изобретение относится к электротехнике, а именно к автоматизированным электроприводам постоянного тока, регулируемым при помощи сило- вых преобразователей и требующим точного поддержания заданных параметров.
Цель изобретения - повышение быстродействия и точности регулирования.
На чертеже изображена структурная схема электропривода.
Электропривод содержит электродвигатель 1, подключенный к управляемому преобразователю 2, в цепь управления которого включены последовательно соединенные регулятор 3 скорости и регулятор 4 тока, входы которых соединены соответственно с датчиками скорости 5 и тока 6. При этом регулятор 3 скорости образован последовательно включенными устройством 7 задания желаемой переходной характеристики, выполненным в виде апериодического звена, блоком 8 сравнения и безынерционным звеном 9, регулятор 4 тока образован последовательно включенными устройством 10 задания желаемой переходной характеристики, также выполненным в виде апериодического звена, блоком 11 сравнения и безынерционным звеном 12, при этом входы устройств 7 и 10 задания желаемой переходной характеристики являются входами регуляторов скорости 3 и тока 4 для подключения задающего устройства 13 и выхода предыдущего регулятора, вычитающие входы блоков 8 и 11 сравнения - входами регуляторов 3 и 4 для подключения датчиков 5 и 6, а выходы безынерционных звеньев 9 и 12 - выходами регуляторов.
Электродвигатель 1 содержит механическую часть 14, якорную цепь 15 звено 16 внутренней обратной связи по ЭДС, звено 17 внутренней связи момента и тока.
Кроме того, на структурной схеме приняты следующие обозначения: RJ - суммарное сопротивление
якорной цепи электродвигателя постоянного тока; С - конструктивная постоянная
времени электродвигателя; ЛКЯ Тц -Ј2Д - механическая постоянная
времени электродвигателя; J - суммарный приведенный мо
-. 5
0
5
0
мент инерции электропривода;
Р - оператор преобразования Лапласа;
LH
R
L. К
тп
Т„ oct
К, т К
осе
К постоянная времени якорной цепи электродвигателя; индуктивность якорной цепи; коэффициент тиристорного преобразования; малая некомпенсирующая постоянная времени;
КпгТ - коэффициент обратной связи по току якоря; коэффициент передачи безынерционного звена регулятора тока;
постоянная времени устройства задания желаемой переходной характеристики регулятора тока; коэффициент обратной связи по частоте вращения; коэффициент передачи безынерционного звена регулятора скорости; постоянная времени устрой-
ства задания желаемой переходной характеристики регулятора скорости; частота вращения электродвигателя;
момент статического сопротивления;
Iji - ток якоря электродвигателя; Uт - выходной сигнал регулятора
тока; Uc - выходной сигнал регулятора
скорости;
U5 - сигнал задания установившегося значения скорости. Электропривод работает следующим образом.
Скачкообразный сигнал задания Ug определяющий требуемое установившееся значение скорости, поступает на устройство 7 задания желаемой переходной характеристики, формирующее требуемую зависимость входного сигнала от времени. Если сигнал обратной связи Uoc отличается от требуемого, с блока 8 сравнения снимается разность названных сигналов и усиливается безынерционным звеном 9. Сигнал с этого устройства (выходной сигнал регулятора скорости U) подается на устройство 10 задания желаемой переходной характеристики, с которого снимается зависимость требуезс
03 М„ 15
мого сигнала во времени. Этот сигнал сравнивается с сигналом обратной связи UOT и усиливается безынерционным звеном, выходной сигнал которого UT является выходом регулятора тока. Значительные формировки сигналов управления компенсируют постоянные времени, вызывая изменение тока в соответствии с требуемым сиг- IQ налом с устройства 10, т.е. близкий к желаемому переходный процесс. Форсированное изменение тока вызывает изменение скорости, а так как регулятор тока подчинен регулятору скорости, то ток регулируется так, чтобы обеспечить изменение скорости в соответствии с сигналом, снимаемым с устройства 7.
Таким образом, в предлагаемом электроприводе осуществляется заданный быстродействующий процесс регулирования частоты вращения. В установившемся режиме благодаря большим коэффициентам передачи, поддерживается высокая точность поддержания регулируемых величин.
Рассматриваются процессы в системе подчиненного регулирования электропривода, начиная с внутреннего кон- 30 тура регулирования тока, состоящего из объекта регулирования: якорной цепи 15 электродвигателя и регулируемого преобразователя 2. Передаточная функция объекта регулирования контура без учете влияния ЭДС, как это обычно принято, имеет вид
i(P)K™./RfL
К
эт
-JSjKja/Rj 1+К,К-тп КосТ /R«
При больших значениях К, влияни 5 колебательного звена на переходный процесс контура тока становится не значительным, так как Т3т Тт, и почти полностью определяется устро ством, задающим желаемый переходны процесс, в данном случае апериодическим звеном с постоянной времени TJT. Таким образом, с достаточной степенью точности контур тока може быть представлен, как
(P)
Ы11 UC(P)
KJI .
20
25
Передаточная функция объекта ре гулирования контура скорости имеет
вид
W(P) У1Р1 . ( } 1д(Р) Т„Р
Передаточная функция замкнутого контура скорости имеет вид
1
W(P)
U«,(P) Т5ГР+1 т(Р +ТсвР
где Т 35
К
ТиТм ,
K2K4TR KOCC /C
TN
К яК з7 RijK otc /С
/СК
с
ОС с
WOT (Р) т т т 21Т7т;4Тф ;Гв11 ПРИ больших значениях Кп влияние
UrlrJif. La г 1ы + 1л ) г т
г Г -40 колебательного звена на переходный (1).
Иначе ее можно записать в виде
w {Р) Ы11Km/
UT(P) TЈP2+2 TTP+1
где Тг (Т„+Т,)/21|тГт7.
процесс контура скорости становится незначительным, так как Tt| Тс„, и процесс почти полностью определяется устройством задания жела
45 емой переходной характеристики, в данном случае апериодическим звеном с постоянной времени Tic, в других случаях это может быть любая другая в том числе оптимальная, по какомуПередаточная функция замкнутого контура тока вместе с регулятором имеет вид
W3T (Р)
где Тт Таким образом, быстродействие с темы электропривода для предлагаем
1
liLll 1,Кзт
Ub(P) ТьтР+1 Т 2Р2+2 Ту Р+1 го технического решения может быть
Тт.
il+K,KT1,K0cT/R Т
Ijl+K.K K T/Rft
55 Однако безграничное повьшение быстродействия системы недопустимо это связано с невозможностью физиче кой реализуемости узлов с бесконечными коэффициентами передачи, а та
К
эт
-JSjKja/Rj 1+К,К-тп КосТ /R«
При больших значениях К, влияние колебательного звена на переходный процесс контура тока становится незначительным, так как Т3т Тт, и он почти полностью определяется устройством, задающим желаемый переходный процесс, в данном случае апериодическим звеном с постоянной времени TJT. Таким образом, с достаточной степенью точности контур тока может быть представлен, как
Ы11 UC(P)
KJI .
Передаточная функция объекта регулирования контура скорости имеет
вид
W(P) У1Р1 . ( } 1д(Р) Т„Р
Передаточная функция замкнутого контура скорости имеет вид
1
W(P)
U«,(P) Т5ГР+1 т(Р +ТсвР-И
где Т
К
ТиТм ,
K2K4TR KOCC /C
TN
К яК з7 RijK otc /С
/СК
с
ОС с
колебательного звена на переходный
процесс контура скорости становится незначительным, так как Tt| , Тс„, и процесс почти полностью определяется устройством задания жела-
емой переходной характеристики, в данном случае апериодическим звеном с постоянной времени Tic, в других случаях это может быть любая другая, в том числе оптимальная, по какомулибо критерию зависимость.
Таким образом, быстродействие системы электропривода для предлагаемого технического решения может быть
Однако безграничное повьшение быстродействия системы недопустимо: это связано с невозможностью физической реализуемости узлов с бесконечными коэффициентами передачи, а также по условиям устойчивости. Поскольку предлагаемые регуляторы не обеспечивают абсолютной устойчивости сис- темьг, то реальное быстродействие при котором система устойчива, зависит от конкретного соотношения величин постоянных времени Ти и TjT. Значение быстродействия, при котором гарантирована устойчивость после замыкания контура скорости
т - Тт хпр-вА 2-
Т
эквивалентная постоянная времени, соответствующая предельному быстродействию контура тока.
Формула изобретения
Электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель, подключенный к управляемому преобразо
5
0
вателю, в цепь управления которого включены последовательно соединенные регуляторы скорости и тока, входы которых соединены соответственно с датчиками скорости и тока, отличающийся тем, что, с целью повышения быстродействия и точности регулирования, каждый регулятор образован последовательно включенными устройством задания желаемой переходной характеристики, выполненным в виде апериодического звена, блоком сравнения и безынерционным звеном, при этом вход устройства задания желаемой переходной характеристики является входом регулятора для подключения задающего устройства или выхода предыдущего регулятора, вычитающий вход блока сравнения - входом регулятора для подключения датчиков, а выход безынерционного звена - выхо дом регулятора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕНСАЦИИ ВЛИЯНИЯ ГАРМОНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ МОМЕНТА НАГРУЗКИ В ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2576594C1 |
СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ ВЛИЯНИЯ ГАРМОНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ МОМЕНТА НАГРУЗКИ В ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2015 |
|
RU2608081C2 |
СПОСОБ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ С ГАРМОНИЧЕСКИМ МОМЕНТОМ НАГРУЗКИ В ШИРОКОМ ДИАПАЗОНЕ СКОРОСТЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2020 |
|
RU2761780C1 |
Самонастраивающаяся робастная система управления | 2023 |
|
RU2819264C1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА | 1990 |
|
RU2011286C1 |
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ГАРМОНИЧЕСКИХ ВОЗМУЩЕНИЙ МОМЕНТА НАГРУЗКИ В ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ | 2016 |
|
RU2648930C1 |
СЛЕДЯЩИЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД | 2012 |
|
RU2489798C1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТОМ С УПРУГИМИ СВЯЗЯМИ | 2011 |
|
RU2489797C1 |
Электропривод постоянного тока | 1991 |
|
SU1815785A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ | 2017 |
|
RU2659370C1 |
Изобретение относится к электротехнике, а именно к автоматизированным электроприводам постоянного тока, регулируемым при помощи силовых преобразователей и требующим точного поддержания заданных параметров. Цель изобретения - повышение быстродействия и точности регулирования. Для достижения цели каждый регулятор в системе управления образован последовательно включенными устройством 7 задания желаемой переходной характеристики, выполненным в виде апериодического звена, блоком 8 сравнения и безынерционным звеном 9. Вход устройства 7 задания желаемой характеристики, являющийся входом регулятора, подключен к выходу предыдущего регулятора. Выход устройства 7 подключен к первому входу сумматора 8, второй вход которого подключен к датчику регулируемой величины. Выход сумматора 8 подключен входу безынерционного звена 9 с большим коэффициентом передачи. Данное устройство, сохраняя апериодический характер переходных процессов, обеспечивает точность и быстродействие электропривода. 1 ил.
Редактор Г. Гербер
Составитель В.Кузнецова Техред М.Ходанич
Заказ 560
Тираж 450
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент, г.Ужгород, ул. Гагарина,101
Корректор Н. Ревская,
Подписное
Электротехническая промышленность | |||
- Сборник, сер | |||
Электропривода, вып | |||
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Лебедев Е.Д | |||
и др | |||
Управление вентильными электроприводами постоянного тока | |||
- М.: Энергия, 1970, с | |||
Способ окисления боковых цепей ароматических углеводородов и их производных в кислоты и альдегиды | 1921 |
|
SU58A1 |
Авторы
Даты
1990-04-07—Публикация
1987-01-04—Подача